Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Леньковская средняя общеобразовательная школа №1
Благовещенского района Алтайского края»
Рассмотрено Согласовано: Утверждено:
на заседании МО заместитель директора по УВР директор школы
Котелянец З.И. Часовникова Е.В. Турецкая В.П.
Протокол №____от___
Рабочая программа
по факультативному курсу
«Школьная риторика»
6А, 6Б классы
на 2014-2015 уч.год.
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Пашотина Людмила Владимировна.
Леньки 2014
Пояснительная записка.
Предлагаемый курс «Школьной риторики» в 6 классе направлен на формирование
коммуникативных (риторических) умений. Этот практико-ориентированный предмет
выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть
взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в
частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории
общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика –
самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой,
искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение
эффективному общению, общающийся человек.
В разработанной нами программе можно выделить два смысловых блока:
• первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в
классической риторике называлось общей риторикой;
• второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой
которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
• первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например,
степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
• вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые
жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать
адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои
неудачи и промахи и т.п
Методы и приемы преподавания
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим
научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий
достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь
действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и
писать. Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы
преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако
на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
• риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
• риторические задачи;
• риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение
компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более
сложных вопросов:
• что сказал говорящий (пишущий)
• что хотел сказать (написать);
• что сказал (написал) ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал
РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е.
насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но
и свою собственную.
Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на
определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
• кто говорит – пишет (адресант);
• почему (причина, мотив);
• для чего, зачем (задача высказывания);
• что – о чем (содержание высказывания);
• как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
• где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это
важно);
• когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное
для общения, если это важно).
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса по предмету « Школьная риторика».
Для реализации целей и задач обучения риторике по данной программе
используется УМК по риторике Образовательной системы «Школа 2100» (издательство
«Баласс»)
1. Школьная риторика под редакцией Т.А. Ладыженской. 6 класс. 2 части.
2. Школьная риторика под редакцией Т.А. Ладыженской. 6 класс. Методические
рекомендации.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на
уроках риторики, относятся DVD-плеер, компьютер, телевизор.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках
информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми
графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется
готовность и привычка к практическому применению новых информационных
технологий.
Содержание программы и требования к уровню подготовки
Идеи курса:
Учиться вежливой речи – учиться уважительному, доброму отношению друг к другу. Выражать собственные мысли собственными словами – одна из самых больших радостей
(ценностей) жизни.
Основные умения (два типа):
Первый тип (У–1). Умение анализировать и оценивать общение, в частности:
• степень эффективности общения;
• уровень владения языком;
• корректность поведения.
Второй тип (У–2). Умение общаться – как минимум в пределах, обозначенных в блоке
«Речевые жанры», в частности, умения:
• ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата (аудиторию);
• формулировать явно (вслух – письменно) или для себя (неявно) свое коммуникативное
намерение;
• определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи.
Риторические умения Понятийные и инструментальные знания
Общение
У–1. Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации.
У–1. Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка,
фрагмента фильма. Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Кто
говорит (пишет, слушает, читает)? – Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?
Виды общения
У–1. Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения).
У–1. Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации. По
количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное
– несловесное.
Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?
У–1. Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная
вежливость. Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо.
У–2. Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба,
отказ, комплимент, спор. Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, но не ссора.
У–2. Вести этикетный диалог. Этикетные диалоги.
Речевая деятельность
У–1. Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.
У–1. Определять вид слушания и приемы слушания.
У–1. Критически оценивать слушание собеседников. Слушание. Правила для
слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы
рефлексивного и нерефлексивного слушания.
У–1. Оценивать соответствие чтения заданий установке.
У–1. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями. Чтение и его
суть. Значение установки. Виды чтения.
У–1. Находить коммуникативные недочеты.
У–1. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.
У–2. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора.
У–2. Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты. Письмо. Правка текста.
Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени
последовательность.)
