МОУ Ажиновская средняя общеобразовательная школа

Учитель – Назарова О. В.

Цели:

— Конкретизация общего способа проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы непроизносимой согласной.

— Развитие умения писать слова с непроизносимой согласной.

Ход урока:

Учитель: Сегодня я предлагаю вам провести необычный урок. Давайте устроим охоту на привидения!

  1. Создание ситуации успеха.

Учитель: Можете ли вы мне сказать, какой звук обозначает та или иная буква в слове?

Дети: Да.

Учитель: Хорошо, давайте поиграем в игру «Охота на звуки». Я буду показывать вам букву в слове, а вы будете называть звук, который она обозначает. Итак, слово КОТЫ.

(Учитель указывает на одну букву)

Дети: Буква о обозначает звук [а].

Учитель: БРОВЬ.

Дети: Буква в обозначает звук [ф,].

Учитель: СДЕЛАТЬ.

Дети: Буква с обозначает звук [з].

Учитель: ЛЕД.

Дети: Буква д обозначает звук [т].

Учитель: ГРУСТНЫЙ.

Дети: Буква т не обозначает никакого звука.

II. Ситуация затруднения.

Учитель: Нет звука, а буква есть? Может, это ошибка? Как вы думаете?

Дети:

— Это ошибка.

— Если звук неслышим, а буква есть, надо как-то проверить.

— Чтобы проверить, надо проговорить этот звук в слове.

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Какой вопрос у вас возник?

Дети:

— Надо ли писать букву, если звук неслышим, и как это узнать?

— Как проверить эту странную орфограмму?

Учитель: Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И как писать – не ясно нам.

Будем охотиться за привидениями!

IV. Работа в группах.

Учитель: Попробуйте найти такой способ, при помощи которого можно проверить эту орфограмму. Но сначала вспомните, что обозначает буква в слове.

Учащиеся работают в группах. Далее следует обсуждение, в ходе которого дети приходят к выводу: если в корне родственных слов есть такая фонема, значит, ее нужно обозначать буквой и там, где она не слышится. Например: грустный – грустит.

V. Проверка правильности версии.

Учитель: Может быть, это только одно такое слово в русском языке, где есть звук – призрак?

От данных слов образуйте слова, называющие признаки: область.

Дети: областной.

Учитель: несчастье.

Дети: несчастный.

Учитель: гигант.

Дети: гигантский.

Учитель: Запишите в тетради слова, которые вы образовали. Произнесите и послушайте, есть ли во втором слове звуки – привидения?

Дети: Есть.

Учитель: В русском языке могут встречаться три согласных звука рядом. Некоторые звуки произносить подряд неудобно, поэтому один звук исчезает – не произносится. Их называют непроизносимыми согласными.

VI. Способ проверки непроизносимых согласных.

Учитель: Кто знает секрет привидений? Как проверить слова с непроизносимой согласной?

Дети: Для этого нужно найти сильную позицию непроизносимого звука. Надо подобрать такие родственные слова, в которых у этого звука появляются другие соседи, и он слышится.

VII. Тренировочные упражнения.

Учитель: Охотники за привидениями не могут обойтись без карты. Посмотрите, сразу в нескольких частях города появились сигналы о привидениях. Проверьте и отыщите непроизносимые согласные.

зве[зн]ый

се[рц]е

че[сн]ый

ле[сн]ой

радо[сн]ый

со[нц]е

хру[сн]уть

Дети выполняют задание, далее следует проверка.

ПРОВЕРКА: найдите слова с такими значениями:

— имеющий отношение к звездам;

— веселый;

— центральный орган кровообращения;

— небесное светило;

— добросовестный;

— затрещать.

— Какое слово осталось?

Дети: Лесной.

Учитель: Есть ли в нем непроизносимая согласная?

Дети: Нет.

Учитель: Признаки решили поиграть с вами в прятки. Замените слово, называющее признак, словом-синонимом. Выполните проверку.

здешний житель – местный

пасмурный день – ненастный

печальная картина – грустная

правдивый ответ – честный

красивый пейзаж — прелестный

VIII. Итог урока.

Учитель: Найдите в тексте слова с непроизносимыми согласными.

У нас сегодня праздник. Мы победили неизвестные привидения.

Дети выполняют задание.

Учитель: Как проверить эти непроизносимые согласные? Все ли из них можно проверить?

Дети: Нельзя проверить орфограмму непроизносимой согласной в слове праздник.

Учитель: Как же быть с такими словами?

Дети: Их надо запоминать.

Учитель: А как быть с другой орфограммой?

Дети: Ее можно проверить по сильной позиции: неизвестные – вести.

Учитель: Как же проверяются орфограммы непроизносимой согласной?

Дети: Надо найти сильную позицию этой фонемы в родственных словах или посмотреть это слово в словаре.

Учитель: Но самое главное – научиться находить эти орфограммы, в этом мы потренируемся на следующем уроке.

Литература

1. М.С. Соловейчик «Русский язык» — «К тайнам нашего языка» — учебник, тетрадь;

2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. «Методические рекомендации к учебнику и тетрадям»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here