СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ____________________ Т.В. Пискунова
«____» ________2012 г. | РАССМОТРЕНО на заседании Методического совета протокол № _______
«____» ________2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Классы: 5А,5В
Учитель: Альцева О.В.
Количество часов – 170ч (5 часов в неделю)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения.
МОСКВА
2012/13 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. к УМК для 5 класса Т.А.Ладыженской и др. 5-9 классы.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
-
Контрольный диктант
-
Тест
-
Зачет
-
Контрольное упражнение
-
Контрольное сочинение
-
Контрольное изложение
-
Контрольный срез
-
Контрольная проверочная работа
-
Взаимоконтроль
-
Самоконтроьл
Пути решения поставленных в программе задач:
Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:
— информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»:
-
составление плана текста;
-
пересказ текста по плану;
-
пересказ текста с использованием цитат;
-
продолжение текста;
— составление учащимися авторского текста в различных жанрах(написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа);
— сочинения-рассуждения,
— изложения – миниатюры;
— сравнение текстов;
— коммуникативные и игровые ситуации.
— составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
— различные виды диктантов;
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический); — наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
урок-коммуникация,
урок- исследование,
урок-практикум,
урок развития речи и т.д.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
-
Активные методы обучения
-
Игровые технологии
-
Исследовательская технология обучения
-
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
-
Метод проектов
-
Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
-
Технологии уровневой дифференциации
-
Информационно-коммуникационные технологии
-
Здоровьесберегающие технологии
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 170 часов ( 5 часов в неделю)
ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы учебного курса
Язык — важнейшее средство общения (2ч)
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.
Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания.
Повторение пройденного в 1 — 4 классах (20ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (28 ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в составе сложного перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (11 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (6 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (19 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове, чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож— -лаг-, -рос- — -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (81 ч)
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (15 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (8 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (21 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, — пep- — -пир-, — тер- — — тир-, -стел- — -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (14 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать
-
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
-
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
-
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
-
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
-
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
-
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
-
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
-
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
-
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
-
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
-
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Требования к уровню подготовки учащихся
Речевая деятельность.
Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.
Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.
Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология. Различать части речи (простые случаи), правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т. п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
-
Богданова Г.А Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2004
-
Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
-
Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов: «Лицей», 2000.
-
Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2010 .
-
Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.- М.: Айрис пресс, 2000.
-
Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.
-
Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2007.
Дополнительная учебная литература
-
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
-
Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
-
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.
-
Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.
-
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000.
-
Иоффе И.В. Тесты по русскому языку для 5 класса. – М.: Свет, 2009.
-
Иссерс О.И. Тесты. Русский язык 5 класс. – М.: Разум, 2008.
-
Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.: « Сфера», 2011.
-
Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
-
Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. — М.: Просвещение, 2006.
-
Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.
-
Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 2001.
-
Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 2001.
-
Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 2001.
-
Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 5 класс. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002.
-
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006.
-
Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.
-
Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
-
Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
Справочные пособия
-
Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
-
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
-
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
-
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
-
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 1994.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ — Серия учебных компьютерных программ ‘1С: Репетитор’ по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии ‘Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ — Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги — правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ — газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ — Все образование Интернета
http://learning-russian.gramota.ru — Электронные пособия по русскому языку для школьников
http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/ — Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник
Календарно-тематический план
Дата |
Тема урока |
Формирование учебных действий
|
| ||
Учащиеся должны знать
| Учащиеся должны уметь
|
| |||
1. | 4.09 | Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. | Отличия устной речи от письменной. Язык – универсальное средство общения, свободное владение родным языком – признак культуры человека. | Понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества |
|
2. | 5.09 | Язык и его единицы. | Приемы слушания, нормы речевого этикета. | Соблюдать нормы русского речевого этикета, извлекать информацию из различных источников, понимать основное содержание текста. |
|
3. | 6.09 | Р.р. Стили речи | Основные признаки разговорного, научного стиля, языка художественной литературы. | Опознавать стиль, соответствующий ситуации общения, теме, целям. |
|
Повторение изученного в начальной школе (18 ч; к.р. – 1 ч, р.р. – 3ч)
|
| ||||
4.
