РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа создана на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ,
Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н. М. Шанский
Развернутое тематическое планирование автор-составитель С.Б. Шадрина.
Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю), из них на развитие речи – 52 часа, контрольных работ – 13 часов.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Учебно-методическое обеспечение:
Обучение русскому языку в 5 классе: методические рекомендации к учебнику 5 класса / Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2008.
Русский язык 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.
Развернутое тематическое планирование автор-составитель С.Б. Шадрина.
Повторение и контроль знаний русский язык 5 класс (CD) методическое пособие с электронным приложением М.: «Планета»
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерители | Дата пров-я | ||
Пл | Фак | |||||||
1 | Язык и человек. Язык и речь. Общение устное и письменное (2+1) | 1 | Урок изучения нового материала | Основные функции языка. Соотношение язык и речь; основные единицы языка. Отличие устного общения от письменного. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь отличать письменное общение от устного; владеть смыслом понятий: речь устная и письменная, сфера и ситуация речевого общения; извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов | Беседа по вопросам упражнения |
|
|
2 | Знакомство с учебником | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с учебником; определение целей и задач курса русского языка в 5 классе. Приемы ознакомительного чтения, приемы изучающего чтения, приемы слушания. | Знать приемы ознакомительного и изучающего чтения. Уметь пересказывать отвечая на поставленные вопросы используя выделенные в упражнении слова |
|
|
|
3 | Стили речи | 1 | Урок развития речи | Основные стили речи(разговорный, научный, художественный) Понятие речевой этикет | Знать и уметь различать основные стили речи; уметь находить в школьных учебниках научные тексты, в хрестоматии по литературе художественные. Уметь использовать слова и выражения этикета. | Работа с учебником, беседа. |
|
|
4 | Повторение изученного в начальной школе. Звуки и буквы. Произношение и правописание.(17+3) | 1 | Комбинированный | Понятие звук и буква, транскрипция | Знать понятия звук, буква , транскрипция. Уметь различать звуки и буквы, находить транскрипции в учебниках иностранного языка, указывать причину несовпадения количества и значения букв и звуков в одном и том же слове | Работа с учебником, со словарями иностранного языка |
|
|
5 | Орфограмма | 1 | Комбинированный | Виды орфограмм, их опознавательные признаки | Знать понятие орфограммы, понимать термины морфема, морфемный разбор. Уметь определять изученные орфограммы в словах, графически обозначать морфемы в словах | Работа с учебником, письмо под диктовку, упражнения |
|
|
6 | Правописание безударных гласных в корне. | 2 | Комбинированный | Способы проверки правильности написания слов с безударными гласными в корне | Знать способы проверки безударных гласных. Уметь различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочное слова несколькими способами. | Работа с учебником, Словарный диктант, распределительный диктант |
|
|
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | Комбинированный | Способы проверки написания согласных в корне слова | Знать способы проверки написания согласных в корне слова; Уметь изменять слова и подбирать однокоренные для проверки | Игра «Пиши правильно!», упражнения, практикум |
|
|
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | Комбинированный | Способы проверки правильности написания слов с непроизносимыми согласными | Знать способы проверки правильности написания слов с непроизносимыми согласными; уметь находить изучаемую орфограмму, применять правило на письме | Распределительный диктант |
|
|
9 | Буквы и, у, а после шипящих | 1 | Комбинированный | Условия выбора букв и,у,а после шипящих | Знать условия выбора букв и,у,а после шипящих; уметь применять изучаемую орфограмму на письме Уметь работать с орфографическим и толковым словарями; составлять предложения, используя слова изучаемой орфограммы | Работа со словарями, тренировочные упражнения |
|
|
10 | Разделительные Ъ и Ь | 1 | Комбинированный | Условия выбора букв Ъ и Ь | Знать условия выбора букв ъ и ь; понимать, что причиной постановки разделительных знаков являются буквы е,ё,ю,я. Уметь применять правило о постановке разделительных знаков | Тренировочные упражнения, практикум Упражнения, практикум |
|
|
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | Комбинированный | Различие приставки и предлога | Знать правило написания предлогов со словами (орфограмма7) Уметь различать приставку и предлог, применять изученную орфограмму на письме | Тренировочные упражнения, практикум |
|
|
12 | Текст | 1 | Урок развития речи | Признаки текста | Знать признаки текста. Уметь делить текст на абзацы; расставлять предложения так, чтобы получился текст | Работа с текстом, практикум |
|
|
13 | Обучающие изложение «Хитрый заяц» (от 3лица) | 1 | Комбинированный | Обучающие изложение | Знать определение темы, основной мысли текста, требования к написанию изложения по данному плану | Изложение «Хитрый заяц» (по Г.А.Скребицкому) по данному плану от 3 лица |
|
|
14 | Части речи |
| Комбинированный | Группы частей речи | Уметь определять изученные части речи, их морфологические признаки; находить наречия в тексте | Работа с учебником игра «Я пересказываю, ты слушаешь» |
|
|
15 | Глагол | 1 | Комбинированный | Признаки глагола как части речи, синтаксическая роль глагола | Знать основные признаки глагола Уметь определять спряжения, лицо, время глагола | Работа со словарями, тренировочные упражнения |
|
|
16 | Правописание –тся и ться в глаголах | 1 | Комбинированный | Условия выбора написания тся и ться в глаголах | Уметь различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола; соблюдать на практике письма основные правила орфографии | Объяснительный диктант, упражнения практикум |
|
|
17 | Тема текста | 1 | Урок развития речи | Тема текста, широкая и узкая тема | Уметь определять тему текста; знать понятия широкая и узкая тема; сопоставлять данные тексты; перерабатывать готовые тексты | Работа с текстами |