У–1. Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.
У–2. Распределять дыхание. Голос, каким он может быть.
У–2. Произносить скороговорки и рассказывать докучные сказки.
У–2. Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова.
Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки.
Качества речи
У–1. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.
У–1. Искоренять ошибки в своей собственной речи.
У–1. Определять коэффициент лексического богатства речи.
У–1. Определять нарушения в точности речи. Правильная речь. Надо – нельзя.
Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка. Нормативные словари.
Ортология.
Хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное
качество речи. Разные виды точности.
Речевые жанры
У–1.
Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать.
Текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел, как он воплощается.
Тема и микротема. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения.
Вступительный и заключительный абзацы.
У–1. Анализировать исходный текст для пересказа (устного и письменного, подробного
и краткого).
У–2. Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.
Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста.
У–2. Составлять объявления устные и письменные. Речь деловая. Объявление устное и
письменное.
У–2. Придумывать сказочные истории и рассказывать их. Речь художественная.
Сказочные истории.
У–2. Рассказывать о случаях. Речь разговорная. Рассказ о себе.
Календарно – тематическое планирование.
Тема урока. | Кол-во часов. | Дата провед. | |
1 | Общение. | 1 | 1 неделя |
2 | Виды общения | 1 | 2 неделя |
3 | Обращение | 1 | 3 неделя |
4 | Великая сила голоса. | 1 | 4 неделя |
5 | Жесты, жесты, жесты. | 1 | 5 неделя |
6 | Виды речевой деятельности | 1 | 6 неделя |
7 | Устная речь | 1 | 7 неделя |
8-9 | Учимся слушать информационную речь | 2 | 8 -9 неделя |
10 | Побеседуем | 1 | 10 неделя |
11 | Можно ли управлять спором | 1 | 11 неделя |
12 | Учимся читать учебную книгу. | 1 | 12 неделя |
13-14 | Учимся отвечать. | 2 | 13-14 неделя |
15 | Изобретаем…речь | 1 | 15 неделя |
16 | Речевые жанры | 1 | 16 неделя |
17-18 | Вторичные тексты | 2 | 17-18 неделя |
19 | Аннотация. | 1 | 19 неделя |
20 | Предисловие | 1 | 20 неделя |
21 | Отзыв | 1 | 21 неделя |
22 | Штампы и находки. | 1 | 22 неделя |
23-24 | Личное письмо | 2 | 23-24 неделя |
25 | Дневниковые записи. | 1 | 25 неделя |
26 | Похвальное слово. | 1 | 26 неделя |
27-28 | Интервью. | 2 | 27-28 неделя |
29 | Красна речь притчею. | 1 | 29 неделя |
30 | Классное собрание. | 1 | 30 неделя |
31-32 | Бывальщины. | 2 | 31-32 неделя |
33-34 | Слово ритора изменяет ход истории. | 2 | 33-34 неделя |
Использованная литература.
-
Д. И. Архарова, Т. А. Долинина, А. П. Чудинов. Речь и культура общения/
-
Практическая риторика: 5-9 классы. Книга для учителя. Екатеринбург:
Сократ,2001.
-
Д. И. Архарова, Т. А. Долинина, А. П. Чудинов. Речь и культура общения/
Практическая риторика: Учебное пособие для 6 класса. Екатеринбург:
Сократ,2001.
-
Д.И.Архарова, Т.А.Долинина. Играем – учимся. Учимся играя. Сборник
коммуникативных игр и речевых упражнений. Екатеринбург 1998 г.
-
Т.В.Матвеева. 15 уроков по культуре речи. Екатеринбург : Сократ,1998 г.
-
Матвеев В., Панов А. В мире вежливости.-М.,1976.
-
Школьная риторика: 6 класс: Пособие для учащихся. Под.
ред. Т. А. Ладыженской.-М.,2003
-
Шкатова Л. А. Задачник по этикету. Учебное пособие для учащихся 5-7
классов.-Челябинск,1996.