муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Октябрьская СОШ» ___________ Т.В.Сибилева. «29» августа 2012 г. Рассмотрено на заседании методического совета (Протокол от 29.08.2012 г.№ 1) | «Утверждаю» Директор МБОУ «Октябрьская СОШ» __________А.В.Тоутова «30» августа 2012г. Приказ от_________№______ Принято на заседании педагогического совета (Протокол от 30.08.2012 г № 1) |
Рабочая программа по русскому языку
для 9 класса на 2012- 2013 учебный год.
Составила учитель русского языка и литературы
Евдокимова Любовь Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебнику для 5-9 класса под редакцией М.Т. Баранова и учебника «Русский язык» по ред. Тростенцовой Л.А.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 учебных часа в неделю), в том числе на проведение контрольных диктантов 5 часов, контрольных сочинений 2 часа, контрольных изложений 3 часа.
Цели и задачи:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
-
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовать необходимую информацию;
-
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Изменения, внесенные в программу, касаются количества часов. По программе под ред М.Т.Баранова на изучение данного курса отводится 68 часов, а в авторской программе — 102 часа. Один час за счет школьного компонента. Следовательно, на изучение всех тем отводится большее количество часов.
Учебно-методический комплект:
Л.А.Тростенцова, Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2007
В учебном процессе преобладают следующие типы уроков: изучение нового материала, комбинированные,
закрепление, контроль знаний. Для осуществления текущего контроля используются тесты, самостоятельные работы и контрольные работы
Требования к подготовке по русскому языку учащихся 9 класса
Учащиеся должны
знать/понимать:
-
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
смысл понятий; речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
-
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной культуры;
-
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
-
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
-
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
-
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
-
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
-
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
-
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения.
Дата факт | № урока | Тема урока | Кол – во часов | Примечание | |||
Практическая часть | Домашнее задание | подготовка к ГИА | |||||
Введение (1 час) | |||||||
5.09 |
| 1 | Международное значение русского языка. | 1 |
| Повторить чередующиеся гласные |
|
Повторение пройденного в 5-8 классах (6 часов) | |||||||
6.09 |
| 2 | Повторение изученного. Устная и письменная речь | 1 |
| Параграф 1, 2 №13 |
|
7.09 |
| 3 | Стартовый мониторинг. Контрольный диктант | 1 |
| Повторить словарные слова |
|
12.09 |
| 4 | Монолог, диалог. Стили речи | 1 |
| Параграф 3, №23, 24 | В9 – 5.3 В5 – 7.3 |
13.09 |
| 5 | Простое предложение и его грамматическая основа | 1 |
| Параграф 4, №31 | В10 – 5.8 В11 – 5.8 |
14.09 |
| 6 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Предложения с обособленными членами | 1 |
| Параграф 5, 6 ; №36, 38 | В10 – 5.8 В11 – 5.8 |
19.09 |
| 7 | Урок развития речи. Изложение с продолжением (Упр.41) | 1 | Изложение №1 | Повторить О-Е-Ё после шипящих |
|
Сложные предложения ( 3 часа) | |||||||
20.09 |
| 8 | Понятие о сложном предложении. | 1 |
| Параграф 7, 8, №44, 51 | В12 – 5.15 |
21.09 |
| 9 | Разделительные и выделительные знаки препинания | 1 |
| Параграф 9, 10, №55 | В5 – 7.3 В6 – 7.5 В7 – 7.6 |
26.09 |
| 10 | Урок развития речи Сочинение «Любимый уголок природы» (упр.59) | 1 | Сочинение №1 | Повторить правописание приставок |
|
Сложносочинённые предложения (10 часов) | |||||||
27.09 |
| 11 | Понятие о сложносочинённом предложении | 1 |
| Параграф 11, 12, №62 | В12 – 5.15 В6 – 7.5 |
28.09 |
| 12 | ССП с соединительными союзами | 1 |
| Параграф 13, №63 | В6 – 7.5 |
3.10 |
| 13 | ССП с соединительными союзами | 1 |
