Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предмету «Русский язык» на 2013 – 2014 учебный год составлена для учащихся 3 класса на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
-
Общеобразовательная программа «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой), допущенной Министерством образования и науки РФ.
-
Образовательная программа школы НОО МОУ СОШ № 1 р.п. Кузоватово
-
Положение о рабочей программы МОУ СОШ № 1 р.п. Кузоватово.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Программа направлена на реализацию целей обучения русскому языку в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования.
По федеральному учебному плану на программу отводится 175 часов из расчета 5 часов в неделю.
По учебному плану школы на реализацию программы отводится 210 часов из расчёта 6 часов в неделю. 1 час добавлен из части, формируемой участниками образовательного процесса при 6-дневной недели (предмет по выбору общеобразовательной организации).
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка;
— воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.
Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:
— дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;
— обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
— сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
— развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме;
— способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В МОУ СОШ №1 р.п.Кузоватово на изучение русского языка отводится 6 часов в неделю, всего 210 часов (35 учебных недель).
В данной рабочей программе предусмотренот210 часов .
В рабочей программе предусмотрено проведение проверочных работ комплексного характера – 3 ч.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно – методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В результате изучения курса русского языка учащиеся 3 класса научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У третьеклассников будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Учащиеся 3 класса:
— научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
— сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
— получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом;
— в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка и родного языка у третьеклассников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Основное содержание программы сконцентрировано в разделах: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».
В разделе «Речевое общение» продолжается формирование и развитие коммуникативно-речевых умений по каждому виду речевой деятельности. Среди них выделяются умения по чистописанию — совершенствованию техники письма (разборчивости, скорости) — средства фиксации на бумаге своих мыслей и понимания содержания чужих. В разделе «Язык как средство общения» продолжаются изучение системы языка и речевое развитие.
Сквозными темами, которые завершают изучение русского языка являются: Речевой этикет, Фонетика и орфоэпия, Графика, Чистописание, Развитие речи.
В процессе обучения используются следующие методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические (упражнения: воспроизводящие, творческие (по степени самостоятельности); устные, письменные, практические работы, проектная деятельность); методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.
В зависимости от особенностей изучаемого материала, используемых методов обучения применяются соответствующие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.
Качество освоения учащимися теоретических знаний, предметных умений и УУД выявляется в процессе диагностики, контроля и оценивания знаний, умений, УУД и компетентностей учащихся, выявляемых в процессе системы мониторинга качества образования, включающего диагностику и контроль учителя: контрольные диктанты, проверочные работы, списывание текста, работы по развитию речи, тесты, рефлексивные работы; само-, взаимоконтроль учащихся.
Для организации дифференцированного подхода в процессе обучения и при выявлении качества освоения учащимися знаниями и овладения предметными и метапредметными УУД, требования к уровню подготовки учащихся задаются в соответствии с требованиями ФГОС НОО на двух уровнях:
— учащиеся научатся;
— учащиеся получат возможность научиться.
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
ЛИЧНОСТНЫЕ
Учащиеся получат возможность для формирования:
| |
|
|
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся получат возможность научиться:
| |
|
|
Познавательные
Учащиеся получат возможность научиться:
| |
|
|
Коммуникативные
Учащиеся получат возможность научиться:
| |
|
|
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся получат возможность научиться | |
|
|
Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике
МОУ СОШ №1 р.п.Кузоватово
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 3 Б классе учащиеся в процессе изучения русского языка овладеют общеучебными интеллектуальными умениями. Школьники выполняют задания творческого, исследовательского характера; собирают информацию в Интернет – ресурсах; готовят проектные работы. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, конкурсам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. На уроках литературного чтения ученики могут сотрудничать в парах, группах, умеют контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.
Содержание учебного предмета « русский язык»
Речевое общение(57 ч)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (23 ч)
Речь (10 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств.
Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.
Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Высказывание. Текст (13 ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.
Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.
Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.
Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.
Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.
Виды речевой деятельности (коммуникативно — речевые умения)1 (34 ч)
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.
Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).
Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.
Умения:
— осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;
— говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту).
Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.
Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).
Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
Язык как средство общения (153 ч)
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке (5 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.
Фонетика и орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).
Графика*. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С—Э, З—Е, Х—Ж, д—б, Ш—М, Г—Р, Я—Ф, п—р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.
