МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»

Рабочая программа

по элективному курсу «Лингвостилистический анализ художественного текста»

10 класс

(35 часов)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2010

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Лингвостилистический анализ художественного текста» составлена в соответствии с авторской программой О.М.Янютиной, которая входит в сборник элективных курсов «Литература. 10-11 классы» Г.М.Вялковой. Волгоград:Учитель, 2006. Данный сборник входит в перечень рекомендованных инструктивно-методическим письмом «О преподавании литературы в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях Белгородской области».

Общая характеристика курса

В процессе преподавания литературы приобретает большое значение лингвостилистический анализ, осно­ванный на учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка, с одной стороны, и четком разграничении и верной оценке индивидуально-авторских и общеязыковых факторов — с другой.

Основные задачи курса:

  • изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств;

  • выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении;

  • рассмотрение идейного содержания и художественных осо­бенностей литературного произведения в их синтетическом исто­рико-филологическом аспекте.

Предметом лингвостилистического анализа текста являются категории языкового употребления: тема — идея — материал дейст­вительности — языковой материал — сюжет — архитектоника — ком­позиция — естественный ряд — образ автора (или рассказчика).

Курс рассчитан на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.

Изменения, внесённые в рабочую программу

и их обоснования

1. Авторская программа рассчитана на 34 часа, а рабочая программа – на 35 часов, так как в учебном году 35 рабочих недель. Поэтому в программу включена тема «Обобщение и систематизация пройденного», рассчитанная на 1 час.

Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:

Методическое пособие для учителя:

1. Вялкова, Г.М. Литература. 10-11 классы: сборник программ элективных курсов/ Г.М.Вялкова, — Волгоград: Учитель, 2006

Пособия для учащихся:

1. Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи/ А.И.Власенков, Л.М.рыбченкова, — М.: Просвещение, 2010

2. Столярова. Е.А. Стилистика русского языка/ Е.А.Столярова, — М.: Приор-издат, 2006

3. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, — Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

4. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, — Белгород: ООО «Логия», 2004

Формы организации учебного процесса:

Пути и приемы лингвостилистического анализа текста. Текст можно анализировать в его соответствии с другими текстами («внешний» анализ) и в его внутреннем единстве («внутренний» анализ). Эти два пути лингвостилистического анализа не противо­речат друг другу и могут совмещаться, но один из путей может преобладать, выходить на первый план — в зависимости от задач исследования и особенностей анализируемого текста.

Основными приемами лингвостилистического анализа яв­ляются:

  • семантико-стилистический анализ;

  • сопоставительно-стилистический анализ;

  • лингвостилистический эксперимент;

  • вероятностно-статистический анализ;

  • лингвистический комментарий.

Пути и приемы лингвостилистического анализа связаны между собой. Часто все приемы выступают в той или иной комбинации, поэтому невозможно всегда применять какую-то одну стандартную схему лингвостилистического анализа. Но самое важное и основ­ное в данном анализе — исследовать текст как языковое целое.

Знания, добытые посредством лингвостилистического анализа художественного текста, являющегося научным исследованием языковой и образной материи литературного произведения, имеют большое практическое значение как для преподавания литературы, так и при обучении языку.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • Владеть лингвостилистической компетенцией, которая помимо углубления и расширения знаний, упрочения умений и навыков, несет в себе следующие новации:

  • уметь свободно владеть всеми видами речевой деятельно­сти;

  • владеть коммуникативной компетенцией, которая способствует повышению культуры устной и письменной речи учащихся;

  • формирование рус­ского национального самосознания и духовного здоровья учащих­ся,

  • воспитание культурного, образованного и высоконравственно­го человека.

Данные, полученные с помощью лингвостилистического анализа художественного текста, позволяют учителю-словеснику воспитать учеников чуткими к красоте и выразительности русского литератур­ного языка, сформировать лингвистическое и стилистическое видение художественного текста как единого языкового целого.