| Параграф 13, №64 | В6 – 7.5 |
4.10 |
| 14 | ССП с разделительными союзами | 1 |
| Параграф 14, №65 | В6 – 7.5 |
5.10 |
| 15 | ССП с противительными союзами | 1 |
| Параграф 15, №67 | В6 – 7.5 |
10.10 |
| 16 | Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения | 1 |
| Параграф 16, №69, 72 | В6 – 7.5 В7 – 7.6 В12 – 5.15 |
11.10 12.10 |
| 17-18 | Урок развития речи Сочинение по картине В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце» | 2 | Сочинение №2 | вопросы стр. 47 | С2 – 8.6 ;8.7;8.10;8.11;9.2-9.4; 7.1-7.8 |
17.10 |
| 19 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | 1 |
| №80, 82, подготовка к диктанту |
|
18.10 |
| 20 | Деловые документы: (автобиография, заявление | 1 |
| Домашнее сочинение
| А2-8.2
|
Сложноподчинённые предложения (28 часов) | |||||||
19.10 |
| 21 | Понятие о сложноподчинённом предложении | 1 |
| Параграф 18, №85 | В12 – 5.15 В7 – 7.6 |
24.10 |
| 22 | Место придаточного по отношению к главному. | 1 |
| Параграф 19, №88, 89 | В7 – 7.6 |
25.10 |
| 23 | Контрольный диктант №1 По теме «ССП» и по итогам I четверти | 1 | Контрольный диктант №1 по теме «ССП» | Домашнее сочинение Параграфы 2-17
| А2 – 8.2 |
26.10 |
| 24
| Анализ диктанта | 1 |
|
|
|
31.10 |
| 25 | Союзы и союзные слова в СПП
|
|
| Параграф 20, №93 | В7 – 7.6 |
1.11 |
| 26 | Правописание омонимичных частей речи | 1 |
| Теория, №96 | А4 – 2.2 |
2.11 |
| 27 | Роль указательных слов в СПП | 1 |
| Параграф 21, №100 |
|
14.11 15.11 |
| 28-29 | Урок развития речи Подробное изложение №2 | 2 | Изложение №2 | Редактирование черновиков |
|
16.11 |
| 30 | СПП с придаточными определительными | 1 |
| Параграф 22, №115, 116 |
|
21.11 |
| 31 | СПП с придаточными определительными | 1 |
| Параграф 22, №111, 114 |
|
22.11 |
| 32 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 |
| Параграф 23, №118, 117 |
|
23.11 |
| 33 | Урок развития речи Сжатое изложение №3 | 1 | Изложение №3 |
|
|
28.11 |
| 34 | СПП предложения с придаточными обстоятельствен | 1 |
| Параграф 24, выучить блок, |
|
29.11 |
| 35 | СПП с придаточными места и времени | 1 |
| Параграф 25, 129, 127 |
|
30.11 |
| 36 | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | 1 |
| Параграф 26, №135, 137 |
|
5.12 6.12 |
| 37-38 | Урок развития речи Сочинение-рассуждение №2 по тексту №133 | 2 | Сочинение- рассуждение №3 | Параграф 26, №138, 141 |
|
7.12 |
| 39 | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | 1 |
| Параграф 26, №144, 146 |
|
12.12 |
| 40 | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | 1 |
| Параграф 26, №147, 152 |
|
13.12 |
| 41 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными | 1 |
| Параграф 27, №156, 158 |
|
14.12 |
| 42 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными | 1 |
| Параграф 27, №161, 162 |
|
19.12 |
| 43 | Систематизация и обобщение по теме «Типы придаточных предложений» | 1 |
| Домашнее сочинение №166 | В12 – 5.15 |
20.12 |
| 44 | Контрольный диктант№2 по теме «СПП» и по итогам четверти | 1 | Контрольный диктант №2 |
|
|
21.12 |
| 45 | Работа над ошибками .СПП с несколькими придаточными | 1 |
| Параграф 28, №169, 170 | В7 – 7.6 |
26.12 |
| 46 | СПП с несколькими придаточными | 1 |
| Параграф 28, №173, 174 | В7 – 7.6 |
27.12 |
| 47 | Синтаксический разбор СПП | 1 |
| Выучить план разбора, №176 | В12 – 5.15 |
28.12 |
| 48 | Синтаксический разбор СПП | 1 |
| Синтаксич. разбор предложения | В12 – 5.15 |
Бессоюзные сложные предложения (11часов) | |||||||
10.01 |
| 49 | Понятие о БСП. Интонация в БСП | 1 |
| Параграф 31, 32, №190 | В13 – 5.11 |
11.01 |
| 50 | Запятая и точка с запятой в БСП | 1 | Параграф 33, №191 | В13 – 5.11 | |
16.0117.01 |
| 51-52 | Урок развития речи Сочинение по данному началу (на основе картины В.П.Фельдмана «Родина» | 1 | Сочинение №3 | Стр. 118 (вопросы), подготовиться к орфоэпическому диктанту, №182 |
|
18.01 |
| 53 | Двоеточие в БСП | 1 |
| Параграф 34, №196, 198 | В13 – 5.11 |
23.01 |
| 54 | Тире в БСП | 1 |
| Параграф 35, №199, 200 | В13 – 5.11 |
24.01 25.01 |
| 55-56 | Урок развития речи Сочинение-отзыв №4 | 2 | Сочинение – отзыв №4 | Стр. 139 (вопросы) |
