Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – «Кунгерская средняя общеобразовательная школа»
Атнинского муниципального района
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель Директор школы
____/Галиева С.М./ руководителя по УВР ____/Габидуллин Н.Г./
Протокол №1 от _____/Залалиева Р.Р. Приказ № 90 от
23. 08 .2014 г. 24.08.2014 г. 28.08.2014 г.
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
Составила: Фатихова Фарида Харисовна, учитель начальных классов высшей кв. категории на основе примерных программ УМК «Перспективная начальная школа»
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по «русскому языку » разработана на основе:
1. Законы РФ и РТ «Об образовании»;
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом минобрнауки России от 6 октября 2009г.№373, зарегистрирован 22 декабря 2009года, регистрационный номер 17785);
3. Приказа МО и НРТот 23 июня 2012 года №7699/12 « Об учебных планах для 1-11 классов школ Республики Татарстан реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»(4 модель)
4. Приказ 09.07.2012 №4154/12 “Об утерждении базисного и примерных учебных планов, для образовательных учреждении РТ, реализующих программы начального общего образования
5. Письмо МО и НРТ 29 июля №9127/13 “ Об учебных планах в 2013-2014 учебном году”
6. Учебный план МБОУ «Кунгерской СОШ» Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2014 -2015 учебный год( утвержденного решением педагогического совета Протокол №4, 2014 г.)
Примерная программа Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук «Русский язык» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). 2014г.
Курс рассчитан на 102 часов (3 часа в неделю)
Цели курса — формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира; формирование коммуникативной компетенции учащихся -развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 4 классе необходимо решение следующих практических задач:
-
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты — описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Количество часов, отводимое на изучение предмета «Русский язык», составляет 102 часа в год (3 часа в неделю).
.
Учебно-тематический план
Название раздела | Кол-во часов | |
1 | Фонетика и орфография | 10ч |
2 | Морфемика и словообразование | 12 ч |
3 | Морфология и лексика | 15 ч |
4 | Синтаксис и пунктуация | 54 ч |
5 | Лексикография | 11 ч |
| Итого | 102 ч |
Содержание программы
Фонетика и орфография (10 ч.)
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.
Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).
Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.
Звукобуквенный разбор слова.
Морфемика и словообразование (12 ч.)
Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии и детской речи.
Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Морфология и лексика (15 ч.)
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол. Категориальное значение глагола. Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете — выпишите.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова.
Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов.
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических отношений между словами.
Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Общенародная и не общенародная лексика. Наблюдения над терминами русского происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Синтаксис и пунктуация (54 ч.)
Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения).Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Учащиеся должны знать/уметь:
-
общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
-
правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки;
-
правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
-
правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
-
правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени;
-
правописание суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
-
правописание определяемых программой словарных слов;
-
части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
-
три типа склонения существительных;
-
названия падежей и способы их определения;
-
два спряжения глаголов;
-
члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение); однородные члены предложения;
-
особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
-
писать о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова.
-
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
-
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4-м классе;
-
правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
-
правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
-
применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
-
производить звукобуквенный анализ слова; морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ; морфологический анализ имен существительных, прилагательных и глагола; синтаксический анализ простого предложения;
-
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
-
определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола;
-
обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
-
определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но;
-
составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям;
-
обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
-
составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
-
доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
-
владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками;
-
составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
-
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Система оценивания
Диктант.
«5» – ставится если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
-
нарушение правил орфографии при написании слов;
-
пропуск и искажение букв в словах;
-
замену слов;
-
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
-
неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
-
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
-
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
-
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
-
два исправления;
-
две пунктуационные ошибки;
-
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
-
повторение одной и той же буквы в слове;
-
недописанное слово;
-
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
-
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» — ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» — ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» — более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта).для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
Календарно — тематический план 4 класс ПНШ
Тема урока | Кол. ча-сов | Предметные результаты | Формируемые УУД | Виды кон | Дата. | Примечание | |||||
план |
факт | ||||||||||
1 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке
|
1 | Правописание безударного гласного в корне проверяемого ударением | П: формирование умения пользоваться инструкциями. Л: подведение под правило; | фрон оп-рос |
1.09
|
|
| |||
2 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке
| 1 | Правописание безударного гласного в суффиксе проверяемого ударением | П: формирование умения поиска информации в учебных словарях; | раб. в па-рах
| 3.09 |
|
| |||
3 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке
| 1 | Правописание безударного гласного в приставке проверяемого ударением | П: получение, поиск и фиксация информации. Р: контроль и самоконтроль. Лич: контроль процесса и результатов деятельности; | сам. раб. | 5.09 |
|
| |||
4 | Различение суффиксов. Значения суффиксов | 1
| Значения суффиксов Суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы
| П: формирование умения поиска информации в учебных словарях; | сам. раб.