|
|
18 | Личные окончания глаголов | 1 | Комбинированный | Условия выбора личных окончаний глаголов | Уметь определять спряжения глаголов с безударными личными окончаниями; соблюдать на практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Предупредительный диктант, упражнения практикум |
|
|
19 | Имя существительное | 1 | Комбинированный | Условия выбора букв в падежных окончаниях имен существительных; мягкий знак после шипящих на конце слов — существительных 3-го склонения | Уметь определять части речи, морфологические признаки, склонение существительных; применять правило «Буквы –и и –е в окончаниях существительных» | Орфографическая пятиминутка, объяснительный диктант,работа с таблицей «Буквы –и и –е в окончаниях существительных» |
|
|
20 | Имя прилагательное | 1 | Комбинированный | Признаки прилагательного как части речи, его синтаксическая роль | Уметь находить прилагательные в тексте; задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных. Знать синтаксическую роль прилагательных | Словарный диктант, самостоятельная работа |
|
|
Местоимение | 1 | Комбинированный | Особенности местоимения как части речи, роль местоимений в предложении | Знать парадигму личных местоимений, орфограмму пробел Уметь редактировать текст, устраняя повторы, используя местоимения | Диктант (упр.107) запись под диктовку с заменой повторяющихся слов местоимениями, работа с учебником
|
|
| |
22 | Основная мысль текста | 1 | Урок развития речи | Признаки текста и основная мысль текста | Знать признаки текста Уметь определять основную мысль текста, его тему | Работа с текстом «Порядочный человек» (по Ю.Я. Яковлеву) Письменная работа (упр. 114) |
|
|
23 | Контрольный диктант по теме «Повторение» с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Повторение» | Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме, уметь применять их на практике | Диктант с грамматическим заданием |
|
|
24 | Анализ контрольного диктанта ошибками | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Ликвидация пробелов по теме | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками, контрольные вопросы (с.46) |
|
|
25 | Синтаксис . Пунктуация (29+7) | 1 | Урок изучения нового материала | Основные единицы синтаксиса и пунктуации | Знать: о предмете изучения синтаксиса и пунктуации; о лингвистических терминах, их происхождении; о предложении как об одной из основных единиц языка. Уметь: соблюдать принятые в русском языке законы связи слов, правильно расставлять знаки завершения. | Грамматический диктант, работа с учебником |
|
|
26 | Словосочетание | 1 | Урок изучения нового материала | Определение словосочетания, его строение. Виды словосочетаний (именные и глагольные). Способы выражения грамматической связи в словосочетании | Знать: об отличии словосочетания от слова и предложения, о строении словосочетаний. Уметь: строить словосочетания, находить главное и зависимое слово. | Работа с учебником, составление словосочетаний, тренировочные упражнения |
|
|
27 | Разбор словосочетания | 1 | Урок изучения нового материала | Порядок разбора словосочетания | Знать схему разбора словосочетания Уметь различать именные и глагольные словосочетания; правильно выделять из предложения словосочетания и разбирать их | Словарный диктант, работа с учебником, тест |
|
|
28 | Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения | 1 | Урок изучения нового материала | Признаки предложения; грамматическая основа. Интонация конца предложения | Знать: об основных признаках предложения, способах выражения главных членов. Уметь: находить грамматическую основу предложения. | Беседа, тренировочные упражнения |
|
|
29 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | Урок изучения нового материала | Виды предложений по цели высказывания | Знать: о видах предложений по цели высказывания. Уметь: распознавать и правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. | Синтаксическая пятиминутка, тренировочные упражнения |
|
|
30-31 | Сжатое изложение (упр132) | 2 | Урок развития речи | Признаки сжатого изложения, его отличие от подробного | Знать: о теме и основной мысли текста, о приемах сжатия текста. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить сжатое связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста. | Сжатое изложение текста (по В.П. Катаеву) с элементами сочинения «Гордость – это хорошо или плохо?» |
|
|
32 | Восклицательные предложения | 1 | Комбинированный | Виды предложений по эмоциональной окраске. Восклицательные предложения как средство усиления выразительности речи | Знать: о различных по интонации видах предложений, об употреблении восклицательного знака. Уметь: различать виды предложений по интонации, выразительно их читать. | Синтаксическая пятиминутка, упражнения |
|
|
33 | Сочинение (упр.153) | 1 | Урок развития речи | Структура сочинения-повествования | Знать: о теме сочинения, об узких и широких темах, о правилах написания сочинения данного типа. Уметь: связно строить монологическое письменное высказывание повествовательного характера. | Сочинение |
|
|
34 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | Урок изучения нового материала | Группы членов предложения, способы выражения подлежащего | Знать: о главных членах предложения, о новом способе выражения подлежащего — сочетанием слов. Уметь: определять грамматическую основу предложения, в том числе находить подлежащее, выраженное сочетанием слов. | Беседа , тренировочные упражнения |
|
|
35 | Сказуемое | 1 | Урок изучения нового материала | Определение сказуемого, способы его выражения | Знать: о грамматической основе предложения, о способах выражения сказуемого. Уметь: определять грамматическую основу предложения, в том числе выраженную разными частями речи. | Работа с таблицей «способы выражения сказуемого» Практическая работа |
|
|
36 | Тире между подлежащим и сказуемым
| 1 | Урок изучения нового материала | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым | Знать: о грамматической основе предложения, о способах выражения ГЧП; о правиле постановки тире между – и =, выраженными им. существительными. Уметь: определять грамматическую основу предложения, ставить тире между – и =, выраженными им. существительными.
