муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Л.Н.Евдокимова

«____»___________20 г.

Обсуждено на заседании методического объединения Протокол от №_____

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Октябрьская СОШ»

___________ Т.В.Сибилева.

«29» августа 2012 г.

Рассмотрено на заседании методического совета

(Протокол от 29.08.2012 г.№ 1)

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Октябрьская СОШ»

__________А.В.Тоутова

«30» августа 2012г.

Приказ от_________№______

Принято на заседании педагогического совета

(Протокол от 30.08.2012 г № 1)

Рабочая программа по русскому языку

для 9 класса на 2012- 2013 учебный год.

Составила учитель русского языка и литературы

Евдокимова Любовь Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебнику для 5-9 класса под редакцией М.Т. Баранова и учебника «Русский язык» по ред. Тростенцовой Л.А.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 учебных часа в неделю), в том числе на проведение контрольных диктантов 5 часов, контрольных сочинений 2 часа, контрольных изложений 3 часа.

Цели и задачи:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

Изменения, внесенные в программу, касаются количества часов. По программе под ред М.Т.Баранова на изучение данного курса отводится 68 часов, а в авторской программе — 102 часа. Один час за счет школьного компонента. Следовательно, на изучение всех тем отводится большее количество часов.

Учебно-методический комплект:

Л.А.Тростенцова, Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2007

В учебном процессе преобладают следующие типы уроков: изучение нового материала, комбинированные,

закрепление, контроль знаний. Для осуществления текущего контроля используются тесты, самостоятельные работы и контрольные работы

Требования к подготовке по русскому языку учащихся 9 класса

Учащиеся должны

знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий; речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной культуры;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения.

Дата план

Дата факт

урока

Тема урока

Кол – во

часов

Примечание

Практическая часть

Домашнее задание

подготовка к ГИА

Введение (1 час)

5.09

1

Международное значение русского языка.

1

Повторить чередующиеся гласные

Повторение пройденного в 5-8 классах (6 часов)

6.09

2

Повторение изученного. Устная и письменная речь

1

Параграф 1, 2 №13

7.09

3

Стартовый мониторинг. Контрольный диктант

1

Повторить словарные слова

12.09

4

Монолог, диалог. Стили речи

1

Параграф 3, №23, 24

В9 – 5.3 В5 – 7.3

13.09

5

Простое предложение и его грамматическая основа

1

Параграф 4, №31

В10 – 5.8 В11 – 5.8

14.09

6

Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Предложения с обособленными членами

1

Параграф 5, 6 ; №36, 38

В10 – 5.8 В11 – 5.8

19.09

7

Урок развития речи. Изложение с продолжением (Упр.41)

1

Изложение №1

Повторить О-Е-Ё после шипящих

Сложные предложения ( 3 часа)

20.09

8

Понятие о сложном предложении.

1

Параграф 7, 8, №44, 51

В12 – 5.15

21.09

9

Разделительные и выделительные знаки препинания

1

Параграф 9, 10, №55

В5 – 7.3 В6 – 7.5 В7 – 7.6

26.09

10

Урок развития речи Сочинение «Любимый уголок природы» (упр.59)

1

Сочинение №1

Повторить правописание приставок

Сложносочинённые предложения (10 часов)

27.09

11

Понятие о сложносочинённом предложении

1

Параграф 11, 12, №62

В12 – 5.15 В6 – 7.5

28.09

12

ССП с соединительными союзами

1

Параграф 13, №63

В6 – 7.5

3.10

13

ССП с соединительными союзами

1

Параграф 13, №64

В6 – 7.5

4.10

14

ССП с разделительными союзами

1

Параграф 14, №65

В6 – 7.5

5.10

15

ССП с противительными союзами

1

Параграф 15, №67

В6 – 7.5

10.10

16

Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения

1

Параграф 16, №69, 72

В6 – 7.5 В7 – 7.6 В12 – 5.15

11.10

12.10

17-18

Урок развития речи Сочинение по картине В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце»

2

Сочинение №2

вопросы стр. 47

С2 – 8.6 ;8.7;8.10;8.11;9.2-9.4; 7.1-7.8

17.10

19

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

1

№80, 82, подготовка к диктанту

18.10

20

Деловые документы: (автобиография, заявление

1

Домашнее сочинение

А2-8.2

Сложноподчинённые предложения (28 часов)

19.10

21

Понятие о сложноподчинённом предложении

1

Параграф 18, №85

В12 – 5.15 В7 – 7.6

24.10

22

Место придаточного по отношению к главному.