| 7.09 |
Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. | Различия между буквой и звуком, классификация звуков и слогов. Понятие орфограммы, опознавательные признаки орфограммы. | Различать буквенный и звуковой состав слова, делить слова на слоги для переноса, выделять на слух звуки и называть их. Находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их. |
|
5. | 7.09 / 8.09 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Определение однокоренных слов. | Подбирать проверочное слово, определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные. |
|
6. | 11.09 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Сильные и слабые позиции согласных. | Проверять согласные, находящиеся в слабой позиции. |
|
7. | 12.09 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Правило написания непроизносимых согласных в корне слова. | Уметь безошибочно писать слова, проверять написанное. |
|
8. | 13.09 | Буквы и, у, а после шипящих. | Правописание букв и, у, а после шипящих. | Безошибочно писать слова, проверять написанное, опознавая признаки орфограммы. |
|
9. | 14.09 | Разделительные Ъ и Ь. | Правописание Ъ, Ь. | Опознавать признаки орфограммы, безошибочно писать слова, объяснять причину несоответствия букв и звуков в словах с Ъ и Ь, определять функцию Ь для смягчения предшествующей согласной. |
|
10. | 14.09 / 15.11 | Раздельное написание предлога с другими словами. | Правило раздельного написания предлога с другими словами. | Отличать предлог от приставки, разграничивать приставки и предлоги, правильно писать предлоги со словами. |
|
11 | 18.09 | Части речи. | Определение частей речи, последовательность их распознавания. | Различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам, приводить свои примеры. |
|
12. | 19.09 | Глагол. -Ться и – тся в глаголах | Правописание -ться и – тся в глаголах | Правильно ставить вопросы к глаголу на – тся, понимать, от какого условия зависит выбор Ь, устно объяснять выбор написания. |
|
13 | 20.09 | Р.р. Текст. | Основные признаки текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. | Отличать текст от предложений на тему, уметь строить текст. |
|
14 | 21.09 | Личные окончания глаголов. | Спряжения глаголов, алгоритм правописания гласных в личных окончаниях глаголов. | Определять спряжение глагола и выбрать гласную в личных окончаниях. |
|
15. | 21.09 / 22.09 | Имя существительное. | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного. | Находить имя существительное в тексте, определять морфологические признаки имени существительного. |
|
16. | 25.09 | Имя прилагательное. | Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки имени прилагательного . | Находить имя прилагательное в тексте, определять морфологические признаки имени прилагательного |
|
17 | 26.09 | Местоимение | Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. | Находить местоимение в тексте, определять морфологические признаки местоимения. |
|
18 | 27.09 | Р.р. Тема текста. | Знать понятия: широкая и узкая тема, коммуникативная установка. | Соотносить тему и содержания высказывания, определять границы темы. |
|
19 | 28.09 | Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах». | Правила выделения орфограмм в тексте. | Объяснять орфограммы в слове. |
|
20 | 28.09 /29.09 | Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах». | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Выполнять работу над ошибками. |
|
21 | 2.10 | Р/р Текст. Обучающее изложение (упр. 66). | Последовательность работы над изложением в соответствии с планом. | Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Составлять подробный план. |
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (35 ч, к.р.– 1ч, р.р.-7ч)
|
Синтаксис и пунктуация (35 ч = 28 ч + 7 р/р)
| ||||
22 | 3.10 | Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация. | Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса. Пунктуация как раздел науки о языке. Знаки препинания конца предложения. | Видеть границы в предложениях, выделять словосочетания, находить грамматическую основу. Различать знаки препинания и определять их функцию в предложении. |
|
23. | 5.10 | Словосочетание. Строение словосочетаний. | Основные признаки словосочетаний, строение словосочетаний, способы выражения главного и зависимого слова. | Определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний. |
|
24. | 5.10 / 6.10 | Разбор словосочетаний. | Основные признаки словосочетаний. | Разбирать словосочетания, отличать словосочетания от предложения. |
|
25. | 9.10 |
Предложение. | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. | Находить грамматическую основу предложения, конструировать предложения по заданным типам грамматическим основ. |
|
26 | 10.10 | Рр Сжатое изложение №137 |
|
|
|
27. | 11.10 | Виды предложений по цели высказывания. | Определение предложений по цели высказывания. | Характеризовать предложения по цели высказывания. |
|
28. | 12.10 | Виды предложений по эмоциональной окраске. | Виды предложений по эмоциональной окраске. | Правильно оформлять в устной и письменной речи восклицательные предложения. |
|
29. | 12.10 / 13.10 | Главные члены предложения. Подлежащее | Способы определения подлежащего, основные способы его выражения | Выделять грамматическую основу предложения с двумя главными членами. |
|
30 | 16.10 | Рр Сочинение упр.154 |
|
|
|
31. | 17.10 | Сказуемое. | Способы определения сказуемого, основные способы его выражения. | Выделять грамматическую основу предложения и графически выделять ее. |
|
32. | 18.10 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. | Опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола-связки, ставить тире, читать интонационно правильно данные предложения. |
|
33.