Учебно-тематический план

Раздел и тема

Количество часов

Введение

2

Поэзия XIX ВЕКА

22

А. С. Грибоедов

2

А. С. Пушкин

5

А. А. Дельвиг

2

Е. А. Баратынский

2

А. Н. Апухтин

1

М. Ю. Лермонтов

5

А. А. Фет

2

А. Н. Майков

2

Н. Н. Некрасов

1

А. В. Кольцов

1

Проза XIX века

11

А. С. Пушкин

2

Н. В. Гоголь

1

И. С. Тургенев

1

В. Ф. Одоевский

1

А. Ф. Писемский

1

М. Е. Салтыков-Щедрин

1

Л. Н. Толстой

2

А.П.Чехов

2

Итого

35

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Лингвостилистический анализ художественного текста»

п/п

Дата

Наименование раздела,

темы

Кол-во

часов

Приме

чание

Введение

2

1

Понятие лингвостилистического анализа текста. Сущность лингвистического анализа.

1

2

Сущность стилистического анализа

1

Поэзия XIX ВЕКА

22

А. С. Грибоедов

1

3

Сопоставление языковой личности и характеров Чацкого и Репетилова в комедии «Горе от ума»

1

А. С. Пушкин

5

4

«Я вас любил». Поэтизмы традиционной стихотворной лекси­ки.

1

5

«Пора, мой друг, пора!..» Вовлечение в язык стихотворения различных словесных рядов: традиционно-элегического, метафи­зического, разговорно-бытового, книжно-возвышенного.

1

6

«Зимнее утро». Языковые трудности и отступления. Шести­строчный размер.

1

7

«Туча». Особенности структуры четверостиший стихотворе­ния: обращение, повествование,просьба..

1

8

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Александрии стих. Верификационные коррективы, реминисценции.

1

А. А. Дельвиг

2

9

«Вдохновение». Лексико-фонетические архаизмы. Строфиче­ские особенности.

1

10

«Сон». Фольклорная стилизация. Принцип параллелизма, ин­терпретация мотива сна.

1

Е. А. Баратынский

2

11

«Весна». Структурно-композиционная форма выражения кон­траста. Своеобразие лексического состава стихотворения.

1

12

«Весна, весна! Как воздух чист!..» Своеобразие жанра: «песно­пение» (И. Н. Медведева).

1

А. Н. Апухтин

1

13

«Опять в моей душе тревоги и мечты…» Аллегорический смысл стихотворения.

1

М. Ю. Лермонтов

5

14

«Парус». Образная система. Антитеза, оксюморон, анафора, градация, афористичность.

1

15

«На севере диком стоит одиноко…» Словесные инкрустации. Поэтические перифразы. Антитеза яви и сна. Оригинальность строфики.

1

16

«Прощай, немытая Россия…» Использование реминисценции (А. С. Пушкин «К морю»).

17

«К***» («О, полно извинять разврат!..») Двусловная анафора, три вида архаизмов.

1

18

«Смерть Поэта». Функционирование отдельного слова в поэти­ческом контексте разных эпох.

1

А. А. Фет

2

19

«Учись у них — у дуба, у березы…» Афористичность, стилисти­ческая манера «соединения несоединимого».

1

20

«Ласточки пропали». Содержательно-смысловая и символиче­ская строка стихотворения.

1

А. Н. Майков

2

21

«Дума». Живописность поэтического слова. Структурная гар­моничность.

22

«Осенние листья по ветру кружат…» Последовательная реали­зация противопоставления как структурная доминанта текста.

1

Н. Н. Некрасов

1

23

«Пророк». Своеобразие поэтической версии. Употребление арха­измов.

А. В. Кольцов

1

24

«Где вы, дни мои…» Музыкальная экспрессивность стихотворе­ния, особая ритмическая организация. Пятисложный размер стиха.

1

Проза XIX века

11

А. С. Пушкин

2

25

«Повести Белкина». Деление слов на знаковые и незнаковые. Эмоциональная напряженность повествования.

1

26

«Капитанская дочка». Метонимическая характеристика героев.

1

Н. В. Гоголь

1

27

«Вий». Мотив превращения и языковые средства его воплоще­ния: параллелизм синтаксических конструкций.

1

И. С. Тургенев

1

28

«Стихотворения в прозе». («Как хороши, как свежи были ро­зы…»). Слово, контекст, текст и проблемы экспрессивности.