1

Параграф 19, №88, 89

В7 – 7.6

25.10

23

Контрольный диктант №1 По теме «ССП» и по итогам I четверти

1

Контрольный диктант №1 по теме «ССП»

Домашнее сочинение

Параграфы 2-17

А2 – 8.2

26.10

24

Анализ диктанта

1

31.10

25

Союзы и союзные слова в СПП

Параграф 20, №93

В7 – 7.6

1.11

26

Правописание омонимичных частей речи

1

Теория, №96

А4 – 2.2

2.11

27

Роль указательных слов в СПП

1

Параграф 21, №100

14.11

15.11

28-29

Урок развития речи Подробное изложение №2

2

Изложение №2

Редактирование черновиков

16.11

30

СПП с придаточными определительными

1

Параграф 22, №115, 116

21.11

31

СПП с придаточными определительными

1

Параграф 22, №111, 114

22.11

32

СПП с придаточными изъяснительными

1

Параграф 23, №118, 117

23.11

33

Урок развития речи Сжатое изложение №3

1

Изложение №3

28.11

34

СПП предложения с придаточными обстоятельствен

1

Параграф 24, выучить блок,

29.11

35

СПП с придаточными места и времени

1

Параграф 25, 129, 127

30.11

36

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

1

Параграф 26, №135, 137

5.12

6.12

37-38

Урок развития речи Сочинение-рассуждение №2 по тексту №133

2

Сочинение- рассуждение №3

Параграф 26, №138, 141

7.12

39

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

1

Параграф 26, №144, 146

12.12

40

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

1

Параграф 26, №147, 152

13.12

41

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

1

Параграф 27, №156, 158

14.12

42

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

1

Параграф 27, №161, 162

19.12

43

Систематизация и обобщение по теме «Типы придаточных предложений»

1

Домашнее сочинение №166

В12 – 5.15

20.12

44

Контрольный диктант№2 по теме «СПП» и по итогам четверти

1

Контрольный диктант №2

21.12

45

Работа над ошибками .СПП с несколькими придаточными

1

Параграф 28, №169, 170

В7 – 7.6

26.12

46

СПП с несколькими придаточными

1

Параграф 28, №173, 174

В7 – 7.6

27.12

47

Синтаксический разбор СПП

1

Выучить план разбора, №176

В12 – 5.15

28.12

48

Синтаксический разбор СПП

1

Синтаксич. разбор предложения

В12 – 5.15

Бессоюзные сложные предложения (11часов)

10.01

49

Понятие о БСП. Интонация в БСП

1

Параграф 31, 32, №190

В13 – 5.11

11.01

50

Запятая и точка с запятой в БСП

1

Параграф 33, №191

В13 – 5.11

16.0117.01

51-52

Урок развития речи Сочинение по данному началу (на основе картины В.П.Фельдмана «Родина»

1

Сочинение №3

Стр. 118 (вопросы), подготовиться к орфоэпическому диктанту, №182

18.01

53

Двоеточие в БСП

1

Параграф 34, №196, 198

В13 – 5.11

23.01

54

Тире в БСП

1

Параграф 35, №199, 200

В13 – 5.11

24.01

25.01

55-56

Урок развития речи Сочинение-отзыв №4

2

Сочинение – отзыв №4

Стр. 139 (вопросы)

30.01

57

Урок-зачёт по теме БСП

1

Параграф 36, №204

31.01

58

Контрольный диктант №3 по теме «БСП»

1

Контрольный диктант №3

1.02

59

Работа над ошибками

Подготовить словарный диктант

Предложения с разными видами связи (7 часов )

6.02

60

Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях

1

Параграф 37, №209, 212

В14 – 5.12

7.02

61

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

1

Параграф 38, №217

В14 – 5.12

8.02

62

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи

1

Параграф 39, №218

В12 – 5.15

13.02

14.02

63-64

Урок развития речи Изложение №4 фрагмента о Ларре №219

1

Изложение №4

Повторит Н-НН во всех частях речи, слова

15.02

65

Публичная речь. Как писать конспект статьи

1

А2 – 8.2

20.02

66

Контрольный синтаксический разбор

1

Подготовиться к орфоэпическому диктанту

В12 – 5.15

Повторение и систематизация изученного в VIX классах (36 часов)

21.02

67

Роль языка в жизни общества

1

Повторить стили языка

22.02

68

Русский литературный язык и его стили

1

Подготовиться к конференции

27.02

69

Русский язык как национальный язык русского народа

1

работа на карточках

28.02

70

Повторение. Фонетика и графика

1

Параграф 41, №230

1.03

71

Повторение. Лексика и фразеология

1

Параграф 42, №233

А4 – 2.2 А -5 – 2.1

6.03

72

Морфемика

1

Параграф 43, №241

7.03

73

Словообразование

1

Параграф 44, №242, 245

8.03

13.03

74-75

Орфограммы в корнях слов

2

№244

14.03

76

Контрольный диктант № 4 по итогам четверти

Контрольный диктант № 4

Повторить правописание приставок

15.03

77

Орфограммы в приставках

2

Повторить правописание Ь после шипящих

В3 – 6.2

20.03

78

Функции Ь

1

Стр. 167-169, №246

3.04

79

Морфология

1

Параграф 45, №247

4.04

5.04

80-81

Урок развития речи Контрольное подробное изложение №5

2

Контрольное изложение №5

10.04

82

Правописание окончаний существительных

1

Параграф 45, №248

11.04

83

Правописание окончаний прилагательных и причастий

1

№249

12.04

84

Правописание суффиксов и окончаний глаголов

1

№250

В4 – 6.3

17.04

18.04

85-86

Урок развития речи Контрольное сочинение-рассуждение №5

2

Контрольное сочинение – рассуждение №5

Повторить теорию по теме «Правописание предлогов ,союзов ,частиц»