| 19.10 | Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | Различия между распространенными и нераспространенными предложениями. Определение дополнения, способы его выражения, графическое выделение на письме. | Различать распространенные и нераспространенные предложения, характеризовать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов. Находить дополнение в тексте, отличать прямое дополнение от подлежащего. |
|
34 | 19.10 / 20.10 23.10 | Рр Сочинение по картине И.И.Машкова «Натюрморт с маками и васильками» |
|
|
|
35 |
| ||||
36. | 24.10 | Дополнение. | Способы выражения дополнения, графическое выделение на письме. | Находить дополненияв тексте, использовать в речи. |
|
37 | 25.10 | Определение. | Способы выражения определения, графическое выделение на письме. | Находить определение в тексте, использовать в речи. |
|
38. | 26.10 | Обстоятельство. | Способы выражения обстоятельства, графическое выделение на письме. | Находить обстоятельства в тексте, использовать в речи. |
|
39. | 26.10 / 27.10 | Предложения с однородными членами. | Признаки однородных членов. | Находить однородные члены. |
|
40. | 30.10 31.10 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Алгоритм расстановки знаков препинания в предложении с однородными членами. | Ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, подбирать примеры на изученное правило. |
|
41 |
| ||||
42 | 1.11 | Обобщающее слово в предложениях с однородными членами | Алгоритм расстановки знаков препинания в предложении с однородными членами при обобщающем слове | Ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, подбирать примеры на изученное правило. |
|
43 | 13.11 | Предложения с обращениями. | Понятие обращения, его роль в речи. | Составлять предложения с обращениями, различать обращение и подлежащее. |
|
44. | 14.11 | Р.р. Письмо. | История эпистолярного жанра. Композиционные элементы письма. Виды писем. | Составлять текст письма в зависимости от его назначения. |
|
45. | 15.11 | Синтаксический разбор простого предложения. | Алгоритм синтаксического разбора простого предложения. | Выполнять синтаксический разбор простого предложения. |
|
46 | 16.11 | Пунктуационный разбор простого предложения. | Алгоритм пунктуационного разбора простого предложения. | Выполнять пунктуационный разбор простого предложения. |
|
47 | 16.11 / 17.11 20.11 | Простые и сложные предложения | Понятия простых и сложных предложений. | Отличать простые предложения от сложных, находить в них грамматические основы. |
|
48 |
| ||||
49. | 23.11 23.11 / 24.11 | Р/р Сочинение-описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» | Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова. | Формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой. |
|
50 |
| ||||
51. | 21.11 | Синтаксический разбор сложного предложения. | Алгоритм выполнения синтаксического разбора сложного предложения. | Выполнять синтаксический разбор сложного предложения. |
|
52 | 22.11 | Прямая речь | Понятие прямой речи. | Произносить интонационно правильно предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
|
53. | 27.11 | Р.р. Диалог. | Понятие диалога. | Оформлять диалог на письме, знаки препинания при диалоге, составлять и правильно читать диалог. |
|
54. | 28.11 | Подготовка к контрольному диктанту | Что изучает синтаксис и пунктуация. Алгоритмы пунктуационных правил. | Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения. |
|
55. | 29.11 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Алгоритмы пунктуационных правил. | Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения |
|
56 | 30.11 / 1.12 | Анализ контрольного диктантапо теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. |
|
Фонетика. (17 часов, к.р. — 1ч, р.р. – 4 ч) |
| ||||
57 | 4.12
| Фонетика – наука о звуках. Гласные и согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. | Предмет изучения орфоэпии и фонетики. | Различать гласные и согласные звуки, способы их образования, различать звук и букву. |
|
Особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками. Различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного при записи слова в фонетической транскрипции. Различия между звонкими и глухими согласными. | Выделять в слове звуки речи, правильно произносить гласные звуки, использовать элементы транскрипции. Различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму. Различать звонкие и глухие согласные, правильно произносить согласные звуки речи. |
| |||
58. | 5.12 | Позиционные чередования гласных и согласных | Изменение звуков в потоке речи. | Различать сильную и слабую позицию гласных и согласных, выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику звукам . |
|
59. | 6.12 | Р.р. Повествование. Подробное изложение | Особенности повествования как типа речи, его композиция. | Строить текст повествования, составлять план текста повествовательного характера. |
|
60. | 7.12 | Графика. Алфавит. | Понятие и назначение алфавита. | Правильно произносить буквы алфавита, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться алфавитом в практической деятельности. |
|
61. | 7.12 / 8.12 | Р.р. Описание предмета. | Особенности описания как типа речи, его композиция. | Строить текст описания, составлять план текста повествовательного характера. |
|
62. | 11.12 | Обозначение мягкости согласного с помощью Ь. | Правило об обозначение мягкости согласного с помощью Ь. | Выбирать орфограмму для обозначения мягкости на письме. |
|
63. | 12.12 13.12 14.12 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | Обозначение буквами е, ё, ю, я двумя и одним звуками. Правильно произносить слова. |
|
64 |
| ||||
65. |
| Орфоэпия. | Орфоэпия как раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слова. | Правильно произносить слова, пользоваться орфоэпическим словарем. |
|
66. | 14.12 / 15.12 | Фонетический разбор слова. | Алгоритм фонетического разбора слова. | Выполнять фонетический разбор слова. |
|
67. | 18.12 | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» | Изученные правила темы. | Пользоваться теорией на практике, выполнять виды разборов. |
|
68. | 19.12 | Контрольный диктант по теме | Изученные правила темы. | Пользоваться теорией на практике, выполнять виды разборов. |
|
69. | 20.12 | Анализ контрольного диктанта | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. |
|
Лексика. Культура речи. (8 часов, к.р. – 1ч, р.р. – 2 ч)
|
| ||||
70. | 21.12 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. | Лексикология как раздел науки о языке, изучающий лексические и грамматические значения слов. Виды толковых словарей. Понятия однозначных и многозначных слов. | Различать лексическое и грамматическое значение слов, пользоваться толковым словарем. Выбирать значение многозначного слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. |
|
71. | 21.12 / 22.12 | Прямое и переносное значение слов. | Понятия прямого и переносного значения слов, метафоры. | Различать слова, употребленные в прямом и переносном значении, находить в художественном тексте олицетворения и метафоры. |
|
72. |
| Омонимы. | Отличия омонимов от многозначных слов. | Находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов, правильно употреблять омонимы в речи. |
|
73. |
| Синонимы. | Определение синонимов, различение слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой неоднородности. | Подбирать синонимы к слову, строить синонимический ряд, использовать синонимы в речи. |
|
74. |
| Р.р. Подготовка к обучающему изложению-описанию «Первый снег». | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. | Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Составлять подробный план. |
|
75. |
| Р.р. Обучающее изложение-описание «Первый снег». | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом | Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. |
|
76. |
| Антонимы. | Понятие антонимов, их стилистическая роль. | Пользоваться словарем антонимов, подбирать антонимы к слову, употреблять антонимы в речи. |
|
77. |
| Контрольное тестирование по теме «Лексика. Культура речи». | Изученные правила темы. | Распознавать синонимы, антонимы, омонимы, правильно употреблять их в речи. |
|
Морфемика. Орфография. Культура речи. (23часа, к.р.-1 ч, р.р. — 4 ч)
|
| ||||
78.