| 8.09 |
|
| |||
5 | Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом — рассуждением | 1 | Отличие письменной речи от устной. Восприятие и понимание звучащей речи | Знать, чем отличается текст- повествование от текста- описания; понятие «цитата». Уметь: работать с фразеологическим словарем; цитировать текст | Практическая рабо-та | 10.09 |
|
| |||
6 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | 1 | Правописание слов с удвоенной буквой согласного Склонение слов ОБЕ, ОБА |
|
| ||||||
7-8 | Однородные члены предложения | 2 | Однородные члены предложения (однородные главные члены
| П: формирование умения поиска информации в учебных словарях; | фрон оп-рос | 12.09
15.09 |
|
| |||
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение». № 1 | 1
| Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Знать изученные орфограммы. Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами | К.р. | 17.09 |
|
| |||
10 | Работа над ошибками. Однородные члены предложения. | 1 | Знаки препинания при однородных членах предложения (3-ий час) | П: формирование умения поиска информации в учебных словарях. | сам. раб. | 19.09 |
|
| |||
11 | Однородные члены предложения | 1 | Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами (4-ый час) | П: формирование умения поиска информации в учебных словарях; | сам. раб.
| 22.09 |
|
| |||
12 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Ивана Фирсова «Юный живописец» | 1 | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Знать, что размышления и объяснения -это виды рассуждения. Уметь: работать с толковым словарем; описывать элементы картины; выполнять задания; отвечать на вопросы; определять, какой текст получился (текст- описание или текст-повествование); составлять текст-рассуждение на тему «Размышление о моих увлечениях» | Практическая рабо-та | 24.09 |
|
| |||
13 | Глагол. | 1 | Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания. разным спряжениям. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям. | П: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и преобразование информации. Общеучебные: постановка и решение проблемы. | раб. в па-рах
| 26.09 |
|
| |||
14 | Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | 1 | Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям. | П: формирование умения поиска информации в учебных словарях. | сам. раб.
| 29.09
|
|
| |||
15 | Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов | 1 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | П: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | Практическая работа |
1.10 |
|
| |||
16 | Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей | 1 | Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | Уметь давать оценку выступлениям своих товарищей по плану | Прак-тичес-кая работа | 3.10
|
|
| |||
17 | Правило употребления предлогов О и ОБ | 1 | Правило употребления предлогов О и Об | Лич: фор-ние ценностно-смысловой ориентации | Пр.р. | 6.10
|
|
| |||
18 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме | 1 | Определение спряжения глагола по начальной форме
| Личностные: смыслообразование и самоопределение | фрон оп-рос | 8.10 |
|
| |||
19
| Определяем спряжение глагола по его начальной форме | 1 | Определение спряжения глагола по его начальной форме | Личностные: смыслообразование и самоопределение | Пр.р | 10.10
|
|
| |||
20 | Контрольная работа за 1 ч № 2 | 1 | Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Знать изученные орфограммы. Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами | Контрольный дик-тант | 13.10 |
|
| |||
21 | Работа над ошибками | 1 | Работа над ошибками | Уметь; выполнять работу над ошибками; находить однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения; объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения | сам. раб.
| 15.10 |
|
| |||
22
| Характеристика предложения и разбор слова как части речи. | 1 | Различение слова, словосоче-тания и предложения. Разно-видности предложений по цели высказывания и эмо-циональной окраске. Глав-ные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Имя сущест-вительное. Имя прилага-тельное. Глагол | Знать алгоритм морфологического разбора существительного, прилагательного, глагола. Уметь: выполнять схему предложения; давать характеристику предложению; выполнять разбор слова как части речи; выделять основы предложения | Рабо-та с текс-том в парах | 17.10 |
|
| |||
23 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение | 1 | Знать: понятие «тезис»; что в тезисах кратко излагаются основные мысли каждой части доклада. Уметь: делать научное сообщение по плану о животных Арктики; делать сообщение, опираясь на данные тезисы; оценивать доклады товарищей | Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | раб. в па-рах
| 20.10
|
|
| |||
24 | Письменное изложение | 1 | изложение «Куда лето прячется». | Личностные: смыслообразование и самоопределение | сам. раб.