19.04

24.04

87-88

Правописание предлогов, союзов, частиц

2

Стр. 172-173

25.04

89

Синтаксис. Словосочетание

1

Подготовиться к контрольному тестированию

В8 – 5.1

26.04

90

Контрольное тестирование

1

1.05

91

Работа над ошибками контрольного теста

1

Выполнить тест; повторить типы односоставных предложений

2.05

92

Типы односоставных предложений

1

№252

В9 – 5.3

3.05

93

Синтаксический разбор простого предложения

1

№253

В5 – 7.3

8.05

9.05

94-95

Отзыв на фильм

2

10.05

96

Однородные члены предложения

1

№254

15.05

97

Обособленные члены предложения

1

№255

В11 – 5.8

16.05

98

Итоговый контрольный диктант

1

Диктант №5

17.05

99

Анализ диктанта

1

22.05

100

Вводные слова и конструкции

1

№256

В10 – 5.8

23.05

101

Способы оформления чужой речи

1

№№261

24.05

102

Виды сложных предложений

1

№262, 264

В12 – 5.15 В13 – 5.11В14 – 5.12

Содержание курса:

Введение (1 час) Международное значение русского языка.

Раздел I. Повторение изученного (6 часов). Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Предложения с обособленными членами. Урок развития речи. Изложение с продолжением (Упр.41).

Раздел II.Сложные предложения (3 часа) Понятие о сложном предложении. Разделительные и выделительные знаки препинания. Урок развития речи Сочинение «Любимый уголок природы» (упр.59)

Раздел IV Сложносочинённые предложения (10 часов) Понятие о сложносочинённом предложении. ССП с соединительными союзами. ССП с разделительными союзами. ССП с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Урок развития речи Сочинение по картине В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце» Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Контрольный диктант №1 по теме «ССП

Раздел V. Сложноподчинённые предложения (28 часов) Понятие о сложноподчинённом предложении. Место придаточного по отношению к главному. Деловые документы (автобиография, заявление). Союзы и союзные слова в СПП. Правописание омонимичных частей речи. Роль указательных слов в СПП. Урок развития речи Подробное изложение №2. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. Урок развития речи Сжатое изложение №3 СПП предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места и времени. СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. Урок развития речи Сочинение-рассуждение №2 по тексту №133. СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Контрольный диктант№3 по теме «СПП. СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор СПП. Урок развития речи Сочинение-рассуждение №3 «Роль природы в формировании внутреннего мира человека»

Раздел VI. Бессоюзные сложные предложения (11 часов) Понятие о БСП. Интонация в БСП. Как писать реферат на лингвистическую тему. Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП. Урок развития речи Сочинение-описание №4. Контрольный диктант №4 по теме «БСП»

Раздел VII. Предложения с разными видами связи (7 часов) Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Урок развития речи Изложение №4 фрагмента о Ларре №219. Публичная речь. Как писать конспект статьи. Контрольный синтаксический разбор.

Раздел VIII. Повторение изученного в 5-9 классах (36 часов) Роль языка в жизни общества. Русский литературный язык и его стили. Русский язык как национальный язык русского народа. Повторение. Фонетика и графика. Повторение. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Орфограммы в корнях слов. Орфограммы в приставках. Функции Ь. Морфология. Урок развития речи Контрольное подробное изложение №5. Правописание окончаний существительных. Правописание окончаний прилагательных и причастий. Правописание суффиксов и окончаний глаголов. Урок развития речи Контрольное сочинение-рассуждение №5. Правописание предлогов, союзов, частиц. Синтаксис. Словосочетание. Контрольное тестирование. Работа над ошибками контрольного теста. Типы односоставных предложений. Синтаксический разбор простого предложения. Отзыв на фильм. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Вводные слова и конструкции. Способы оформления чужой речи. Виды сложных предложений.

Учебно-методические средства обучения:

Основная литература

  1. Тростенцова А.А. Русский язык 9 класс. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя./ Г.А. Богланова. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Сенина Н.А. Русский язык 9 класс. Итоговая аттестация – 2010. – Ростов н/Д: Легион, 2010.

  4. Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки. – М.: Просвещение, 2008.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here