| Устная синтаксическая пятиминутка, объяснительный диктант, работа с толковым словарем |
|
|
37 | Нераспространенные и распространённые предложения | 1 | Урок изучения нового материала | Признаки нераспространенных и распространенных предложений | Знать: об отличии нераспространенных и распространенных предложений, о ВЧП. Уметь: отличать нераспространенные предложения от распространенных. | Устная синтаксическая пятиминутка, составление схем предложений, диктант с взаимопроверкой |
|
|
38-39 | Второстепенные члены предложения Дополнение | 2 | Урок изучения нового материала | Виды второстепенных членов предложения, дополнение | Знать: о дополнении как ВЧП, о способах его выражения и отличии от подлежащего. Уметь: находить дополнение в предложении, отличая его от подлежащего, определять способы его выражения. | Практическая работа, синтаксическая пятиминутка, работа с текстом |
|
|
40 | Определение | 1 | Урок изучения нового материала | Способы выражения определения, его графическое выражение. Лексическое значение слов: языковые традиции | Знать: об определении как ВЧП, о способах его выражения, о роли в речи. Уметь: находить определение в предложении, определять способы его выражения и его роль в речи. | Работа с учебником, упражнение, комментированное письмо |
|
|
41 | Обстоятельство | 1 | Урок изучения нового материала | Способы выражения обстоятельства, его виды, обозначения | Знать: об обстоятельстве как ВЧП, о способах его выражения, о роли в речи. Уметь: находить обстоятельство в предложении, определять способы его выражения и его роль в речи. | Устная синтаксическая пятиминутка, выборочный диктант, работа с учебником, работа с таблицей |
|
|
42 | Предложения с однородными членами | 1 | Урок изучения нового материала | Признаки однородных членов, способы их обозначения | Знать: об ОЧП, их опознавательных признаках, о постановке знаков препинания и правильном чтении предложений с однородными членами. Уметь: определять ОЧП по их опознавательным признакам, правильно ставить ЗП в пр-ях с ОЧ, правильно читать предложения с ОЧ. | Графический диктант, устная синтаксическая пятиминутка, запись под диктовку, составление схем, работа с учебником. |
|
|
43-45 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 3 | Урок изучения нового материала. Урок закрепления изученного | Условия постановки запятой при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах | Знать: об ОЧП, их опознавательных признаках, о постановке знаков препинания и правильном чтении предложений с однородными членами. Уметь: определять ОЧП по их опознавательным признакам, правильно ставить ЗП в пр-ях с ОЧП, обосновывать постановку ЗП при ОЧП, правильно читать предложения с ОЧП. | Контрольный словарный диктант «Проверь себя», работа по карточкам, объяснительный диктант, пунктуационный диктант |
|
|
46-47 | Предложения с обращениями | 2 | Урок изучения нового материала. Урок закрепления изученного | Определения понятия обращение; его виды, роль в речи | Знать: об обобщающих словах при ОЧП, о его роли в предложении, о ЗП при ОЧП и обобщающих словах. Уметь: находить обобщающие слова в пр-ях с ОЧП, правильно расставлять ЗП при них. Знать: об обращении, его роли в речи, ЗП при нем. Уметь: находить обращение в предложении, правильно ставить при нем ЗП. | Запись под диктовки, работа с учебником, проверочная работа, комментированное письмо |
|
|
48 | Письмо | 1 | Урок развития речи | Виды писем, их названия, структура письма, письмо как одна из разновидностей текста | Знать: о правилах составления и написания письма, о его композиции и обязательных частях. Уметь: правильно писать письма. | Практическая работа |
|
|
49 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | Комбинированный | Порядок синтаксического разбора простого предложения | Знать: сведения о простом пр-нии, о порядке его устного и письменного разбора. Уметь: выполнять синтаксический разбор простого предложения. | Практическая работа, работа по карточкам |
|
|
50 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | Комбинированный | Порядок пунктуационного разбора простого предложения | Знать: изученный материал о постановке ЗП в простом пр-нии, о порядке устного и письменного разбора. Уметь: выполнять пунктуационный разбор простого предложения. | Проверочная работа |
|
|
51-52 | Простые и сложные предложения | 2 | Комбинированный | Отличие простого предложения от сложного; виды связи простых предложений в составе сложного | Знать: о структурных различиях между простым и сложным пр-ем, о способах связи простых предложений в составе сложных. Уметь: различать простые и сложные пр-ния, правильно расставлять ЗП в СП. | Устная синтаксическая пятиминутка, анализ схем, работа с учебником, проверочная работа, словарный диктант |
|
|
53 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | Урок изучения нового материала.
| Порядок синтаксического разбора сложного предложения | Знать: сведения о сложном пр-нии, о порядке его устного и письменного разбора. Уметь: выполнять синтаксический разбор сложного предложения. | Практическая работа, редактирование текста |
|
|
54 | Прямая речь | 1 | Урок изучения нового материала.
| Определения прямой речи, структура предложений с прямой речью | Знать: о прямой речи, словах автора, о постановке ЗП в пр-ях с прямой речью. Уметь: составлять пр-ния с прямой речью, выразительно читать их и правильно ставить ЗП. | Контрольный словарный диктант, устная синтаксическая пятиминутка, комментированное письмо |
|
|
55 | Диалог | 1 | Урок развития речи | Определение диалога, отличие диалога от монолога, полилога. Речевой этикет | Знать: о диалоге, реплике, о ЗП при диалоге. Уметь: записывать и составлять диалоги, правильно ставить ЗП, выразительно читать диалоги. | Пунктуационный диктант, работа с текстами, составление диалогов |
|
|
56-57 | Изложение (упр.254) | 2 | Урок обобщения и повторения изученного материала | Составление плана, отбор материала в соответствии с темой | Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости | Творческая работа |
|
|
58 | Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» | 1 | Урок контроля | Предложение простое и сложное, прямая речь, диалог | Знать: изученный материал по данному разделу. Уметь: практически применять полученные умения и навыки по изученному разделу, строить связное монологическое высказывание | Работа по карточкам, выборочный диктант, объяснительный диктант, работа с текстом. |
|
|
59 | Контрольный диктант по разделу «Синтаксис и пунктуация» с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Синтаксис и пунктуация» | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Диктант с грамматическим заданием |
|
|
60 | Фонетика. Гласные звуки. Анализ контрольного диктанта (17+3) | 1 | Комбинированный | Единицы фонетики, группы звуков речи, характеристика гласных звуков. Ликвидация пробелов по теме «Синтаксис и пунктуация» | Знать: о различении букв и звуков, гласных и согласных; о фонетике как разделе науки о языке, об элементах транскрипции. Уметь: различать звуки и буквы, гласные и согласные, использовать элементы транскрипции. | Тренировочные упражнения, устная синтаксическая пятиминутка |
|
|
61 | Согласные звуки | 1 | Комбинированный | Согласные твердые и мягкие, парные и непарные, отличие согласных звуков от гласных | Знать: о различении букв и звуков, гласных и согласных; характеристики согласных звуков, об обозначении звуков знаками транскрипции. Уметь: различать звуки и буквы, гласные и согласные, определять характеристики согласных звуков, обозначать звуки знаками транскрипции. | Тренировочные упражнения, работа с учебником |
|
|
62 | Изменение звуков в потоке речи (позиционные чередования гласных и согласных звуков) | 1 | Урок изучения нового материала.