1

В. Ф. Одоевский

1

29

«4338-й год. Петербургские письма». Своеобразие жанра: на- учно-фантастическая повесть.

1

А. Ф. Писемский

1

30

«Питерщик». Языковое своеобразие. «Двойное» повествование. Кольцевая композиция.

1

М. Е. Салтыков-Щедрин

1

31

«Господа Головлевы». Модальная рама писателя: совокупность распределения по тексту произведения позиций автора, повество­вателя, героя.

1

Л. Н. Толстой

2

32

Рассказы 50-х годов («Набег», «Севастополь в августе 1855 го­да»). Стилистико-речевые краски образа юного воина.

1

33

«Война и мир». Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе.

1

А.П.Чехов

2

34

«Устрицы». Взаимодействие заглавия и текста.

1

35

Обобщение и систематизация пройденного

1

Содержание программы

Введение (2 часа)

Понятие лингвостилистического анализа текста. Две составные части анализа: лингвистический и стилистический.

Сущность лингвистического анализа: определение семантики устаревших слов и оборотов, т. е. лексических и фразеологических архаизмов и историзмов; непонятных фактов поэтической симво­лики; устаревших окказиональных перифраз; незнакомых диапектизмов, профессионализмов, арготизмов и терминов; индивидуаль­но-авторских новообразований в сфере семантики, словообразова­ния и сочетаемости; ключевых слов разбираемого текста как худо­жественного целого с тем или иным конкретным содержанием; ус­таревших или ненормативных фактов в области фонетики, морфологии и синтаксиса.

Сущность стилистического анализа: определение словесных средств художественной изобразительности: тропов (метафора, ме­тонимия, ирония, гипербола, олицетворение, синекдоха, литота) и стилистических фигур (анафора, антитеза, градация, оксюморон, острота, параллелизм, повторение, риторический вопрос, ритори­ческое восклицание, риторическое обращение, умолчание, эллип­сис, эпифора); звуковых средств художественной изобразительно­сти (благозвучие, звукоподражание, звуковой символизм, аллите­рация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись); стихосложение (стопы, размер, рифма, строфа).

Поэзия XIX ВЕКА (22 часа)

А. С. Грибоедов (1 час)

«Горе от ума». Сопоставление языковой личности и характеров Чацкого и Репетилова. Соединение различных пластов языка в ре­чи героев.

А. С. Пушкин (5 часов)

«Я вас любил». Поэтизмы традиционной стихотворной лекси­ки. Своеобразие «закрытой» композиции. Контрастность стихотво­рения.

«Пора, мой друг, пора!..» Вовлечение в язык стихотворения различных словесных рядов: традиционно-элегического, метафи­зического, разговорно-бытового, книжно-возвышенного. Много­значность языковых средств.

«Зимнее утро». Языковые трудности и отступления. Шести­строчный размер. Усеченные причастия и прилагательные как ар­хаическая форма слов.

«Туча». Особенности структуры четверостиший стихотворе­ния: обращение, повествование, просьба.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Александрии стих. Верификационные коррективы, реминисценции. Фразеоло­гические неологизмы. Перифразы этнического характера.

А. А. Дельвиг (2 часа)

«Вдохновение». Лексико-фонетические архаизмы. Строфиче­ские особенности. Стройная логическая последовательность.

«Сон». Фольклорная стилизация. Принцип параллелизма, ин­терпретация мотива сна.

Е. А. Баратынский (2 часа)

«Весна». Структурно-композиционная форма выражения кон­траста. Своеобразие лексического состава стихотворения.

«Весна, весна! Как воздух чист!..» Своеобразие жанра: «песно­пение» (И. Н. Медведева).

А. Н. Апухтин (1 час)

«Опять в моей душе тревоги и мечты…» Аллегорический смысл стихотворения. Двуплановость звукового воплощения об­раза. Диалогичность стихотворения.

М. Ю. Лермонтов (5 часов)

«Парус». Образная система. Антитеза, оксюморон, анафора, градация, афористичность. Пейзажно-психологический характер.

