Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 4 г. Волгограда
Методическая разработка
урока русского языка в 5 классе
по программе С.И. Львовой и В.В. Львова
(с презентацией)
«Устаревшие слова»
учитель русского языка и литературы
Гузенко Ирина Владимировна
МОУ гимназия № 4
г. Волгоград, 2014 год
Методическое обоснование урока.
Целенаправленное умственное развитие учащихся становится одной из центральных задач теории и практики обучения. Основное требование к современному уроку — коммуникативная деятельность учащихся, которая основывается на умении учителем создать «соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки» (концепция Роджерса К.).
Данный урок основан на личностно-ориентированном подходе в обучении, который предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективной и групповой деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности учащихся.
Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной и интеллектуальной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы.
Актуальность данной разработки обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, использованием новых информационно-коммуникационных технологий, развитием активности.
Технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром, где он познает этот мир, развивая свои интеллектуальные способности. Урок предполагает активную работу учащихся в процессе педагогического общения: совместно с учителем формулируют тему урока, определяют цели и задачи, делают выводы, приводят примеры, основанные на собственных наблюдениях. Учащиеся не просто воспроизводят информацию, но и высказывают свои мысли, свое мнение, спорят, доказывают, учатся самостоятельно мыслить.
Данная разработка направлена на формирование следующих интеллектуальных умений: развитие устной и письменной речи, наблюдательности, формирование умений сравнивать, противопоставлять, анализировать, выделять главное, проводить обобщение. Урок направлен также на развитие исследовательских навыков (доклады учащихся), освоение элементов проектной деятельности, развития творческих способностей.
Так как главным элементом технологии личностно-ориентированного обучения является создание мотива урока, заинтересованности в нем, желания активно работать, на первом этапе мотивирую учащихся к дальнейшей работе. Организация совместного целеполагания обеспечивает достижение такого показателя эффективности учебной деятельности, как преемственность между знанием и способностью ученика настроиться на поиск источников новых знаний, смысла, связей явлений. Таки образом, в процессе опоры на уже известное знание в сознании учащихся возникает проблемная ситуация. Деятельность учителя определяется постановкой целесообразных вопросов, которые подводят учащихся к новой теме.
Структура урока соответствует его цели и типу. Урок содержит вводную часть, работу с новым материалом, динамическую паузу. Последним элементом методической структуры данного урока является рефлексия, которая способствует формированию у учащихся навыков самоконтроля и самооценки.
Данная разработка предполагает следующие виды деятельности учащихся: беседа по вопросам, практическая работа, элементы игровой деятельности, аналитическая беседа, активное слушание.
Содержание языкового и речевого материала отражает интересы учащихся, соответствует их возрасту. Чередование различных методических приемов и форм работы активизирует деятельность учащихся, информационно-коммуникационные технологии в виде презентации используются рационально.
Данная разработка может быть полезна для учителей, работающих по программе С.И. Львовой, В.В. Львова, при проведении системы уроков в разделе «Лексика ограниченного употребления», а также учителям, работающим по другим программам.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова», научить находить их в тексте.
Задачи урока:
Обучающие:
· выработать умение соотносить устаревшие слова и современные синонимы;
· отработать умение использовать дополнительные источники информации на уроке (словари, справочники);
· формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Развивающие:
· совершенствовать речь учащихся.
Воспитывающие:
· показать истоки русской культуры через изучение устаревших профессий;
· прививать интерес у учащихся к русскому слову и искусству, формировать бережное отношение и любовь к русскому языку.
Оборудование: конспект урока, карточки-задания для учащихся, мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Методическое обеспечение: Львова С.И. Русский язык.5 класс: учебник. Ч. 2.
Запись на доске: В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.
Н. В. Гоголь
Ход урока
-
Организационный момент.
Здравствуйте. Приготовьте, пожалуйста, все необходимое к уроку.
-
Обсуждение записи на доске. Создание проблемной ситуации.
Стадия вызова: мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме).
В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.
Н. В. Гоголь
– В чем заключается основная мысль слов Н. В. Гоголя?
– Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые.
Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости. Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью. Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край. Он, например, требовал, чтобы слово «обязательно» значило только любезно, услужливо. Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать «непременно». Это-то и возмущало академика Кони.
– Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!
– Но ведь слово «обязательно» уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.