| 22.10 |
|
| |||
25
| Глагол. | 1 | Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ | Знать, что глаголы с суф-фиксом —я-, -а-, -е-, -о-, -у- в начальной форме относятся к I спряжению. Уметь: определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов; пользоваться обрат-ным словарем; выделять гла-гольный суффикс; подбирать родственные глаголы с при-ставкой; находить в тексте глаголы-исключения
| Прак-тичес-кая работа | 24.10 |
|
| |||
26 | Глаголы с суффиксом -Я — в начальной форме | 1 | Выявление глаголов с безударным суффиксом -Я — в начальной форме (Работа с обратным словарем) | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | раб. в па-рах
| 27.10 |
|
| |||
27 | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | 1 | Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | Общеучебные: постановка и решение проблемы. | сам. раб.
| 29.10
|
|
| |||
28 | Суффиксы повелительной формы глагола | 1 | Суффиксы повелительной формы глагола | Общеучебные: постановка и решение проблемы. | Прак-тичес-кая работа | 31.10 |
|
| |||
29
|
Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. | 1
| Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. будущего времени | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. | сам. раб.
| 10.11 |
|
| |||
30 | Развитие речи с элементами культуры речи. Продолжаем знакомиться с текстом- рассуждением | 1 | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Уметь: работать с толковым словарем; цитировать отрывки из текста; отвечать на вопросы; пересказывать текст; зачитывать цитаты; находить части текста (рассуждение и повествование) | Прак-тичес-кая работа | 12.11 |
|
| |||
31 — 32 | Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени | 2
| Глагол. Выделение значимых частей слова (суффиксы) | Знать, что в форме прошед-шего времени у глаголов со-храняется глагольный суффикс начальной формы. Уметь: правильно писать глаголы на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени; пользоваться обрат-ным словарем; выделять глагольный суффикс; опре-делять спряжение глагола | Фронталь-ный опрос | 14.11
17.11 |
|
| |||
33 | Контрольный диктант с грамматич. заданием. «Правописание глаголов» № 3 |
1 | Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Знать изученные орфограммы. Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами | Контрольный диктант | 19.11 |
|
| |||
34 | Работа над ошибками.Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс —чь | 1 | Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс —чь | Уметь: выполнять работу над ошибками; определять время и спряжение глагола; правильно писать безударный суффикс глагола в прошедшем времени; ставить глаголы в форме прошедшего времени; выделять глагольный суффикс глагола прошедшего времени | Рабо-та над ошиб-ками | 21.11 |
|
| |||
35-
36 |
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков
| 2 | Правописание слов с удвоенной буквой согласного (1-ый час) | П: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | Прак-тичес-кая работа | 24.11 26.11
|
|
| |||
37 | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов | 1 | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов (Уяснение вида основы глагола как средства самоконтроля для проверки спряжения и правописания личного безударного окончания глагола)
| П: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. | раб. в па-рах
| 28.11 |
|
| |||
38 | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение | 1 | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Уметь: определять жанр произведения; анализировать средства художественной выразительности; цитировать строчки из текста; делить текст на части; составлять план текста; объяснять знаки препинания; письменно пересказывать сказку, пользуясь планом | Взаимоконтроль | 1.12 |
|
| |||
39 | Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ | 1 | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени | Знать, что глаголы «бежать», «хотеть» разноспрягаемые; глагол «хотеть» в единственном числе изменяется по I спряжению. Уметь: работать с обратным словарем; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы | Рабо-та в парах | 3.12 |
|
| |||
40 41 42
43 | Написание О и Ё после шипящих ( в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных
Проект «Составление словарного диктанта по данной теме». | 4 | Правописание О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях | Фр. оп-рос | 5.12 8.12 10.12
|
|
| |||
Личностные: смыслообразование и самоопределение | Пр.р. | 12.12
|
|
| |||||||