| Определение чередования, его виды | Знать: о позиционных чередованиях гласных и согласных звуков, о сильных и слабых позициях гласных и согласных, об элементах транскрипции. Уметь: различать сильные и слабые позиции гласных и согласных для выбора орфограммы, отражать различие элементами транскрипции. | Работа с учебником, тренировочные упражнения |
|
|
63 | Согласные твердые и мягкие | 1 | Комбинированный | Обозначение мягкости согласных на письме и в транскрипции | Знать: о парных и непарных по твердости-мягкости согласных, об обозначении мягкости различными способами. Уметь: определять характеристики согласных, обозначать их мягкость различными способами. | Игра-соревнование «Кто лучше прочитает скороговорку», работа с учебником, запись под диктовку. |
|
|
64-65 | Повествование. Изложение (упр.275) | 2 | Урок развития речи | Структура изложения повествования, составления, составление плана, отбор материала | Знать: о теме и основной мысли текста, о повествовании и описании в тексте. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста с элементами описания и повествования. | Анализ текста, творческая работа |
|
|
66 | Согласные звонкие и глухие | 1 | Комбинированный | Определение алфавита, его назначение, соотношение звука и буквы, правильные названия букв | Знать: о парных и непарных по глухости-звонкости согласных, о сильной и слабой позиции согласных для выбора орфограмм. Уметь: определять характеристики согласных, определять сильные и слабые позиции согласных для выбора орфограмм. | Работа с учебником, запись под диктовку, выразительное чтение стихотворений |
|
|
67 | Графика. Алфавит | 1 | Комбинированный | Определение алфавита, его назначение, соотношение звука и буквы, правильные названия букв | Знать: о новом разделе науки о языке; алфавит, названия букв, о различиях звуков и букв, характеристики звуков, о выборе орфограммы для обозначения гласных и согласных в слабой позиции. Уметь: пользоваться алфавитом, различать звук и букву, охарактеризовывать звуки, выбирать орфограмму для обозначения гласных и согласных в слабой позиции. | Устная синтаксическая пятиминутка, подготовительный диктант, работа с учебником (упр 281) |
|
|
68 | Описание предмета | 1 | Урок развития речи | Деловое и художественное описание | Знать/понимать, видеть отличие делового описания от художественного Уметь свободно, правильно излагать свои мыслив соответствии с заданной темой. | Работа с текстами учебника, корректировка текста, творческая работа |
|
|
69 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 | Комбинированный | Условия выбора мягкого знака для обозначения мягкости согласного | Знать: способы обозначения мягкости согласного, об использовании мягкого знака. Уметь: обозначать мягкость согласных различными способами. | Работа по карточкам, выборочный диктант, тренировочные упражнения |
|
|
70 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | 1 | Комбинированный | Позиции, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука | Знать: позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 или 2 звука, о фонетическом разборе слова. Уметь: различать позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 или 2 звука, фонетически разбирать слова. | Орфографическая диктовка, составление таблицы «Двойная роль букв е,ё,ю,я», проверочная работа |
|
|
71 | Орфоэпия | 1 | Комбинированный | Орфоэпия – законодатель произносительных норм литературного языка в его устной форме | Знать: об орфоэпии как о разделе науки о языке, о правилах произношения слов. Уметь: применять орфоэпические правила в речи. | Работа с учебником, с орфоэпическим словарем |
|
|
72 | Фонетический разбор слова | 1 | Комбинированный | Порядок фонетического разбора | Знать: о порядке фонетического разбора слова, о записи звукового состава слова. Уметь: выполнять фонетический разбор слова, записывать звуковой состав слова. | Игра «третье лишнее» (по орфоэпии), орфоэпическая контрольная работа, работа с учебником, тренировочные упражнения |
|
|
73 | Повторение изученного по разделу «Фонетика.Графика.»
| 1 | Повторитель-обобщающий урок | Основные орфографические и орфоэпические нормы | Знать: теоретический материал по данному разделу. Уметь: применять данный т/м на практике | Диктант (упр.315), работа с учебником, контрольные вопросы (с.131), выборочный диктант, фронтальный опрос |
|
|
74 | Тестирование по разделу «Фонетика»
| 1 | Урок контроля | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Тест |
|
|
75 | Контрольный диктант по разделу «Фонетика. Графика.» | 1 | Урок контроля | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы | Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Фонетика и графика» | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
|
|
76 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Ликвидация пробелов по разделу | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделу. |
|
|
77 | Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение (8+2) | 1 | Комбинированный | Лексическое и грамматическое значение слова, структура словарной статьи | Знать: о понятии «лексика», «лексикон», «лексическое и грамматическое значение», о толковых словарях и способах толкования слов. Уметь: различать лексическое и грамматическое значение слова. | Работа с толковым словарем, составление словарной статьи |
|
|
78 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Комбинированный | Отличие однозначных слов от многозначных | Знать: об однозначных и многозначных словах, о лексическом значении многозначных слов. Уметь: различать однозначные и многозначные слова, различать лексическое значение многозначных слов, находить необходимые сведения в толковом словаре. | Работа с учебником, работа с толковым словарем |
|
|
79 | Прямое и переносное значение слов | 1 | Комбинированный | Прямое и переносное значение слова. Определение метафоры, сфера ее употребления | Знать: о переносном значении слов, о причине переноса значения. Уметь: употреблять в речи слова в переносном значении. | Работа с учебником, запись под диктовку, работа с толковым словарем |
|
|
80 | Омонимы | 1 | Комбинированный | Омонимы, их отличие от многозначных слов | Знать: об омонимах, об их отличии от многозначных слов. Уметь: отличать омонимы от многозначных слов. | Работа с толковым словарём, со словарем омонимов, словарный диктант, синтаксическая пятиминутка |
|
|
81 | Синонимы | 1 | Комбинированный | Определение синонимов, их назначение в языке | Знать: о синонимах, их роли в речи, об их стилистических особенностях, об употреблении синонимов в соответствии с их лексическим оттенком и стилем высказывания. Уметь: подбирать синонимы, правильно употреблять их в речи. | Устная синтаксическая пятиминутка, словарный диктант, работа со словарем синонимов |
|
|
82 | Антонимы | 1 | Комбинированный | Определение антонимов, подбор антонимов | Знать: об антонимах, их роли в речи и их лексических особенностях. Уметь: подбирать антонимы и использовать их в речи. | Работа с толковым словарем, со словарем антонимов, игра «Кто больше?» |
|
|
83-84 | Изложение по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег» |
| Урок развития речи | Структура изложения повествования, составление плана, отбор материала | Знать: об особенностях написания сочинения-описания. Уметь: писать сочинение-описание. | Творческая работа |
|
|
85 | Контрольный диктант по разделу «Лексика» с грамматическим заданием | 2 | Урок контроля | Основные теоритические понятия, орфографические и пунктуационные нормы | Знать: теоретический материал по лексическим единицам. Уметь: правильно употреблять лексические единицы в устной и письменной речи. | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
|
|
86 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Ликвидация пробелов по разделу. |
| Работа над ошибками контрольного диктанта, контрольные вопросы по разделу |
|
|
87 | Морфемика. Орфография. (22+4) Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | 1 | Комбинированный | определение морфемы, назначение, виды морфем. | Знать: о морфемике, морфеме, изменении и образовании слов, об отличиях однокоренных слов от форм одного и того же слова. Уметь: подбирать однокоренные слова с учетом лексического значения. | Работа с учебником. Тренировочные упражнения |
|
|
88 | Окончание | 1 | Комбинированный | Определение окончания, в том числе и нулевого, роль окончания в слове | Знать: об окончании как значимой части слова, его синтаксической роли. Уметь: выделять окончания различных частей речи и основу. | Работа с учебником. Тренировочные упражнения |
|
|
89 | Основа слова | 1 | Комбинированный | Определение основы слова, состав слова, морфемный разбор слова |
| Тренировочные упражнения |
|
|
90 | Корень слова | 1 | Комбинированный | Понятия корень слова; корневая омонимия, роль корня в слове | Знать: о корне как значимой части слова. Уметь: находить корень, подбирать родственные слова для проверки орфограммы. | Словарный диктант, игра «Найди лишнее слово», запись под диктовку, игра «Корректор» (упр.384) |
|
|
91 | Рассуждение | 1 | Урок развития речи | Структура сочинения-рассуждения | Знать: о типе текста – рассуждении, о композиции рассуждения. Уметь: строить монологическое высказывание по типу рассуждения.
