МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им.

А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Рабочая программа элективного курса «Условия успешной коммуникации»

для 9 класса

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Условия успешной коммуникации», рекомендованной Белгородским региональным институтом повышения квалификации. Автор-составитель Головизин А.М.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания.

Основная цель курса — содействовать формированию толе­рантной, открытой для общения личности, способной к сотруд­ничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важ­нейшим инструментом достижения социального и личного ус­пеха в жизни — навыками успешной коммуникации.

Условия успешной коммуникации — сложная, многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, свя­занными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех ее составляющих: структурно- содержательная организация деятельности общения (мы не мо­жем успешно обучать общению, не зная, как этот механизм уст­роен и как он работает); социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемо­го языка и др. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием говорящим речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приемами ведения диалога, умением «считывать» невербальное поведение собе­седника и др.

В связи с концепцией и целями основными задачами курса являются:

  • развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;

  • формирование практических навыков успешного, эффек­тивного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного ком­муникативного стиля.

Реализовать поставленные цели предполагается посредством использован учебно-методического комплекта:

Методическое пособие для учителя:

1.Головизин А.М. Русский язык 9 класс «Условия успешной коммуникации»/ А.М. Головизин, — Волгоград, «Учитель», 2008.

Дополнительная литература для учителя:

1. Кохтев Н.Н. Риторика./ Н.Н.Кохтев – Москва, «Просвещение», 1994.

Пособия для учащихся:

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи»/ И.Б. Голуб,

Д.Э. Розенталь, — Москва «Международные отношения», 1993.

Выбор методов и форм обусловлен, в первую очередь, приоритетами элективных и специальных курсов, а именно:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

  • обучение на основе опыта и сотрудничества;

  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

Это позволяет ведущее место в обучении отвести методам поискового характера, стимулирующим познавательную активность учащихся, развивающим их природные способности, формирующим общеинтеллектуальные умения и навыки. Значительна доля практических и самостоятельных работ, частотна работа в группах, ролевые и деловые игры, дискуссии и «круглые столы».

Программа рассчитана на 17 часов.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:

  • уметь извлекать социальную (лингвистическую) и социокультурную информацию из различных источников и систематизировать ее;

  • уметь успешно общаться в важнейших жизненных ситуациях;

  • владеть приёмами ведения диалога;

  • уметь за словами собеседника угадывать его мысли.

Календарно — тематическое планирование

Дата

п/п

Тема занятия

Примечание

1

Как, умея говорить, научиться разговаривать

2

Орфоэпия и акцентология

3

Четырнадцать правил, помогающих убедить

4

Четырнадцать правил, помогающих убедить

5

Примеры применения правил (Ситуации из нашей жизни)

6

Жесты и мимика как невербальные средства общения

7

Язык жестов и поз

8

Язык жестов и поз

9

Искусство комплимента

10

Внешний облик – друг или враг?

11

Внешний облик – друг или враг?

12

Упражнения для снятия аудиторного шока (сценического страха)

13

Общение

14

Техника речи

15

Техника речи

16

Зачёт по пройденному курсу

17

Зачёт по пройденному курсу

Содержание элективного курса

Введение. Как, умея говорить, научиться разговаривать.

Орфоэпия и акцентология. Орфоэпия – правильная образцовая устная речь.

Понятие акцентология.

Четырнадцать правил, помогающих убедить. О некоторых правилах, помогающих убедить.

Примеры применения правил (Ситуации из нашей жизни).

Примеры различных жизненных ситуаций.

Жесты и мимика как невербальные средства общения.

Жесты, мимика, невербальные средства общения. Из истории жестов и мимики. Решение ситуативных задач.

Язык жестов и поз.

Жесты, мимика, интонация – важнейшая часть общения. Словарь жестов.

Искусство комплимента. Что такое комплимент?

Внешний облик – друг или враг?

Одежда мужчины. Одежда деловой женщины.

Упражнения для снятия аудиторного шока (сценического страха).

Восемнадцать способов добиться уверенности при публичном выступлении.

Общение.

Знакомство – представление. Кто я? Игра – перевоплощение «Если бы я был…».

Техника речи.

Понятие техники речи. Составные части техники речи. Работа над дикцией.

Зачёт по пройденному курсу. Выполнение заданий.

Формы и средства контроля

Основной формой контроля по данному курсу является зачёт.

Список литературы

  1. Головизин А.М. Русский язык 9 класс «Условия успешной коммуникации»/ А.М.Головизин. — Волгоград, «Учитель», 2008.

  2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи»/ И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь- Москва «Международные отношения», 1993.

  3. Кохтев Н.Н. Риторика./ Н.Н.Кохтев – Москва, «Просвещение», 1994.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here