Беседа по вопросам:
– Что вы поняли из этого рассказа?
– Что так возмущало Анатолия Федоровича?
– Почему он считал ошибочным употребление слов окружающими?
-
Формулирование темы урока. Слайд 2.
– Прочитайте слова. Соедините слова с одинаковым значением из первого и второго рядов.
Лоб – чело, золото – злато, щёки – ланиты, предсказатель – вещун, одежда – одеяние.
– Чем отличаются слова каждой пары?
Слова чело, злато, ланиты, вещун, одеяние устарели. Их не употребляют в повседневной жизни.
– Скажите, как называются слова, которые устарели, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Слова, которые вышли из употребления, называются устаревшими. Значит, тема сегодняшнего урока – «Устаревшие слова» Слайд 3.
– Но мы поговорим сегодня не просто об устаревших словах, а об устаревших профессиях.
-
Постановка целей урока. Слайд 4.
– Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.
1) Познакомиться с понятием…;
2) Учиться отличать… .
Цель нашего урока: познакомиться с понятием «устаревшие слова», научиться находить их в тексте.
-
Изучение нового материала. Копилка слов.
– Где же хранятся все слова?
Ученик рассказывает о В. И. Дале и «Словаре живого великорусского языка». Слайд 5 (фото В.И. Даля) .
(Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 г. в Луганске (Украина) в семье врача. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге, окончил медицинский факультет и, как и большинство дворян XIX в., посвятил себя поначалу государственной службе. В 40—50-х гг. Даль служил в министерстве внутренних дел, в течение десяти лет управлял Нижегородской удельной конторой и в этой должности в 1859 г. вышел в отставку и поселился в Москве. Ещё в 1827 г. Даль дебютировал в печати стихами, а в 1832 г. выпустил «первый пяток» своих «Русских сказок». Наряду со сказками в 30-х гг. Даль писал этнографические очерки о быте западных и восточных окраин России, Польши, Турции, славянских земель. В 1838 г. он был избран членом Петербургской академии наук. Далю принадлежит также ряд рассказов для широкой народной массы — матросов, солдат, крестьянства: «Матросские досуги» (1853 г.), «Солдатские досуги» (1861 г.) и др. Два крупнейших труда Даля — «Пословицы русского народа» (1861—1862 гг.) и «Толковый словарь живого великорусского языка» (т. 1—4, 1863—1866 гг.). Слайд 6 Сборник пословиц (он содержит около 30 тыс. пословиц и поговорок) и словарь Даль составлял в течение многих лет, эти труды были готовы к печати ещё в 50-х гг.
За последнюю работу в 1863 г. автор был удостоен звания почётного академика Петербургской академии наук. Несмотря на недостаточную академичность «Словаря», сама его грандиозность, богатство «сырого», ранее неизвестного материала сделали книгу одним из основных пособий по русскому языку, не утратившим своего значения до настоящего времени. Умер Даль 4 октября 1872 г. в Москве.)
– Язык «живет», развивается, поэтому одни слова становятся ненужными, другие обретают новую форму. Устаревшие слова в зависимости от причин их устаревания делятся на историзмы и архаизмы.
Историзмы Слайд 7 – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в исторической литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь. Сюда относятся названия старых мер длины, веса (аршин, вершок, сажень); старинной одежды и обуви (армяк, кафтан, камзол); названия учреждений и должностных лиц (вече, управа, воевода, исправник); лиц по профессии, занятию (стрелец, стражник, ратник, приказчик); старых учебных заведений и учащихся (бурса, институтка, курсистка); других бытовых понятий (корчма, лабаз, алтын, целковый)
Архаизмы Слайд 8 – это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке: агнец (ягненок), ведать (знать), внимать (слушать), врата (ворота), глас (голос), грясти (идти), длань (ладонь), днесь (сегодня), дщерь (дочь), зело (очень), зреть (смотреть), кормчий (рулевой).
Учащиеся делают запись в тетрадь о различии историзмов и архаизмов, приводят примеры.
-
Исследование устаревших профессий. Заранее учащийся или учащиеся готовятся по индивидуальной карточке-заданию (см. Приложение 1.)
-
Выступает ученик, представляющий профессию «Коробейник». Слайды 9, 10, 11.