| Анализ текстов |
|
|
92 | Суффикс. | 1 | Комбинированный | Определение суффикса , его назначение | Знать: о суффиксе как значимой части слова, его роли в образовании новых слов, о значении суффиксов имен сущ-ных. Уметь: определять суффикс в слове, определять значение суффикса в именах существительных. | Работа с учебником, запись под диктовку, анализ таблицы суффиксов |
|
|
93 | Приставка | 1 | Комбинированный | Определение приставки, ее назначение | Знать: о роли приставки в образовании новых слов. Уметь: выделять приставку, определять ее значение. | Морфемный разбор, заполнение таблицы «Приставки», игра «Составь слово», диктант |
|
|
94-95 | Выборочное изложение по тексту повествовательного характера с элементами описания | 1 | Урок развития речи | Структура изложения повествовательного текста, составление плана, отбор материала | Знать: об особенностях написания изложения-повествования. Уметь: писать изложения -повествование. | Творческая работа |
|
|
96 | Чередование звуков | 1 | Комбинированный | Определение чередования, его виды | Знать: о чередовании гласных и согласных звуков, о правописании морфем, на которых отразилось чередование. Уметь: определять чередующиеся звуки, правильно писать слова с чередованием. | Работа с учебником, графический диктант, орфографическая диктовка, работа с таблицей |
|
|
97 | Беглые гласные | 1 | Комбинированный | Беглые гласные в приставках, корне и суффиксах | Знать: о беглых гласных. Уметь: разбирать по составу слова с беглыми гласными. | Работа с учебником, комментированное письмо, запись текста под диктовку |
|
|
98 | Варианты морфем Морфемный разбор слова | 1 | Комбинированный | Порядок морфемного разбора | Знать: о различиях вариантов морфем и одинаково звучащих морфем. Уметь: различать варианты морфем и одинаково звучащие морфемы; проверять гласные и согласные в корне слова. | Работа с учебником, морфемный разбор слова |
|
|
99 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | Комбинированный | Гласные и согласные в приставках | Знать: порядок устного и письменного морфемного разбора слова. Уметь: выполнять морфемный разбор слова. | Работа с учебником, игра «Составь слово», тренировочные упражнения |
|
|
100-101 | Буквы З и С на конце приставок | 2 | Комбинированный | Условия выбора букв З и С на конце приставок | Знать: об особенностях правописания приставок, оканчивающихся на З (С). Уметь: выбирать орфограмму-согласную. | Предупредительный диктант, самостоятельная работа |
|
|
102 | Буквы О-А в корне –лаг- и -лож- | 1 | Урок объяснения нового материала | Условия выбора букв О-А в корне –лаг- и -лож- | Знать: о правиле написания гласных в корнях с чередованием. Уметь: выбирать буквы А-О в корнях –лаг- и –лож-. | Предупредительный диктант, проверочная работа, объяснительный диктант |
|
|
103 | Буквы О-А в корне –раст- и -рос- | 1 | Урок объяснения нового материала | Условия выбора букв О-А в корне –раст- и -рос- | Знать: о правиле написания гласных в корнях с чередованием. Уметь: выбирать буквы О-А в корнях –раст- и –рос-. | Объяснительный диктант, самостоятельная работа с таблицей учебника |
|
|
104 | Буквы Ё и О после шипящих в корне | 1 | Урок объяснения нового материала | Условия выбора букв Ё и О после шипящих в корне | Знать: о правописании букв Ё, О после шипящих под ударением, о правописании слов иноязычного происхождения. Уметь: правильно писать буквы Ё и О после шипящих в корне слова, слова иноязычного происхождения на данную орфограмму. | Работа с учебником, комментированное письмо, предупредительный диктант, распределительный диктант |
|
|
105-106 | Буквы И – Ы после Ц | 2 | Урок объяснения нового материала Урок закрепления материала | Условия выбора букв И – Ы после Ц | Знать: о правиле написания И-Ы после Ц в разных морфемах, о графическом обозначении орфограммы. Уметь: правильно писать слова на данную орфограмму. | Игра «Растолкуй», объяснительный диктант, запись под диктовку |
|
|
107-108 | Закрепление изученного по разделу «Морфемика. Орфография».
| 2 | Повторительно-обобщающий урок | Основные орфографические и орфоэпические нормы, теоретические понятия | Знать: изученный материал по разделу. Уметь: выбирать и применять теоретический материал и орфограммы, изученные в данном разделе. | Контрольные вопросы, работа по карточкам, проверочная работа, диктант |
|
|
109 | Тестирование по разделу «Морфемика. Орфография» | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Основные теоритические понятия, орфоэпические нормы | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | тест |
|
|
110 | Контрольный диктант по разделу «Морфемика. Орфография.»