44 | Образование кратких прилагательных | 1 | Образование кратких прилагательных | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях | фрон оп-рос | 15.12
|
|
| |||
45
| Контрольная работа за 2 четверть № 4 | 1 | Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Знать изученные орфограммы. Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами | Кон.р | 17.12 |
|
| |||
46 | Работа над ошибками. Образование кр. Форм прил. | 1 | Правописание безударных личных окончаний | Уметь: выполнять работу над ошибками; определять спряжение глаголов; разбирать предложение по членам предложения; составлять схему предложения; выписывать словосочетания; находить главное и зависимое слова в словосочетании; писать окончания прилагательных; объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами | Раб. над ошиб. | 19.12
|
|
| |||
47 | Образование наречий | 1 | Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание | П: формирование умения поиска информации в учебных словарях | Прак-тичес-кая работа | 22.12 |
|
| |||
48-49 | Контрольный словарный диктант. Повторение пройденного | 2
| Правописание глаголов
| Личностные: смыслообразование и самоопределение | раб. в па-рах
| 24.12 26.12
|
|
| |||
50
| 3 часть Части речи. Имя существительное | 1
| Части речи. Имя существительное | П: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | Взаимоконтроль | 12.01
|
|
| |||
51 | Имя прилагательное | 1 | Имя прилагательное |
|
| 14.01 |
|
| |||
52
| Имя прилагательное | 1 | Имя прилагательное, род, падеж | Знать: признаки имен прилагательных; что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного. Уметь: выписывать словосочетания с прилагательными; определять главное и зависимое слова в словосочетании; определять род, падеж, число имен прилагательных | Прак-тическая рабо-та |
16.01 |
|
| |||
53 | Имя прилагательное | 1 | Краткая форма прилагательных | Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации | Прак-тичес-кая работа | 19.01
|
|
| |||
54 | Синонимы (повторение) | 1 | Синонимы (повторение) Самостоятельная работа
| Общеучебные: постановка и решение проблемы. | раб. в па-рах
| 21.01
|
|
| |||
55 | Глагол | 1 | Повелительная форма глагола | Познавательные: понимание и применение знаний | Взаимоконтроль | 23.01 |
|
| |||
56 | Глагол | 1 | Правописание безударных гласных в корнях и приставках; правописание приставок РАЗ- – РАС- и С- | Знать, как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени. Уметь: находить в тексте глаголы; указывать время глаголов; выделять окончания глаголов прошедшего времени; объяснять орфограммы | Практичес-кая работа | 26.01 |
|
| |||
57 | Устойчивые выражения | 1 | Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов. Определение спряжениУстойчивыевыражения | Логические: подведение под правило. | фрон опрос | 28.01 |
|
| |||
58 | Простая и сложная форма будущего времени глаголов | 1 | Простая и сложная форма будущего времени глаголов (1-ый час) | Личностные: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях | сам.раб. | 30.01
|
|
| |||
59
| Развитие речи с элементами культуры речи. Описание, повествование и рассуждение | 1 | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Уметь: работать с толковым словарем; читать цитаты; находить в тексте описание, рассуждение, повествование | Прак-тическая рабо-та | 2.02 |
|
| |||
60 | Простая и сложная форма будущего времени глаголов | 1 | Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях сущ., прилаг. и глаголов Различение 2 л. мн. ч. наст.времени и повелит. формы гл. | Знать, что форма глагола — это время, число, лицо или род. Уметь: определять форму глагола; образовывать от данных глаголов формы будущего времени и вставлять их в предложения; различать простую и сложную формы будущего времени глагола | Рабо-та в парах | 4.02 |
|
| |||
61 | Контрольный диктант «Простая и сложная форма глагола» № 5 |
1
| Контрольная работа «Простая и сложная форма глагола» | Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями | Контроль | 6.02
|
|
| |||
62 | Личные местоимения | 1 | Личные местоимения.Склонение личных местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении. | Знать, как личные местоимения изменяются по падежам. Уметь: склонять личные местоимения; называть формы местоимений 3-го лица; определять лицо, число и падеж местоимений в тексте; определять, какими членами предложения являются в предложении личные местоимения | Самостоятельная работа по образцу | 9.02 |
|
| |||
63 | Разбор слова по составу | 1 | Разбор слова по составу. Разбор глагола | Познавательные: понимание и применение знаний. | сам.раб.