|
| Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | Основные морфемы слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Выделять морфемы на основе смыслового анализа слова. Различать однокоренные слова и формы слова, подбирать однокоренные слова с учетом значения слов. |
|
79.
|
| Окончание. Основа слова. | Понятие окончания как части слова и его функции. Понятие основы слова, ее значение в структуре слова. | Определять грамматическое значение окончаний в разных формах существительного, прилагательного, глагола. Способы словоизменения (склонение, спряжение). |
|
80. |
| Корень слова. | Определение корня, однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне. | Находить, подбирать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова и слова с корнями-омонимами. |
|
81. |
| Р.р. Рассуждение. | Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. | Находить и создавать структурные элементы рассуждения. |
|
|
|
|
|
|
|
82. |
| Суффикс. | Роль суффикса в образовании новых слов. | Выделять суффикс в слове. Образовывать новые слова с помощью известных суффиксов. |
|
83. |
| Приставка. | Приставка как словообразовательная морфема. | Выделять приставку в слове. Определять ее значение, отличать приставку от предлога. |
|
84. |
| Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение «Как дни недели говорят о себе». | Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. | Создавать сочинения данного типа, выделять в тексте тезис, доказательство, вывод. |
|
85. |
| Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. | Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. | Выделять корни с чередующимися звуками, применять изученное правило на практике, объяснять выбор написания. |
|
86. |
| Беглые гласные. | Беглые гласные как варианты чередования. | Выделять морфемы, где есть беглые гласные. |
|
87. |
| Варианты морфем. | В результате чередования гласных и согласных меняется звуковой состав слов. | Находить в вариантных морфемах чередующиеся согласные и гласные. Определять чередования в морфемах. |
|
88. |
| Морфемный разбор слова. | Алгоритм морфемного разбора слова. | Выполнять морфемный разбор слова. |
|
89. |
| Правописание гласных и согласных в приставках. | Неизменяемые приставки, варианты типа об-обо. | Находить орфограммы в приставках, правильно писать неизменяемые приставки. |
|
90
|
| Буквы з и с на конце приставок. | Условия выбора буквы в приставках. | Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме. |
|
91. |
| Буквы о-а в корнях лаг-лож. | Условия выбора буквы в корне. | Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме. |
|
92 |
| Буквы о-а в корнях раст-рос. | Условия выбора буквы в корне. | Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме. |
|
93 |
| Буквы ё-о после шипящих в корне. | Условия выбора буквы в корне. | Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме. |
|
94 |
| Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». | Композиционная схема описания, его смысловые части. | Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания. |
|
95 |
| Р.р. Обучающее сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». | Композиционная схема описания, его смысловые части. | Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания. |
|
96 |
| Буквы ё-о после шипящих в корне. | Условия выбора буквы в корне. | Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме. |
|
97 |
| Буквы ы и и после ц. | Условия выбора буквы в суффиксах и окончаниях. | Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме |
|
98 |
| Обобщение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности. | Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила на практике. |
|
99 |
| Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности. | Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила на практике. |
|
100. |
| Анализ контрольного диктанта по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. |
|
Морфология (56 час, к.р.-3, р.р. – 12ч)
|
| ||||
101. |
| Самостоятельные и служебные части речи. | Самостоятельные и служебные части речи. Их значение в русском языке. Понятия морфологии, грамматики, грамматического значения слова. | Различать служебные части речи от самостоятельных. |
|
Имя существительное (19 ч, к.р. — 1ч, р.р. -4ч)
|
| ||||
102. |