| 1 | Урок контроля | Основные теоритические понятия, орфоэпические нормы | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание. | Контрольный диктант |
|
|
111-112 | Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» | 2 | Урок развития речи | Структура сочинения-описания картины, составление плана, отбор материала | Знать: об особенностях написания сочинения-описания. Уметь: писать сочинение данного типа. | Творческая работа |
|
|
113 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Ликвидация пробелов по разделу | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками контрольного диктанта |
|
|
114 | Самостоятельные и служебные части речи (1) | 1 | Комбинированный | Группы частей речи | Знать: о морфологии как разделе науки о языке, о самостоятельных и служебных частях речи, о причастии. Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи, определять синтаксич. роль самост-ных частей речи. | Словарный диктант, работа с таблицей |
|
|
115-116 | Имя существительное как часть речи (20+4) | 2 | Комбинированный | Признаки существительного как части речи, его морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении | Знать: о морфологических признаках имени cущ-го, его роли в пр-нии, об отличиях им.сущ-го от других частей речи.
| Устная синтаксическая пятиминутка, выборочный диктант |
|
|
117 | Доказательства в рассуждении | 1 | Урок развития речи | Определение аргумента, способы введения аргументов в рассуждение | Знать: о применении доказательств в рассуждении. Уметь: применять доказательства в рассуждении при построении связного монологического высказывания. | Анализ текстов |
|
|
118 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | Комбинированный | Отличие одшевленных существительных от неодушевленных | Знать: о делении сущ-ных на одушевленные и неодушевленные. Уметь: различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Работа с учебником, тренировочные упражнения |
|
|
119 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | Комбинированный | Оличие существительных собственных от нарицательных | Знать: о делении имен сущ-нх на собственные и нарицательные. Уметь: разграничивать имена сущ-ные собственные и нарицательные. | Словарный диктант, работа с учебником |
|
|
120-121 | Сжатое изложение повествовательного характера (упр.496)
| 2 | Урок развития речи | Структура изложения повествовательного текста, составление плана, отбор материала | Знать: об особенностях написания сжатого изложения. Уметь: писать сжатое изложение. | Творческая работа |
|
|
122 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | Комбинированный | Порядок морфологического разбора | Знать: порядок морф.разбора имени сущ-го. Уметь: выполнять морф.разбор имени сущ-го | Словарный диктант, синтаксическая пятиминутка |
|
|
123 | Род имен существительных | 1 | Комбинированный | Три рода имен существительных | Знать: об определении рода имен сущ-ных для согласования форм зависимых слов. Уметь: определять род имен сущ-ных для согласования Подготовительный диктант, работа по учебнику формы зависимых слов. Выборочный диктант, работа с учебником, тренировочные упражнения | Морфологический разбор имени существительного |
|
|
124 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | Урок объяснения нового материала | Особенности существительных данной группы | Знать: об именах сущ-ных, которые имеют форму только мн.числа, об их употреблении в речи. Уметь: правильно употреблять данные имена сущ-ные в речи. | Запись под диктовку, работа с учебником, выборочный диктант |
|
|
125 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | Урок объяснения нового материала | Особенности существительных данной группы | Знать: об именах сущ-ных, которые имеют форму только ед.числа, об их употреблении в речи. Уметь: правильно употреблять данные имена сущ-ные в речи. | Работа с учебником, выборочное-распределительный диктант, практическая работа |
|
|
126 | Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных | 1 | Комбинированный | Признаки существительных 1,2 и 3-го склонения | . Знать: о склонениях имен сущ-ных. Уметь: определять склонение имен сущ-ных, выбирать орфограмму в окончании. | Объяснительный диктант, проверочная работа, работа по карточкам, тренировочные упражнения |
|
|
127-129 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 2 | Урок систематизации и обобщения знаний | Условия выбора гласных в падежных окончаниях имен существительных | Знать: о падежах имен сущ-ных. Уметь: определять падеж имен сущ-ных, выбирать орфограмму в окончании | Работа с учебником, выборочное-распределительный диктант, практическая работа |
|
|
130-131 | Изложение повествовательного характера с элементами описания | 2 | Урок развития речи | Структура изложения повествовательного текста, главная мысль текста, составление плана, отбор материала | Знать: об особенностях написания изложения данного типа. Уметь: писать изложение данного типа. | Творческая работа |
|
|
132 | Множественное число имен существительных | 1 | Комбинированный | Классификация ошибок, допущенных в изложении, объединение слов по видам орфограмм. Особенности образования множественного числа некоторых групп существительных | Знать: об особенностях склонения имен сущ-ных, оканчивающихся на –ия, -ий, -ие. Уметь: правильно писать имена сущ-ные и их формы, оканчивающиеся на –ия, -ий, -ие. | Орфографическая пятиминутка, объяснительный диктант, работа по карточкам |
|
|
133-134 | Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных | 2 | Комбинированный | Основные теоритические понятия, орфографические нормы. Систематизация и промежуточный контроль орфограмм, изученных в разделе | Знать: о правиле правописания гласных после шипящих и Ц в окончаниях имен сущ-ных, о разграничении с правилом выбора орфограммы в корнях слов. Уметь: правильно писать гласные после шипящих и Ц в окончаниях имен сущ-ных, разграничивать данную орфограмму с правилом выбора орфограммы в корнях слов. | Выборочный диктант, запись под диктовку, работа по карточкам, тренировочные упражнения |
|
|
135 | Закрепление изученного по разделу «Имя существительное» fr | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Основные теоритические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Проверка и тематический контроль ЗУН | Знать: теор.материал об имени сущ-ном как о части речи и его правописании. Уметь: применять данный т/м на практике. | Работа с учебником, работа по карточкам, тренировочные упражнения |
|
|
136 | Тест по теме «Имя существительное» | 1 | Урок контроля | Ликвидация пробелов по разделу. Классификация ошибок, объединение слов по орфограммам. Выполнение всех видов изученных разборов | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Тест |
|
|
137 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Урок контроля | Признаки прилагательных как части речи, его морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике, | Контрольный диктант |
|
|
138 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Условия выбора гласных в падежных окончаниях прилагательных |
| Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделе |
|
|
139-140 | Имя прилагательное как часть речи (12+4) | 2 | Комбинированный | Признаки прилагательного как части речи, его морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении | Знать: о морфологических признаках имени прилагательного, его роли в речи. Уметь: определять морфологические признаки имени прилагательного, его роль в речи. | Работа с учебником, загадки, запись под диктовку, выборочный диктант |
|
|
141-142 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 2 | Комбинированный | Условия выбора гласных в падежных окончаниях прилагательных | Знать: о согласовании имен прилагательных с именами существительными, о правописании гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Уметь: согласовывать прилагательные с сущ-ми, определять и правильно писать падежные окончания прил-ных. | Работа по учебнику, тренировочные упражнения, диктант «Проверь себя», работа с таблицей |
|
|
143 | Описание животного | 1 | Урок развития речи | Виды описания | Знать: об особенностях монологического высказывания данного типа. Уметь: строить описательное монологическое высказывание данного типа. | Работа с текстом |
|
|
144-145 | Изложение с описанием животного по рассказу А.И. Куприна «Ю-ю» (упр.587) | 2 | Урок развития речи | Структура изложения повествовательного текста, главная мысль текста, составление плана, отбор материала | Знать структуру изложения повествовательного текста, составлять план, осуществлять отбор материала, писать изложение о животномРабота над ошибками | Творческая работа |
|
|
146 | Анализ изложения | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Классификация ошибок, допущенных в изложении, объединение слов по видам орфограмм.
