Голактионова Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Кыштовская СОШ №1
Рабочая программа элективного курса «Средства художественной изобразительности»
(русский язык, 9 класс)
Пояснительная записка
Программа курса рассчитана для учащихся 9-х классов, на 16часов. Эта тема — одна из важнейших и самых трудных в курсе словесности и также она имеет огромное значение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе, где учащиеся должны выявить средства художественной изобразительности предложенного текста, дать ему оценку, токование, трактовку, оценить мастерство автора. Для учащихся основной школы это представляет особую трудность. Кроме того, за последние годы у учащихся заметно снижается речевая культура: бедность словаря, засорение речи жаргонными словами и выражениями. Богатейший русский язык страшно обеднен в разговорном языке. Именно для преодоления перечисленных проблем и предлагается курс «Средства художественной изобразительности»
Основная цель данной программы состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней.
Задачи изучения данного элективного курса:
-
ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с
экспрессивной, изобразительной функцией многих ее элементов; -
показать учащимся, что различные средства художественной
изобразительности представляют определенную систему, что каждая из
сфер языка обладает своими ресурсами усиления выразительности,
позволяющими автору передать художественную мысль; -
помочь школьникам увидеть, что все языковые средства в художественном
произведении приобретают семантику, становятся значимыми, служат
выражению идеи; -
научить школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного
произведения, умению самостоятельно войти в художественный мир
литературного создания; -
научить учащихся применять полученные знания при создании собственных
творческих работ;
— способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса.
На занятиях элективного курса предусматриваются различные типы и формы проведения: лингвистический анализ текста, практические и лабораторные работы, уроки наблюдения «В творческой лаборатории писателя», игры, творческая мастерская «Школа юного лингвиста».
Предлагаемая программа в основном ориентирована на работу с текстом художественного произведения. Завершающим этапом любого занятия должно стать выразительное чтение, с помощью которого ребенок показывает, как он понял произведение, языковой колорит. В результате прохождения программы учащиеся должны уметь:
Содержание элективного курса
«Средства художественной изобразительности»
(9 класс, 16 часов)
Тема 1. (1 ч.)
Многообразие средств художественной изобразительности.
Понятие средств художественной изобразительности. Писатели, поэты, ученые о
богатстве и выразительности русского языка.
Лекция с элементами беседы «Содружество искусств», составление таблицы.
Тема 2. (2 ч.)
Семантика фонетических средств языка.
Звуковая речь как основная форма существования языка. Особенности звуковой
организации художественного текста. Звукозапись, аллитерация, ассонанс,
звуковые повторы. Благозвучие. Звукоподражание. Каламбур. Словесное ударение.
Рифма. Интонация. Логическое ударение. Пауза. Мелодика.
Практическая работа: фонетика-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений, игра «Глазами режиссера», чтение скороговорок, построенных на звуковых повторах.
Тема 3. (2 ч.)
Семантика словообразования.
Свойства русского словообразования. Синонимика значимых частей слова.
Суффиксы оценки, повтор морфем, сложение основ, этикологизация, обыгрывание внутренней формы слова. Осказионамумы.
Практическая работа: наблюдение за использованием различных
Словообразовательных средств; фонетический, интонационный,
словообразовательный анализ и выразительное чтение.
Тема 4. (4 ч.)
Семантика лексических и фразеологических средств языка.
Логическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного языка. Лексический повтор и его виды (анафора, эпиграф).
Тропы: метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, синекдота, литота. Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза.
Роль синонимов, антинимов, паронимов, омонимов, архаизмов, славянизмов,
неологизмов, заимствованных слов. Фразеологизмы.
Комплексный языковый анализ и выразительное чтение художественного текста. Наблюдение за экспрессивным использованием пословиц, поговорок,
крылатых слов в художественном тексте.
-
выявлять фонетико-интонационные особенности текста, приемы звуковой
его инструментовки; -
анализировать экспрессивные средства словообразования, лексики,
грамматики; -
овладеть навыками комплексного анализа текста, навыками выразительного
чтения; -
использовать средства художественной изобразительности в устной и
письменной речи.
Итак, предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать учащимся величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели. Итогом работы по данной программе является самостоятельно выполненный творческий проект по одной из тем курса.
Тема 5. (3 ч.)
Семантика морфологических средств выразительности.
Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях различных
писателей. Изобразительно-выразительное использование имени
существительного в речи. Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений, (эпитет и его виды). Экспрессивная роль глагола в художественном тексте, (олицетворение). Экспрессивная роль числительных и местоимений в художественном тексте. Специфические свойства наречия. Роль служебных частей речи. Урок-исследование «В творческой лаборатории писателя» (наблюдение за использованием писателями средств художественной изобразительности). Комплексный лингвистический анализ текста.
Тема 6. (3 ч.)