«На севере диком стоит одиноко…» Словесные инкрустации. Поэтические перифразы. Антитеза яви и сна. Оригинальность строфики.

«Прощай, немытая Россия…» Использование реминисценции (А. С. Пушкин «К морю»). Перифрастическое обозначение России. Анафоро-тавтологические повторы. Лексико-фонетические арха­измы.

«К***» («О, полно извинять разврат!..») Двусловная анафора, три вида архаизмов. Синекдохические новообразования.

«Смерть Поэта». Функционирование отдельного слова в поэти­ческом контексте разных эпох: формирование новых семантиче­ских значений и возвращение к старым. Роль эмоционально- экспрессивной окрашенности слова.

А. А. Фет (2 часа)

«Учись у них — у дуба, у березы…» Афористичность, стилисти­ческая манера «соединения несоединимого». Дидактичность ис­пользования языка как средства воздействия на воспитание чувства художественного слова.

«Ласточки пропали». Содержательно-смысловая и символиче­ская строка стихотворения. Ритмико-мелодическая и интонацион­ная структура произведения.

А. Н. Майков (2 часа)

«Дума». Живописность поэтического слова. Структурная гар­моничность.

«Осенние листья по ветру кружат…» Последовательная реали­зация противопоставления как структурная доминанта текста.

Н. Н. Некрасов (1 час)

«Пророк». Своеобразие поэтической версии. Употребление арха­измов. Коммуникативная логика и анафоричность стихотворения.

А. В. Кольцов (1 час)

«Где вы, дни мои…» Музыкальная экспрессивность стихотворе­ния, особая ритмическая организация. Пятисложный размер стиха.

Проза XIX века (11 часов)

А. С. Пушкин (2 часа)

«Повести Белкина». Деление слов на знаковые и незнаковые. Эмоциональная напряженность повествования. Особенность стиля: переплетение бытового и литературного. Смена масок как наиболее яркая характеристика языковой личности.

«Капитанская дочка». Метонимическая характеристика героев. Канцеляризмы, калькированные обороты. Своеобразие стилистиче­ской организации произведения.

Н. В. Гоголь (1 час)

«Вий». Мотив превращения и языковые средства его воплоще­ния: параллелизм синтаксических конструкций, расширение кон- нотативной сферы.

И. С. Тургенев (1 час)

«Стихотворения в прозе». («Как хороши, как свежи были ро­зы…»). Слово, контекст, текст и проблемы экспрессивности.

В. Ф. Одоевский (1 час)

«4338-й год. Петербургские письма». Своеобразие жанра: на- учно-фантастическая повесть. Идиостиль писателя.

А. Ф. Писемский (1 час)

«Питерщик». Языковое своеобразие. «Двойное» повествование. Кольцевая композиция.

М. Е. Салтыков-Щедрин (1 час)

«Господа Головлевы». Модальная рама писателя: совокупность распределения по тексту произведения позиций автора, повество­вателя, героя, отграниченных стилем (автор), «среднеграмматиче- ским» дейксисом (повествователь), языком (герой).

Л. Н. Толстой (2 часа)

Рассказы 50-х годов («Набег», «Севастополь в августе 1855 го­да»), Стилистико-речевые краски образа юного воина.

«Война и мир». Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе.

А.П.Чехов (2 часа)

«Устрицы». Взаимодействие заглавия и текста.

Формы и средства контроля

  • Комплексный анализ текста

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Вялкова, Г.М. Литература. 10-11 классы: сборник программ элективных курсов/ Г.М.Вялкова, — Волгоград: Учитель, 2006

2. Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи/ А.И.Власенков, Л.М.рыбченкова, — М.: Просвещение, 2010

3. Столярова. Е.А. Стилистика русского языка/ Е.А.Столярова, — М.: Приор-издат, 2006

4. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, — Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

5. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, — Белгород: ООО «Логия», 2004

Используемая литература

  1. Авторская программа О.М.Янютиной «Лингвостилистический анализ художественного текста»,- Волгоград: Учитель, 2006

  2. Сборник элективных курсов «Литература. 10-11 классы» Г.М.Вялковой, — Волгоград: Учитель, 2006

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here