| Уметь анализировать творческую и выполнять работу над ошибками | Тренировочные упражнения, диктант «проверь себя» |
|
|
147-148 | Прилагательные полные и краткие | 2 | Комбинированный | Отличие полных прилагательных от кратких, морфологические признаки и синтаксическая роль кратких прилагательных | Знать: об отличии полных прилагательных от кратких, об их роли в предложении, об особенностях образования и произношения. Уметь: отличать полные и краткие прилагательные, уметь образовывать краткие прил-ные от полных. | Работа с учебником, запись под диктовку, работа по карточкам |
|
|
149 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Комбинированный | Порядок морфологического разбора | Знать: порядок морф.разбора имени прил-го. Уметь: разбирать прилагательные различных форм. | Работа с учебником, тренировочные упражнения |
|
|
150-151 | Закрепление и обобщение изученного по разделу «Имя прилагательное» | 2 | Урок систематизации и обобщения знаний | Основные теоритические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Систематизация и промежуточный контроль. | Знать основные орфографические правила по теме Уметь применять полученные правила на письме | Контрольные вопросы, тренировочные упражнения |
|
|
152 | Тестирование по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок контроля | Основные теоретические понятия, орфографические нормы | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Тест |
|
|
153 | Контрольный диктант по разделу «Имя прилагательное» | 1 | Урок контроля | Основные теоретические понятия, орфографические нормы Проверка ЗУН | Знать: теоретический материал по данному разделу. Уметь: применять данный материал на практике. | Контрольный диктант |
|
|
154 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Ликвидация пробелов по разделу. Выполнение всех видов изученных разборов | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделу, словарный диктант |
|
|
155 | Глагол как часть речи (36+6) | 1 | Комбинированный | Признаки глагола как части речи, его морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении | Знать: о морфологических признаках глагола, его лексических возможностях и роли в речи. Уметь: определять морфологические признаки глагола, его роль в речи. | Запись под диктовку, синтаксическая пятиминутка, тренировочные упражнения |
|
|
156-157 | НЕ с глаголами | 2 | Комбинированный | Условия выбора слитного и раздельного написания не с глаголами | Знать: правило написания НЕ с глаголами, о ситном написании разных частей речи с НЕ. Уметь: правильно писать НЕ с глаголами, разные части речи с НЕ. | Тренировочные упражнения, игра «Найди синоним», самостоятельная работа |
|
|
158 | Рассказ | 1 | Урок развития речи | Особенности рассказа как малой формы, его композиция | Знать: о жанре рассказа, его композиции. Уметь: составлять устное монологическое высказывание в жанре рассказа. | Работа с текстами |
|
|
159-160 | Сочинение по сюжетным картинкам (упр.623) «Как я однажды…» | 2 | Урок развития речи | Особенности композиции сочинения-рассказа, составление плана, отбор материала | Знать: о разграничении раздельного и слитного написания глаголов. Уметь: правильно писать НЕ с глаголами. | Творческая работа |
|
|
161-162 | Неопределенная форма глагола | 2 | Комбинированный | Признаки инфинитива | Знать: о неопределенной форме глагола как о начальной форме глагола, об отличии неопределенной и личных форм. Уметь: ставить глагол в н.ф., отличать н.ф. глагола от личных форм. | Словарный диктант, выборочный диктант, объяснительный диктант |
|
|
163-164 | Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | 2 | Комбинированный | Условия выбора ться и тся в глаголах | Знать: о разграничении инфинитива и формы 3-го лица, о произношении и написании глаголов на –ТСЯ и –ТЬСЯ. Уметь: определять инфинитив и формы 3-го лица, правильно произносить и писать глаголы на –ТСЯ и –ТЬСЯ. | Устная синтаксическая пятиминутка, работа с учебником, объяснительный диктант, комментированное письмо |
|
|
165-166 | Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему (упр.634) | 2 | Урок развития речи | Особенности изложения на лингвистическую тему.Составление плана, отбор материала | Творческая работа | Творческая работа |
|
|
167-168 | Виды глагола Видовые пары | 2 | Комбинированный | Признаки совершенного и несовершенного вида глагола. Что такое видовые пары | Знать: о понятии «вид» как о морф.признаке глагола и о способе определения сов. и несов.вида. Уметь: определять вид глагола. | Работа с учебником, выборочный диктант, самостоятельная работа, тренировочные упражнения |
|
|
169 | Контрольный диктант | 1 | Урок контроля | Контроль усвоения орфограмм ться и тся, не с глаголами. Проверка и тематический контроль ЗУН | Знать: теоретический материал по данному разделу. Уметь: применять данный материал на практике. | Контрольный диктант |
|
|
170 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Ликвидация пробелов по теме. Классификация ошибок, объединение слов по орфограммам. Выполнение всех видов изученных разборов | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками в контрольном диктанте |
|
|
171-172 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | 2 | Комбинированный | Условия выбора букв е,и в корнях с чередованиями | Знать о чередовании гласных в корнях, способах действия при выборе орфограммы. Понимать, что корни с чередованием. Уметь применять данную орфограмму при письме | Устная синтаксическая пятиминутка, словарный диктант, |
|
|
173 | Невыдуманный рассказ (о себе) | 1 | Урок развития речи | Особенности и стилевое своеобразие разговорной речи. Композиция. Корректирование предлагаемого текста | Знать: о жанре рассказа, его композиции. Уметь: составлять устное монологическое высказывание в жанре рассказа. | Творческая работа |
|
|
174-175 | Время глаголов Прошедшее время | 2 | Комбинированный | Время глагола. Признаки прошедшего времени | Знать: о временных формах глаголов, их употреблении в речи. Уметь: определять время глагола, правильно употреблять в речи временные формы глагола. | Работа с учебником. Тренировочные упражнения |
|
|
176-177 | Настоящее время | 2 | Комбинированный | Времена глагола. Признаки глагола настоящего времени | Знать: о ГЗ глаголов наст.времени, об их употреблении в речи. Уметь: определять ГЗ глаголов наст.времени, правильно употреблять их в речи. | Работа с учебником. Тренировочные упражнения |
|
|