| 11.02 |
|
| |||
64
| Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной И. Левитана «Тихая обитель» | 1 | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Знать творчество И. Левитана. Уметь; работать с картиной; работать с толковым словарем; выделять средства художественной выразительности | Практическая рабо-та
| 13.02 |
|
| |||
65 | Орфограммы в корнях слов | 1 | Орфограммы в корнях слов, безударный гласный | Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации | Практическая работа | 16.02
|
|
| |||
66 | Орфограммы в корнях слов | 1 | Орфограммы в корнях слов,е | Познавательные: понимание и применение знаний | раб. в па-рах
| 18.02 |
|
| |||
67
| Орфограммы в корнях слов | 1 | Орфограммы в корнях слов, непроизносимый согласный | Логические: подведение под правило. Познавательные: понимание и применение знаний | Взаимо-кон-троль | 20.02 |
|
| |||
68 | Существительные. Орфограммы в суффиксах слов | 1
| Беглый гласный в суффиксе -ек-; Правописание суффиксов -ек-; -ик- и -чик- | Знать, что в суффиксах существительных с уменьшительно- ласкательным значением пишется буква и, если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется гласный; пишется буква е, если при изменении формы слова из суффикса исчезает гласный. Уметь: работать с обратным словарем; объяснять орфограммы; работать со словообразовательным словарем; находить беглый гласный в корне и в суффиксе | Самостоя-тельная работа по образцу | 25.02 |
|
| |||
69
| Орфограммы в суффиксах слов | 1 | Беглый гласный в суффиксе -ек-. Правописание суффиксов -ек- / -ок- | Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. | фрон.опрос | 27.02
|
|
| |||
70 | Контрольный диктант «Безударный гласный в суффиксе, проверяемый ударением» № 6 | 1
| Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Контроль-ный дик-тант | 2.03 |
|
| |||
71 | Работа над ошибками. Буквы О/ Е после шипящих | 1 | Буквы О/ Е в существительных и прилагательных с основой на шипящий и Ц. Правописание окончаний в существительных после суффикса –ИЩ- | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; | Прак-тическая рабо-та | 4.03 |
|
| |||
72 | Прилагательные. Буквы О/ Е после шипящих и Ц | 1
| Образование прилагательных от существительных и правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение | раб. в па-рах
| 6.03 |
|
| |||
73 | Глагольные суффиксы | 1 | Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени
| Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | Взаимо-кон-троль | 9.03 |
|
| |||
74 | Написание существительных с суффиксом –ищ | 1 | Написание окончаний существительных с суффиксом -ищ- | Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. |
раб. в парах
| 11.03 |
|
| |||
75 | Орфограммы в окончаниях слов. Существительные | 1
| Орфограммы в окончаниях существительных | Логические: подведение под правило. | сам. раб. | 13.03 |
|
| |||
76 | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое монолог и диалог | 1 | Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | Знать: монолог — это разговор, который человек ведет сам с собой, а диалог — разговор между двумя людьми; как оформляется диалог на письме. Уметь: читать и анализировать диалог; читать диалог по ролям; пользоваться библиотекой | Рабо-та в парах | 16.03 |
|
| |||
77 | Контрольная работа за 3 ч № 7 | 1 | Контрольная работа за 3 ч. | Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Контрольный дик-тант | 18.03 |
|
| |||
78 | Орфограммы в окончаниях слов. Работа над ошибками | 1 | . Работа над ошибками Орфограммы в окончаниях глаголов | Уметь: выполнять работу над ошибками; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами; объяснять расстановку знаков препинания в сложных предложениях и простых предложениях с однородными членами; выписывать сложные предложения | Рабо-та в парах | 20.03 |
|
| |||
79 | Учимся различать и форму 2-го лица мн. ч. повелительную форму мн. ч. | 1 | Орфограммы в окончаниях слов | Уметь: выделять глагольный суффикс, суффикс повелительной формы; разбирать глаголы по составу; показывать, как образованы повелительные формы единственного числа глаголов; ставить ударение в повелительной форме глагола | Фронталь-ный опрос | 1.04 |
|
| |||
80 | Учимся различать и форму 2-го лица мн. ч. повелительную форму мн. ч. | 1 | Работа над ошибками. Орфограммы в окончаниях слов. | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | Прак-тическая рабо-та | 3.04 |
|
| |||
81 | Орфограммы в приставках | 1 | Правописание безударных гласных в приставках. Правописание приставок на З/С | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | раб. в па-рах
| 6.04 |
|
| |||
82
|
Орфограммы в приставках
|
1
| Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я. | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | Взаимоконтроль | 8.04 |
|
| |||
83 | Работа разделительного Ь | 1 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | Знать, перед какими буквами пишется разделительный ь знак. Уметь: писать слова с разделительным мягким знаком | Фронталь-ный оп-рос | 10.04 |
|
| |||
84 | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ? | 1 | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ?