| Имя существительное как часть речи. Имена существительные собственные и нарицательные. | Морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении. Деление существительных на собственные и нарицательные | Узнавать существительное среди других частей речи. Правильно писать имена существительные собственные, различать существительные собственные и нарицательные. Учитывая значение слова. |
|
103 |
| Р.р. Доказательства в рассуждениях. | Тема и структура сочинения-рассуждения. | Проводить аргументы и факты в качестве доказательства вести доказательство «от обратного». Использовать союзы и вводные слова для связи частей текста-рассуждения. |
|
104
|
| Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Отсутствие связи категории одушевленности – неодушевленности с понятиями живого и неживого. | Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
|
105 |
| Рр Сжатое изложение №496 |
|
|
|
106. |
| Морфологический разбор имени существительного. | Алгоритм морфологического разбора имени существительного. | Выполнять морфологический разбор имени существительного. |
|
107. |
| Род имен существительных. | Принадлежность слова к одному из трех родов. | Определять род имени существительного. |
|
108 |
| Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | Употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени, соблюдать орфоэпические нормы. |
|
109. |
| Имена существительные, которые имею форму только единственного числа. | Имена существительные, которые имею форму только единственного числа. | Употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени. |
|
110. |
| Три склонения имен существительных. | Три склонения имен существительных. | Способ определения склонения имен существительных. |
|
111 |
| Правописание гласных и падежных окончаний имен существительных в единственном числе. | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Владеть способом действия при выборе орфограммы. |
|
112 |
| ||||
113 |
| Рр Подробное изложение с изменением лица №546 | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом | Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. |
|
114 |
| Множественное число имен существительных. | Особенности написания и употребления форм множественного числа имен существительных. | Уметь правильно писать и употреблять имена существительные. |
|
115. |
| Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова. |
|
116. |
| Повторение по теме «Имя существительное». | Изученные правила темы. | Пользоваться теоретическими правилами на практике. |
|
117. |
| Контрольный диктант по теме ««Имя существительное». | Изученные правила темы. | Пользоваться теоретическими правилами на практике. |
|
118 |
| Работа над ошибками |
|
|
|
119 |
| Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине Г.И. Нисского «Февраль. Подмосковье». | Композиционная схема описания, его смысловые части. | Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания. |
|
Имя прилагательное (9 часов, к.р. – 1 ч, р.р. – 1 ч).
|
| ||||
120 |
| Имя прилагательное как часть речи. | Морфологические признаки и синтаксическая роль имен прилагательных в тексте. | Определять морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных. |
|
121. |
| Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. | Правильно писать окончания имен прилагательных. |
|
122. |
| Закрепление темы «Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных». | Условия, от которого зависит выбор гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Правильно писать окончания имен прилагательных. |
|
123 |
| Р.р. Описание животного. Подробное изложение №587 | Озаглавливание, повествование с элементами сочинения, стиль текста. | Использовать прилагательные в речи, определять стиль текста. |
|
124. |
| Прилагательные полные и краткие. | Грамматические особенности кратких и полных прилагательных, их синтаксическую роль. | Отличать полные прилагательные от кратких. |
|
125. |
| Морфологический разбор имени прилагательного. | Алгоритм морфологического разбора имен прилагательных. | Выполнять морфологический разбор имен прилагательных. |
|
126. |
| Повторение по теме «Имя прилагательное» | Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте. | Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи. |
|
127. |
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте. | Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи. |
|
128. |
| Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное» | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. |
|
Глагол (38 часов, к.р. – 1 ч, р.р. – 7 ч).
