МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им.
А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
Рабочая программа элективного курса «Условия успешной коммуникации»
для 9 класса
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Условия успешной коммуникации», рекомендованной Белгородским региональным институтом повышения квалификации. Автор-составитель Головизин А.М.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания.
Основная цель курса — содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни — навыками успешной коммуникации.
Условия успешной коммуникации — сложная, многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех ее составляющих: структурно- содержательная организация деятельности общения (мы не можем успешно обучать общению, не зная, как этот механизм устроен и как он работает); социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого языка и др. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием говорящим речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приемами ведения диалога, умением «считывать» невербальное поведение собеседника и др.
В связи с концепцией и целями основными задачами курса являются:
-
развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;
-
формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.
Реализовать поставленные цели предполагается посредством использован учебно-методического комплекта:
Методическое пособие для учителя:
1.Головизин А.М. Русский язык 9 класс «Условия успешной коммуникации»/ А.М. Головизин, — Волгоград, «Учитель», 2008.
Дополнительная литература для учителя:
1. Кохтев Н.Н. Риторика./ Н.Н.Кохтев – Москва, «Просвещение», 1994.
Пособия для учащихся:
1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи»/ И.Б. Голуб,
Д.Э. Розенталь, — Москва «Международные отношения», 1993.
Выбор методов и форм обусловлен, в первую очередь, приоритетами элективных и специальных курсов, а именно:
-
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
-
обучение на основе опыта и сотрудничества;
-
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
Это позволяет ведущее место в обучении отвести методам поискового характера, стимулирующим познавательную активность учащихся, развивающим их природные способности, формирующим общеинтеллектуальные умения и навыки. Значительна доля практических и самостоятельных работ, частотна работа в группах, ролевые и деловые игры, дискуссии и «круглые столы».
Программа рассчитана на 17 часов.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:
-
уметь извлекать социальную (лингвистическую) и социокультурную информацию из различных источников и систематизировать ее;
-
уметь успешно общаться в важнейших жизненных ситуациях;
-
владеть приёмами ведения диалога;
-
уметь за словами собеседника угадывать его мысли.
Календарно — тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Примечание | |
| 1 | Как, умея говорить, научиться разговаривать |
|
| 2 | Орфоэпия и акцентология |
|
| 3 | Четырнадцать правил, помогающих убедить |
|
| 4 | Четырнадцать правил, помогающих убедить |
|
| 5 | Примеры применения правил (Ситуации из нашей жизни) |
|
| 6 | Жесты и мимика как невербальные средства общения |
|
| 7 | Язык жестов и поз |
|
| 8 | Язык жестов и поз |
|
| 9 | Искусство комплимента |
|
| 10 | Внешний облик – друг или враг? |
|
| 11 | Внешний облик – друг или враг? |
|
| 12 | Упражнения для снятия аудиторного шока (сценического страха) |
|
| 13 | Общение |
|
| 14 | Техника речи |
|
| 15 | Техника речи |
|
| 16 | Зачёт по пройденному курсу |
|
| 17 | Зачёт по пройденному курсу |
|
Содержание элективного курса
Введение. Как, умея говорить, научиться разговаривать.
Орфоэпия и акцентология. Орфоэпия – правильная образцовая устная речь.
Понятие акцентология.
Четырнадцать правил, помогающих убедить. О некоторых правилах, помогающих убедить.
Примеры применения правил (Ситуации из нашей жизни).
Примеры различных жизненных ситуаций.
Жесты и мимика как невербальные средства общения.
Жесты, мимика, невербальные средства общения. Из истории жестов и мимики. Решение ситуативных задач.
Язык жестов и поз.
Жесты, мимика, интонация – важнейшая часть общения. Словарь жестов.
Искусство комплимента. Что такое комплимент?
Внешний облик – друг или враг?
Одежда мужчины. Одежда деловой женщины.
Упражнения для снятия аудиторного шока (сценического страха).
Восемнадцать способов добиться уверенности при публичном выступлении.
Общение.
Знакомство – представление. Кто я? Игра – перевоплощение «Если бы я был…».
Техника речи.
Понятие техники речи. Составные части техники речи. Работа над дикцией.
Зачёт по пройденному курсу. Выполнение заданий.
Формы и средства контроля
Основной формой контроля по данному курсу является зачёт.
Список литературы
-
Головизин А.М. Русский язык 9 класс «Условия успешной коммуникации»/ А.М.Головизин. — Волгоград, «Учитель», 2008.
-
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи»/ И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь- Москва «Международные отношения», 1993.
-
Кохтев Н.Н. Риторика./ Н.Н.Кохтев – Москва, «Просвещение», 1994.