|
30.01 |
| 57 | Урок-зачёт по теме БСП | 1 |
| Параграф 36, №204 |
|
31.01 |
| 58 | Контрольный диктант №3 по теме «БСП» | 1 | Контрольный диктант №3 |
|
|
1.02 |
| 59 | Работа над ошибками |
|
| Подготовить словарный диктант |
|
| Предложения с разными видами связи (7 часов ) | ||||||
6.02 |
| 60
| Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях | 1 |
| Параграф 37, №209, 212 | В14 – 5.12 |
7.02 |
| 61 | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи | 1 |
| Параграф 38, №217 | В14 – 5.12 |
8.02 |
| 62 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи | 1 |
| Параграф 39, №218 | В12 – 5.15 |
13.02 14.02 |
| 63-64 | Урок развития речи Изложение №4 фрагмента о Ларре №219 | 1 | Изложение №4 | Повторит Н-НН во всех частях речи, слова |
|
15.02 |
| 65 | Публичная речь. Как писать конспект статьи | 1 |
|
| А2 – 8.2 |
20.02 |
| 66 | Контрольный синтаксический разбор | 1 |
| Подготовиться к орфоэпическому диктанту | В12 – 5.15
|
Повторение и систематизация изученного в V – IX классах (36 часов) | |||||||
21.02 |
| 67 | Роль языка в жизни общества | 1 |
| Повторить стили языка |
|
22.02 |
| 68 | Русский литературный язык и его стили | 1 |
| Подготовиться к конференции |
|
27.02 |
| 69 | Русский язык как национальный язык русского народа | 1 |
| работа на карточках |
|
28.02 |
| 70 | Повторение. Фонетика и графика | 1 |
| Параграф 41, №230 |
|
1.03 |
| 71 | Повторение. Лексика и фразеология | 1 |
| Параграф 42, №233 | А4 – 2.2 А -5 – 2.1 |
6.03 |
| 72 | Морфемика | 1 |
| Параграф 43, №241 |
|
7.03 |
| 73 | Словообразование | 1 |
| Параграф 44, №242, 245 |
|
8.03 13.03 |
| 74-75 | Орфограммы в корнях слов
| 2 |
| №244 |
|
14.03 |
| 76 | Контрольный диктант № 4 по итогам четверти |
| Контрольный диктант № 4 | Повторить правописание приставок |
|
15.03 |
| 77 | Орфограммы в приставках | 2 |
| Повторить правописание Ь после шипящих | В3 – 6.2 |
20.03 |
| 78 | Функции Ь | 1 |
| Стр. 167-169, №246 |
|
3.04 |
| 79 | Морфология | 1 |
| Параграф 45, №247 |
|
4.04 5.04 |
| 80-81 | Урок развития речи Контрольное подробное изложение №5 | 2 | Контрольное изложение №5 |
|
|
10.04 |
| 82 | Правописание окончаний существительных | 1 |
| Параграф 45, №248 |
|
11.04 |
| 83 | Правописание окончаний прилагательных и причастий | 1 |
| №249 |
|
12.04 |
| 84 | Правописание суффиксов и окончаний глаголов | 1 |
| №250 | В4 – 6.3 |
17.04 18.04 |
| 85-86 | Урок развития речи Контрольное сочинение-рассуждение №5 | 2 | Контрольное сочинение – рассуждение №5 | Повторить теорию по теме «Правописание предлогов ,союзов ,частиц» |
|
19.04 24.04 |
| 87-88 | Правописание предлогов, союзов, частиц | 2 |
| Стр. 172-173 |
|
25.04 |
| 89 | Синтаксис. Словосочетание | 1 |
| Подготовиться к контрольному тестированию | В8 – 5.1 |
26.04 |
| 90 | Контрольное тестирование | 1 |
|
|
|
1.05 |
| 91 | Работа над ошибками контрольного теста | 1 |
| Выполнить тест; повторить типы односоставных предложений |
|
2.05 |
| 92 | Типы односоставных предложений | 1 |
| №252 | В9 – 5.3 |
3.05 |
| 93 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 |
| №253 | В5 – 7.3 |
8.05 9.05 |
| 94-95 | Отзыв на фильм | 2 |
|
|
|
10.05 |
| 96 | Однородные члены предложения | 1 |
| №254 |
|
15.05 |
| 97 | Обособленные члены предложения | 1 |
| №255 | В11 – 5.8 |
16.05 |
| 98 | Итоговый контрольный диктант | 1 | Диктант №5 |
|
|
17.05 |
| 99 | Анализ диктанта
| 1 |
|
|
|
22.05 |
| 100 | Вводные слова и конструкции | 1 |
| №256 |
В10 – 5.8
|
23.05 |
| 101 | Способы оформления чужой речи | 1 |
| №№261 |
|
24.05 |
| 102 | Виды сложных предложений | 1 |
| №262, 264 | В12 – 5.15 В13 – 5.11В14 – 5.12 |
Содержание курса:
Учебно-методические средства обучения:
Основная литература
-
Тростенцова А.А. Русский язык 9 класс. – М.: Просвещение, 2009.
-
Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя./ Г.А. Богланова. – М.: Просвещение, 2008.
-
Сенина Н.А. Русский язык 9 класс. Итоговая аттестация – 2010. – Ростов н/Д: Легион, 2010.
-
Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки. – М.: Просвещение, 2008.