| Регулятивные: контроль и самоконтроль. | раб.в па-рах
| 13.04 |
|
| |||
85 | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение | 1 | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Уметь: делить текст на смысловые части; составлять план; писать письменное изложение по плану; цитировать отрывки | Фронталь-ный оп-рос | 15.04 |
|
| |||
86 | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ? Самостоятельная работа | 1 | Правописание разделительного Ь в прилагательных Самостоятельная работа | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | Прак-тическая рабо-та | 17.04
|
|
| |||
87 | Слова, которые легко перепутать | 1 | Работа над смыслом однокоренных слов. | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | раб. в па-рах
| 20.04 |
|
| |||
88 | Контрольное тестирование | 1 | Контрольное тестирование | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | Взаимо-кон-троль | 22.04 |
|
| |||
89 | «Ь» после шипящих на конце основы в словах разных частей речи | 1 | Работа над ошибками.Правописание Ь после шипящих в существительных | Познавательные: понимание и применение знаний. |
сам. раб. | 24.04 |
|
| |||
90 | Ь после шипящих
| 1
| Правописание Ь после шипящих в глаголах Прилагательные. Краткая форма. | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. | раб. в па-рах | 27.04
|
|
| |||
91 | Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены | 1 | Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены | Знать понятия «распространенные» и «нераспространенные» предложения. Уметь: подчеркивать основу предложения; выделять второстепенные члены предложения; разбирать предложения по членам; дополнить предложение второстепенными членами; находить однородные подлежащие и однородные сказуемые; работать со словообразовательным словарем | Работа в па-рах | 29.04 |
|
| |||
92 | Написание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах | 1 | Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | Прак-тическая рабо-та | 1.05
|
|
| |||
93 | Разбор предложения по членам предложения | 1 | Разбор предложения по членам предложения | Общеучебные: постановка и решение проблемы. | раб. в па-рах
| 4.05
|
|
| |||
94 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях | 1 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях | Логические: подведение под правило. | Взаимо-кон-троль | 6.05 |
|
| |||
95
| Промежуточная аттестационная работа | 1 | Интегрированная комплексная работа |
| Прак-тическая рабо-та | 8.05 |
|
| |||
96
| Отличие сложных предложений от простых предложе нийс однородны ми членами |
1
| Отличие сложных предложений от простых предложенийс однородными членами. Постановка знаков препинания в простых предложениях с однородными членами | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | раб. в па-рах
| 11.05 |
|
| |||
97 | Постановка знаков препинания в сложных предложениях | 1 | Постановка знаков препинания в сложных предложениях. Закрепление изученного | Познавательные: обучение работе с информацией, | Взаимо-кон-троль | 13.05
|
|
| |||
98 | Правописание орфограмм в разных частях слова | 1 | Повторение изученного. Словообразование | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | раб.в парах
| 15.05 |
|
| |||
99
| Контрольная работа за год № 8 | 1 | Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Контрольный диктант | 18.05 |
|
| |||
100 | Работа над ошибками | 1 | Простые распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения | Уметь: выполнять работу над ошибками; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами; объяснять расстановку знаков препинания в сложных предложениях и простых предложениях с однородными членами; выписывать сложные предложения | Рабо-та в парах | 20.05 |
|
| |||
101
| Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое аннотация и как ее составить | 1 | Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | Знать понятие «аннотация»; где располагается аннотация. Уметь: находить в книге аннотацию; дополнять аннотацию именами героев, названиями рассказов; пользоваться библиотекой | Практическая рабо-та | 22.05
|
|
| |||
102 | Правописание орфограмм в разных частях слова. Итоговое занятие | 1 | Повторение изученного. Разбор слова по составу. | Общеучебные: постановка и решение проблемы. |
| 25.05 |
|
|
Используемый учебно-методический комплект:
Чуракова Н. А. Русский язык: учебник. — Ч. 1, 2, 3. 4 класс. — М.: Академкнига, 2014.
Байкова Т. А., Малаховская О. В., Ерышева Е. Р. Рабочие тетради для самостоятельных работ, № 1, 2. — М.: Академкнига, 2014.
Чуракова Н. А., Каленчук М. Л., Байков, Т. А., Малаховская О. В. Русский язык. 4 класс: методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига, 2014
Литература
2. “1200 диктантов и творческих работ по русскому языку” Москва “Дрофа” 1999;
3. “Тесты по русскому языку” Москва “АСТ-ПРЕСС” 1999; ”Школьный русско-татарский словарь” Казань, 1989;
4. П.А.Грушников “Орфографический словарик” Москва “Просвещение” 1991;
5. Н.М.Неусыпова “Толковый словарик русского языка” Москва “Просвещение” 1989;
6. Н.Г.Скегина, Г.И.Колпакова “Большой справочник” Москва “Олимп” 2000;
Информационно-компьютерная поддержка:
http://www.school.edu.ru/
http://www.it-n.ru
http://school-collection.edu.ru/
http://nsc.1september.ru/urok/
http://www.openclass.ru/