|
| ||||
129 |
| Глагол как часть речи. | Определение глагола. Морфологические признаки глагола, его синтаксическая роль. | Находить глаголы в речи. |
|
130 |
| Не с глаголами. | Правило написания не с глаголами. | Пользоваться изученным правилом на практике, соблюдать орфографические нормы. |
|
131. |
| Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам. | Композиционные элементы повествования, рассказ по сюжетным картинкам. | Использовать в рассказе диалог и прямую речь. |
|
132. |
| Неопределенная форма глагола. | Определение неопределенной формы глагола. | Различать неопределенную и личную форму глагола, правильно писать глаголы в неопределенной форме. |
|
133
|
| Правописание тся и ться в глаголах. | Условие выбора написания тся и ться в глаголах. | Находить слово, к которому относится глагол, сопоставлять личную и неопределенную форму глагола. |
|
134. |
| Виды глагола. | Глаголы совершенного и несовершенного вида. | Владеть способом действия по распознаванию вида глагола, отличать глаголы совершенного и несовершенного вида. |
|
135 |
| Р/р Сжатое изложение «Белка» |
|
|
|
136 |
| Буквы е-и в корнях с чередованиями. | Виды чередований, условия выбора орфограммы. | Применять данное правило, употреблять глаголы с чередующимися гласными в речи. |
|
137 |
| ||||
138 |
| Р.р. Невыдуманный рассказ о себе. | Тип речи — повествование, особенности рассказа. | Использовать глаголы разного вида в тексте. |
|
139 |
| Время глагола. | Вид и время глагола, особенности образования временных форм. | Определять вид и время глагола. |
|
140 |
| Прошедшее время. | Способы образования и изменения глагола прошедшего времени. | Распознавать глаголы прошедшего времени, правильно использовать их в речи. |
|
141. |
| Настоящее время. | Форму настоящего времени имеют глаголы несовершенного вида. Способы образования и изменения глагола настоящего времени. | Распознавать глаголы настоящего времени, правильно использовать их в речи. |
|
142. |
| Будущее время. | Способы образования и изменения глагола будущего времени. | Распознавать глаголы будущего времени, правильно использовать их в речи. |
|
143 |
| Р.р. Рассказ о себе «Как я помогал маме». | Тип речи — повествование, особенности рассказа. | Использовать глаголы разного вида в тексте, создавать текст повествовательного характера, реализуя замысел в соответствии с темой. |
|
144 |
| Обучающее тестирование по теме «Глагол». | Изученные правила темы. | Пользоваться изученными правилами темы на практике. |
|
145 |
| Спряжение глагола. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием . | Понятие спряжения глагола, способы определения спряжений глаголов. Определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | Определять спряжение глаголов по алгоритму. Пользоваться алгоритмом определения спряжение глагола. |
|
146 |
| ||||
147. |
| Морфологический разбор глагола. | Алгоритм морфологического разбора глагола. | Выполнять морфологический разбор глагола. |
|
148 |
| Р/р Сжатое изложение с изменением лица № 699 («Шоколадный торт») | Озаглавливание, повествование с элементами сочинения, стиль текста. | Использовать прилагательные в речи, определять стиль текста. |
|
149 |
| Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа. | Правописание глаголов во втором лице единственного числа. | Употреблять глаголы второго лица единственного числа в устной и письменной речи. |
|
150 |
| Употребление времен. | Правило об употреблении времен глаголов в речи. | Правильно использовать времена глаголов в речи. |
|
151. |
| Р.р. Спортивный репортаж | Композиционная схема описания, его смысловые части. | Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания. |
|
152 |
| Обобщение по теме «Глагол». | Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. | Пользоваться изученными правилами на практике. |
|
153 |
| ||||
154. |
| Контрольный диктант по теме «Глагол». | Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. | Пользоваться изученными правилами на практике. |
|
155.
|
| Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол». | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. |
|
156 |
| Р/р Сочинение-рассказ по картине «Не взяли на рыбалку» |
|
|
|
Повторение изученного в течение года (14 часов, к.р. – 1ч).
|
| ||||
157. |
| Разделы науки о языке. | Основные понятия лингвистики. | Определять изученные части речи. |
|
158. |
| Орфограммы в приставках и корнях слов. | Условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне. | Различать орфограммы и правильно употреблять слова в речи. |
|
159 |
| ||||
160 |
| ||||
161 |
| Орфограммы в окончаниях слов. | Орфография и морфология. Части речи, части слова. | Опознавать части речи, находить в них орфограммы в окончаниях, применять изученные правила на письме. |
|
162 |
| ||||
163. |
| Употребление букв Ъ и Ь. | Правила правописания слов с Ъ и Ь. | Опознавать части речи, находить в них орфограммы, применять изученные правила на письме. |
|
164 |
| Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Правила расстановки знаков препинания при обращении, в предложениях с однородными членами предложения, в предложениях с прямой речью, в сложных предложениях. | Правильно ставить знаки препинания в тексте. |
|
165 |
| ||||
166 |
| Итоговый контрольный диктант | Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка 5 класса. | Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. |
|
167 |
| Анализ контрольного тестирования по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе». | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. |
|
168-170 |
| Резервные уроки |
|
|
|