Коробе́йник — в западных губерниях Российской империи название мелкого торговца-разносчика из-за его короба (котомки из коры), в котором он разносил свой мелкий галантерейно-мануфактурный товар по деревням. Предмет торговли коробейника был, главным образом, галантерейный товар и разные мелкие вещи, необходимые в крестьянском быту. Успеху торговли коробейников способствовали дальность расстояния поселений от лавок и готовность принимать в уплату не деньги, а разные предметы.На рубеже XX—XXI веков термин возродился в России для ироничного названия торговцев, привозящих мелкие партии товаров из-за рубежа, — так называемых «челноков».
Обучающиеся записывают названия устаревшей профессии в тетрадь с краткими комментариями с помощью учителя.
-
Выступает ученик, представляющий профессию «Писарь». Слайд 12.
Пи́сарь, писец — человек, который профессионально занимается переписыванием книг и документов от руки. Профессия писца, которая раньше была распространена в том или ином виде во всех имеющих письменность культурах, утратила свою значимость с развитием книгопечатания. Изначально писцы вели дела крупных землевладельцев, царей; вели хронику при храмах и городах, переписывали различные тексты включая священные писания. Позже из профессии писца развились такие сферы деятельности как журналистика, бухгалтерия, юриспруденция. В казачьем войске одной из выборных должностей был войсковой писарь. Он избирался во время выборов вместе с войсковым атаманом Войсковым Кругом. Должность считалась очень почётной, так как на неё выбирали казака из самых грамотных, умнейших казаков войска. Кроме войскового писаря, никто не имел права писать и посылать бумаги от войска с его подписью, он также заведовал внутренними и внешними сношениями войска, был членом войскового правления и хранителем войсковой печати. В постоянных полках Русской армии была должность полковой писарь.
Динамическая пауза. Физкультминутка для глаз:
Физкультурная минутка «Напиши свое имя» (работа на воображение). Поднимаем правую руку, опускаем ее и представляем, что мы взяли в руку кисть для покраски стен, опускаем кисть в краску и медленно пишем воображаемой кистью свое имя. Точно такое же действие производим и левой рукой (повторяем 2 раза).
Конкурс писарей.
– Как вы думаете, какими профессиональными качествами должен был обладать писарь?
– Давайте попробуем посоревноваться, кто же сможет быстро, без ошибок, каллиграфическим письмом написать небольшой текст (см. Приложение 2).
Два-три учащихся принимают участие в конкурсе. Одновременно начинает выступление следующий исследователь.
-
Выступает ученик, представляющий профессию «Скоморох». Слайды 13, 14.
Скоморохи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Согласно словарю В. Даля, скоморох — «музыкант, дудочник, сопелыцик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; зап. медвежатник; комедиант, актер и пр.»
Скоморохи были носителями форм народного искусства, соединявших пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов: свадьбных, родильно-крестильных, похоронных. Скоморохи непосредственно общались со зрителями, с уличной толпой, вовлекали в игру». Известны с XI века. Особую популярность получили в XV—XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.
Подводятся итоги игры «Конкурс писарей»
Игра «Аукцион».
– Вспомните устаревшие слова, обозначающие меры длины и веса. Побеждает тот, кто назовет больше слов.
Аршин – старинная русская мера длины. 1 аршин=16 вершкам=71,12 см.
Вершок – старинная русская мера длины. 1 вершок=4,450 см.
Мера – русская народная единица емкости для сыпучих тел, вмещающая приблизительно один пуд зерна, а также сосуд для измерения сыпучих тел, вмещающий количество, равное этой единице емкости. Советская мера равна 12 кг.
Пуд – русская мера веса, равная 16,38 кг. Пуд равен 40 фунтам.
Сажень – русская мера длины, равная 2,134 м. 1 сажень=3 аршинам.
Фунт – русская мера веса, равная 409,5 г.
При работе над устаревшими словами можно предложить детям назвать устаревшие слова по одной из предложенных тем: 1) одежда, обувь, 2) оружие, 3) средства передвижения, 4) предметы быта и др.
-
Выступает ученик, представляющий профессию «Шорник». Слайды 15, 16.
Шорник — ремесленник по изготовлению шор, то есть боковых наглазников, которые надеваются на лошадей, для ограничения ее поля зрения. В более широком смысле шорник — это специалист по конской упряжи. Шорник, как и многие другие ремесленные формы труда, относится к группе «вымирающих» профессий.
