ПЛАН – КОНСПЕКТ
урока русского языка по теме
«Не распространенные и распространенные предложения»
в 5 классе
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 5
М.М.Шорова
Тема: Нераспространенные и распространенные предложения
Цели урока: 1. Дать понятие нераспространенного и распространенного предложения;
2. Научить учащихся различать распространенные и нераспространенные предложения.
Оборудование: мультимедийный проектор, картина, учебник, карточки.
Ход урока:
-
Организация урока.
-
Проверка домашнего задания.
П.44, упр.398.
1) два ученика работают у доски:.
1- делает синтаксический разбор последнего предложения упр.398.
Здесь мы найдем ночлег.
2 – разбор выделенных слов:
покрыли тропинка избушка
лесник ночлег
-
Повторение пройденного материала.
-
Разгадывание кроссворда (ч/з проектор).
-
Индивидуальная работа по карточкам.
1карточка – Спишите предложение. Подчеркните главные члены предложения, затем выпишите словосочетания и укажите, где главное, где зависимое.
За напрасный труд никто спасибо не скажет.
2карточка – Спишите предложение. Подчеркните главные члены предложения, затем выпишите словосочетания и укажите, где главное, где зависимое.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
-
Фронтальный опрос.
-
Что такое подлежащее и что такое сказуемое?
-
Почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения?
-
Как называются предложения, в которых присутствует один из главных членов?
-
Объяснение нового материала.(ч/з проектор)
1.Школьники поют. Школьники поют свои любимые песни.
2. Тишина. Необычная тишина.
3. Девочки и мальчики поют. Девочки и мальчики поют народные песни.
-
Найдите главные члены предложения.
-
Чем отличаются друг от друга предложения, записанные под одним номером?
-
Какие предложения передают большую информацию? За счет чего?
Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространенным.
Предложение, в котором кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространенным.
Распространенное предложение передает информацию более точно, подробно, выразительно.
-
Закрепление нового материала.
-
Работа с учебником.
П. 45, упр.402 – письменно; упр. 400 у доски.
2. Опрос: 1) Какие предложения называются нераспространенными?
2) Какие предложения называются распространенными?
3) Какие предложения передают большую информацию? За счет чего?
3. Устно охарактеризуйте предложения по наличию главных и второстепенных членов. (ч/з проектор)
Продолжается сушь великая. Затянулся тиной пруд широкий, обмелел. Идем по дороге к лесу.
-
Словарная работа:
Тина – водоросли, плавающие густой массой в стоячей или малопроточной воде;
Мель — мелководное место в реке, водоеме.
-
Развитие речи.
По картине составить нераспространенные и распространенные предложения.
-
Домашнее задание: П.45, упр. 401.
-
Итог урока. Оценки.