178-179 | Будущее время | 2 | Комбинированный | Времена глагола. Две формы будущего времени: простая и сложная | Знать: о способах образования форм будущего времени, об использовании их в речи. Уметь: правильно образовывать глагольные формы будущего времени, правильно употреблять их в речи. | Тренировочные упражнения |
|
|
180-181 | Спряжение глаголов | 2 | Комбинированный | Глаголы первого и второго спряжения, их личные окончания | Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний. Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания. | Работа с учебником, графический диктант, орфографическая диктовка, |
|
|
182-183 | Правописание безударных личных окончаний глагола и, е | 2 | Комбинированный | Безударные личные окончания глаголов | Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний. Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания. | Работа с учебником, комментированное письмо, запись текста под диктовку |
|
|
184-185 | Правописание безударных личных окончаний глагола 3-го лица множественного числа | 2 | Комбинированный | Безударные личные окончания глаголов | Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний. Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания. | Работа с учебником, |
|
|
186 | Правописание безударных личных окончаний глагола 1-го лица множественного числа | 1 | Комбинированный | Безударные личные окончания глаголов | Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний. Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания. | Работа с учебником, |
|
|
187-188 | Морфологический разбор глагола | 2 | Комбинированный | Порядок морфологического разбора | Знать: порядок морфологического разбора глагола, последовательность анализа частей речи. Уметь: выполнять морфологический разбор глагола. | Работа с учебником, морфологический разбор глагола. Запись под диктовку |
|
|
189-190 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 2 | Комбинированный | Условия написания мягкого знака в глагольных формах | Знать: о правописании глаголов 2-го лица ед.числа; об употреблении глаголов этой формы для обозначения действия с обобщенным значением. Уметь: правильно писать глаголы 2-го л.ед.числа; употреблять глаголы этой формы для обозначения действия с обобщенным значением | Предупредительный диктант, проверочная работа, объяснительный диктант |
|
|
191 | Сжатое изложение повествовательного характера | 1 | Урок развития речи | Структура изложения повествовательного текста, главная мысль, составление плана, отбор материала | Творческая работа | Объяснительный диктант, самостоятельная работа с таблицей учебника |
|
|
192 | Употребление времен | 1 | Комбинированный | Случаи употребления одного времени в значении другого | Знать: о способах образования, о правописании временных форм глагола, о стилистических возможностях их использования. Уметь: правильно образовывать, писать и использовать временные формы глагола. | Работа с учебником, комментированное письмо, предупредительный диктант, распределительный диктант |
|
|
193 | Закрепление и обобщение изученного по разделу «Глагол»
| 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Систематизация и промежуточный контроль | Знать: теоретический материал по данному разделу. Уметь: применять данный материал на практике. | Игра «Растолкуй», объяснительный диктант, запись под диктовку |
|
|
194 | Тест по теме «Глагол» | 1 | Урок контроля | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. | Знать: теоретический материал по данному разделу. Уметь: применять данный материал на практике. | Контрольные вопросы, работа по карточкам, проверочная работа, диктант |
|
|
195 | Контрольный диктант по разделу «Глагол» | 1 | Урок контроля | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. | Знать: теоретический материал по данному разделу. Уметь: применять данный материал на практике. | Контрольный диктант |
|
|
196 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Ликвидация пробелов по разделу. Классификация ошибок. Выполнение всех видов разбора | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Робота над ошибками контрольного диктанта |
|
|
197 | Повторение и систематизация изученного в 5 классе (6 ч + 2 ч) Разделы науки о языке | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Разделы лингвистики их, основные единицы | Знать: о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке. Уметь: строить связное монологическое высказывание о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке.
| Объяснительный диктант, проверочная работа, работа по карточкам, тренировочные упражнения |
|
|
198 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Опознавательные признаки орфограмм в приставках и корнях слов | Знать: изученный теоретический материал об орфограммах в приставках и в корнях слов. Уметь: систематизировать изученный т/материал и применять его на практике. | Работа с учебником, выборочное-распределительный диктант, практическая работа |
|
|
199 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Опознавательные признаки орфограмм в окончаниях слов | Знать: изученный теоретический материал об орфограммах в окончаниях слов. Уметь: систематизировать изученный т/материал о правописании окончаний разных частей речи и применять его на практике. | Выборочный диктант, запись под диктовку, работа по карточкам, тренировочные упражнения |
|
|
200 | Употребление букв ъ и ь | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Опознавательные признаки орфограмм | Знать: изученный теоретический материал об употреблении букв ъ и ь. Уметь: систематизировать изученный т/материал и применять его на практике
| Орфографическая пятиминутка, объяснительный диктант, работа по карточкам |
|
|
201-202 | Сочинение на одну из предложенных тем (по типам: описание, повествование или рассуждение) | 2 | Урок развития речи | Особенности композиции сочинения-рассказа, составление плана, отбор материала | Знать об особенностях в стилевом многообразии разговорной речи, о временном единстве глаголов в повествовании Уметь создавать текст в соответствии с жанровыми особенностями рассказа | Творческая работа |
|
|
203 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Условия постановки знаков препинания в простом и сложном предложении | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание. | Работа с учебником, работа по карточкам, тренировочные упражнения |
|
|
204 | Диктант по теме «Повторение» | 1 | Контрольный урок | Основные теоритические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Проверка ЗУН | Знать: теоретический материал, изученный в течение года. Уметь: применять данные знания на практике. | Контрольный диктант |
|
|