Игра «Переводчики».
Ученики делятся на команды и выполняют задание.
Задание: записать устаревшие слова и по толковому словарику установить их лексическое значение. Кратко записать значения слов, используя синонимы.
Он садился, князь, да на червлёный стул, он писал грамоту повинную.
И наехали в чистом поле на оратая.
Во чистом поле да курева стоит, курева стоит да пыль столбом летит!
Не спрашивали они у ворот приворотников,
Не спрашивали они у дверей придверников-
Отворяли они двери на пяту,
-
Выступает ученик, представляющий профессию «Фонарщик». Слайды 17, 18.
Фонарщик — городской служащий, наблюдающий за исправностью уличных фонарей и их зажигающий. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой и Малый академический словарь дают также второе определение слова «фонарщик» — тот, кто в какой-либо процессии переносил фонарь. Образ фонарщика, как человека несущего свет, иногда используется в произведениях искусства.
В 1698 году в Москве у царского дворца были установлены 8 фонарей. В 1706 году по приказу Петра I на фасадах домов четырёх улиц были вывешены фонари. Затем Петр I издал Указ об «освещении улиц города Санктпитербурха». Проект первого уличного масляного фонаря был разработан Жан-Батистом Леблоном. В 1723 году на улицах Петербурга работало 595 фонарей. Обслуживанием этих фонарей занимались 64 фонарщика. Фонари зажигали с августа по апрель. В 1794 году в городе насчитывалось уже 3400 фонарей и соответственно значительно выросло количество фонарщиков. В XIX веке основной формой уличного освещения стали газовые фонари. Ранние газовые фонари ещё требовали присутствия фонарщика, но в конечном итоге были разработаны системы, которые позволили зажигать фонари автоматически. Современных людей, исполняющих обязанности фонарщиков, называют инженерами сетей или электриками.
Образ фонарщика, как человека несущего свет, иногда используется в произведениях лиетратуры. Например:
-
Гоголь в «Невский проспект» о масляных фонарях: …и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастье ещё, если отделаетесь тем, что он зальет щегольский сюртук ваш вонючим маслом.
-
Шишков «Емельян Пугачев»: По главным улицам проворно перебегали с лесенками фонарщики, зажигая свет.
Фонарщик является одним из действующих лиц романа «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. У Дмитрия Колосова есть рассказ «Фонарщик».
-
Итог урока
— Нужны ли русскому языку устаревшие слова?
-
Рефлексия Слайд 19
— Теперь я знаю…
— Самым интересным на уроке было…
-
Домашнее задание Слайд 20
Составить небольшой рассказ на тему: «А это слово я не знал…».
Список использованной литературы:
-
Львова С.И. Русский язык, 5 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч. Ч. 2 / С.И. Львова, В.В. Львов. – 5-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010.
-
Львова С.И. Уроки словесности. 5–9 кл.: Пособие для учителя. М.: Дрофа, 1996.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
-
Толкование устаревших слов:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Фонарщик
http://ru.wikipedia.org/wiki/Коробейник
http://ru.wikipedia.org/wiki/Шорник
http://ru.wikipedia.org/wiki/Скоморох
http://ru.wikipedia.org/wiki/Писец
-
Иллюстрации:
http://www.bambooclub.ru/files3/1337608655/clip_image006.jpg
http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=254339548-32-72&n=21
http://egm.land.ru/Images/Korobeinik.jpg
http://photos.wikimapia.org/p/00/01/55/48/32_big.jpg
http://zona-ta.narod.ru/Image78.jpg
http://s47.radikal.ru/i118/1003/1d/b3c61e94583e.jpg
http://www.artsait.ru/art/r/riss/img/3.jpg
http://96.r.photoshare.ru/00966/0093726e81d01a0f82a20fb9a46ff9a14ee29e11.jpg
Приложение 1. Карточка-задание.
Подготовить устное сообщение (или доклад) о профессии __________________: когда появилась профессия, чем занимались люди данной профессии.
Приложение 2. Конкурс писарей.
Устами движет бог; я с ним начну вещать.
Я тайности свои и небеса отверзу,
Свидения ума священного открою.
Я дело стану петь, несведомое прежним!
Ходить превыше звезд влечет меня охота,
И облаком нестись, презрев земную низкость.
1747 (М.В. Ломоносов)