Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №900

Южный округ, город Москва.

Конспект урока литературы

в 6 классе

«Нравственные истоки сказок В.Гауфа «Маленький Мук» и

Н. Телешова «Белая цапля»

Подготовила

учитель русского языка

Буцкова Светлана Анатольевна

Тема.

Нравственные истоки сказок В.Гауфа «Маленький Мук» и Н. Телешова «Белая цапля»

Цели урока:

Обучающая: Продолжить формирование навыков и умений

в анализе произведений; сопоставлении героев и их

поступков;

совершенствование устной и письменной речи

учащихся.

Развивающая: рассмотреть нравственные проблемы ,

поставленные в сказках.

Воспитательная: вовлечь учащихся в размышление о

нравственном выборе;

использовать воспитательные возможности

для развития таких качеств личности, как

сочувствие, милосердие, доброта, отзывчивость,

милосердие…

Методические приемы: аналитическая беседа,

выборочное чтение эпизодов сказок;

самостоятельная работа.

Словарная работа: нравственность…

Оборудование: доска, учебник, план-схема

Ход урока.

1.На доске эпиграф к уроку.

Все мы — люди, да не все — человеки.

Владимир Иванович Даль

2. Словарная работа .Запись в тетрадях.

Нравственность- правила, определяющие поведение, душевные и духовные качества, необходимые в обществе.

3 . Аналитическая беседа с классом.

В какой раздел включены сказки Н.Телешова и В Гауфа?

( Сказки для взрослых)

4.Как вы думаете, почему так называется этот раздел?

(Потому что авторы этих произведений ставят очень важные проблемы, которые волнуют нас и сейчас.)

5. О чем заставляет нас задуматься сказки? Какие проблемы поднимает автор в этих произведениях?

Автор поднимает очень важные проблемы. Первая –это проблема взаимоотношений в человеческом обществе.Вторая- человек и природа. Ответственность человека за свои поступки.)

6. Что вас так взволновало в сказке Гауфа?

(Отношение окружающих к маленькому Муку)

7.Как к нему относились окружающие и почему?

(К маленькому Муку относились очень плохо, так как он имел физические недостатки, а это не всем нравилось)

8. Назовите персонажей, которые плохо относились к Маленькому муку.
9.Что хотел сказать нам автор?

( Надо ценить человека по его нравственным, душевным качествам)

10. когда комфортно чувствует себя человек в обществе? Чего достоин человек?

Давайте попробуем это показать на схеме.

I-доброта I— жестокость

I-милосердие I-равнодушие

I-понимание I-жадность

I-сочувствие I-зависть

I-помощь I-безразличие

I-поддержка I-непонимание

11.Как вы думаете, есть ли поступки, за которые не может быть прощения? Должен ли человек нести ответственность за свои поступки?

Если эти поступки имеют тяжелые последствия, и в этом случае

Человек должен нести ответственность за свои поступки.

12.А добрый человек может совершать жестокость?

(Если не будет задумываться над последствиями)

13.Какой герой не задумался над последствиями?

Изольда.

Почему?

(Изольда стояла перед выбором: или лишиться красивого наряда,

или убить одну птицу)

Желание иметь красивый наряд пересиливает голос совести.

13.Какое же наказание несет Изольда за свое преступление?

Принцесса терзается тем, что сделано, просит у отца совета, как загладить ей свой проступок.

14.Что отвечает ей король? ( работа с текстом)

15.Какое решение принимает Изольда? («В народе много было горя. И поэтому горю она решилась помочь .забывая себя и свои удовольствия»)

Давайте вернемся к нашей схеме и посмотрим ,может ли быть счастлив и сделать счастливыми других человек, если он обладает этими качествами?

Вывод.

Но не надо забывать ,что в жизни каждого из нас бывают ситуации, когда мы стоим перед выбором. И мне хочется привести строки из стихотворения поэта Левитанского ,который сказал так:

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый человек на своем жизненном пути по легкомыслию может совершать ошибки, но всегда, прежде чем сделать свой выбор, нужно подумать, к каким последствиям эти ошибки приведут: ведь результат может быть непредсказуем.

Эта сказки об ответственности человека за все, что происходит вокруг нас, о высоком назначении человека на земле, о выборе жизненной позиции, о нравственности- от этого зависит судьба человека.

Итог урока. Комментирование ответов учащихся .Выставление оценок.

Домашнее задание. Написать сочинение на тему «О чем меня заставили задуматься сказки Гауфа и Телешова?»

Используемая литература.

1.Сказка В.Гауфа «Маленький Мук»

2.Сказка Н.Д.Телешова «Белая цапля»

3.Методические рекомендации для учителя. «Школа 2100»,

Москва Баласс.2008г.под редакцией У.В.Бунеевой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here