Семантика синтаксиса.
Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие. Роль
типов предложений и порядка слов. Стилистические фигуры речи как
синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессивной
выразительностью. (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллемум,
риторический вопрос и обращение, эллипсис, и др.)
Комплексный языковый анализ и выразительное чтение произведений
художественной литературы с целью наблюдения за индивидуально-авторскими
особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.
Тема 7.(1 ч.)
Творческая мастерская «Школа юного лингвиста».
Создание и защита творческого проекта по одной из тем курса.
Учебно-тематический план элективного курса. Средства художественной изобразительности.
Раздел, тема занятия | Кол-во | Виды деятельности | |
п |
| часов |
|
I | Многообразие языковых средств | 1 |
|
1 | Понятие средств художественной | 1 | Лекция учителя, составление |
| изобразительности и их значение |
| таблицы |
II | Семантика фонетических | 2 |
|
| средств языка. | 1 | Практическая работа. |
2 | Значение звуковых повторов, | 1 | Анализ текста. |
| аллитерации, ассонакса. Звукописи. |
| Игра «Глазами режиссера». |
3 | Благозвучие. Звукоподражание. |
|
|
| Каламбур |
|
|
III | Семантика словообразования | 2 |
|
4 | Значение сопоставления морфем, | 1 | Лингвистический, анализ |
| создание новых сложных слов. |
| текста, выразительное чтение |
| Морфемный повтор. Обыгрывание |
|
|
| внутренней формы слова. |
|
|
5 | Использование слов с суффиксами | 1 |
|
| оценки. Использование |
|
|
| окказионамумов. |
|
|
IV | Семантика лексических и | 4 |
|
| фразеологических средств языка |
|
|
6 | Значение средств лексики. Роль | 1 | Комплексный анализ текста, |
| синонимов, антонимов, паронимов, |
| выразительное чтение |
| амонимов. |
|
|
7 | Роль архаизмов, историзмов, | 1 |
|
| славянизмов. Роль неологизмов и |
|
|
| заимствованных слов. |
|
|
8 | Тропы и их виды | 1 | Комплексный анализ текста |
9 | Художественное значение | 1 |
|
| метафоры, метонимим, иронии, |
|
|
| гиперболы, олицетворения, |
|
|
| синендохи, перифразы. |
|
|
V | Семантика морфологических | 3 |
|
| средств выразительности |
|
|
10 | Роль частей речи и их форм. | 1 | Урок-исследователь «В |
11 | Имя существительное. Имя | 1 | творческой лаборатории |
| прилагательное. Глагол и его форма. |
| писателя» |
| Имя числительное. Местоимение. |
|
|
12 | Служебные части речи. | 1 |
|
VI | Семантика синтаксиса | 3 |
|
13 | Значение изобразительных средств | 1 | Комплексный языковый |
| синтаксиса. Роль типов |
| анализ и выразительное |
| предложений, порядка слов. |
| чтение художественного |
14 | Употребление поэтических фигур | 1 | текста |
| (риторический вопрос, |
|
|
| риторическое обращение, |
|
|
| риторическое восклицание, период) |
|
|
Повтор, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, оксюморок, острота, умолчание, эллипсис. | 1 |
| |
VII | Творческая мастерская «Школа | 1 |
|
| юного лингвиста» |
|
|
16 | Создание и анализ текста. Защита |
| Творческая работа |
| проекта. |
|
|
ЛИТЕРАТУРА
-
С.И. Львова, Уроки словесности. 5-9 классы, М, Дрофа, 2000г.
-
Р.И. Альбеткова, Русская словесность. М, 2002, Дрофа
-
А.И.Горинов, Анализ художественного текста. Сб.статей
/Под ред. Н.М. Шанского/
4. В.В.Виноградов, О языке художественной литературы. М, Госметиздат,
1959г.
5. В.В.Виноградов, Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М,
Наука, 1963г.
-
К.С.Горбачева, Е.П.Хабло, Словарь эпитетов русского языка. Л, Наука, 1979г.
-
А.И.Ефимов Стилистика художественной речи. М, Изд-во МГУ,
1961г.
8. Н.А.Ипполитова, Текст в системе изучения русского языка в школе.
Материалы к спецкурсу. М, 1992г.
9. Б.А.Ларин, Эстетика слова и язык писателя. Л, 1977г.
-
Ю.М.Лотман, Анализ поэтического текста. Структура стиха.Л, 1972г.
-
Ю.М.Лотман, Структура художественного текста. М, Искусство.,
1970г.
12. Л.А.Новиков, Художественный текст и его анализ. М, Русский язык.,
1988г.
-
В.В.Одинцов, О языке художественной прозы. М, 1937г.
-
Н.М.Шаинский, Художественный текст под лингвистическим
микроскопом. М, Просвещение, 1987г.