Слово и его значение (лексика) (5 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его значимые части (морфемика) (19 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.
Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).
Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.
Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы— и др.), суффиксами (-онок-, —ек-, —ищ-, —тель— и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, —ек-, —ик-, —еньк-). Разбор слов по составу.
Слово как часть речи (морфология) (43 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).
Имя существительное (11 ч). Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).
Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.
Имя прилагательное (9 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).
Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.
Местоимение (6 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений – обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Глагол (10 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Служебные части речи (7 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели – предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания – частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.
Синтаксис (39 ч).
Словосочетание (13 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье – варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение (26 ч). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.
Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. П. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).
Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.
Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.
Правописание и пунктуация (47 ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.
Знаки препинания в конце предложений.
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.
Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.
Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.
Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):
— дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);
— близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям – свободное списывание или диктант, в целом (изложение) – с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).
Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.
Описание материально- технического обеспечение
образовательного процесса
-
Дополнительная литература.
Желтовская Л.Я. Русский язык.3 класс: учебник для четырёхлетней нач. шк.: в 2 ч. – М.: АСТ «Астрель», 2013г.;
.Методическое пособие «Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской» (автор Л. Я. Желтовская)
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru
4. Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru
5. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru
-
http://nsc.1september.ru/- 1 сентября. Начальная школа
-
http://www.babylib.by.ru/ — Библиотека маленького гения
-
http://www.nachalka.com/ — Начальная школа — детям, родителям, учителям
-
http://nachalka.info/ — Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия
-
http://s20murmansk.ucoz.ru/index/nachalnaja_shkola/0-40 — Начальная школа
-
it-n.ru — Сеть творческих учителей /… учителей и учеников начальной школы
Справочно- информационные программы
-
http://ru.wikipedia.org/ — электронная энциклопедия
-
Программа-тренажер для начальной школы
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Электронный учебник по русскому языку «Уроки Кирилла и Мефодия».
3. Презентации к урокам, созданные учителем.
4. Наглядные пособия.
1. Русский язык. 4 класс. Комплект таблиц по русскому языку для начальной школы.
2. Самодельные наглядные пособия.
5. Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Классная доска
4. Экспозиционный экран.
-
Литература.
· литература для учителя:
Методическое пособие для учителя / Л.Я. Желтовская // «Обучение в 3 классе по учебнику « Русский язык». (Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование.) — М.:АСТ «Астрель», 2012 г.
Образовательный процесс в начальной школе: организация, рекомендации, информационные материалы/авт.-сост. Т. А. Кобзарёва, С. Б. Шатохина, И. Г.Судак.- Волгоград: Учитель, 2009.
Желтовская Л.Я. Контрольные и диагностические работы к учебнику Л.Я. Желтовская «Русский язык», 3 класс.
Абросимова Е.Е., Мурашкина И.А., Сучкова С.В., Коротченкова Л.В. Комплексные задания к текстам. 3 класс. – Саратов: Лицей, 2012.
-
литература для учащихся:
.Желтовская Л.Я. Русский язык.3 класс: учебник для четырёхлетней нач. шк. : в 2 ч. – М.: АСТ «Астрель», 2013г.;
Желтовская Л.Я. Русский язык: рабочая тетрадь №1, 2 к учебнику Л.Я. Желтовской «Русский язык» 3 класс.-М.: «Астрель», 2013 г.
Абросимова Е.Е., Мурашкина И.А., Сучкова С.В., Коротченкова Л.В. Комплексные задания к текстам.3 класс. – Саратов: Лицей, 2012.
Приложение 1
Перечень используемого диагностического и практического материала
Количество часов | Диагностический и практический материал (контрольные работы, практические работы, тесты, диагностические работы и т.д.) | |
1 четверть | 48 | Входной контроль. Диктант № 1 Р/р. Обучающее изложение Р/р. Творческая работа: зарисовка уголка родной природы. (Обучающее сочинение) Комплексная контрольная работа № 1 Контрольный диктант № 2 за 1 четверть
|
2 четверть | 48 | Списывание текста с речевой задачей Р/р. Обучающее изложение «Зима» Р/р. Творческая работа: составление текста загадки Р/р. Анализ текста Н. Сладкова «Ухоронки» Р/р. Создание текста. Изложение «Подкормим пернатых друзей» Контрольное списывание текста Контрольный диктант № 3 по теме «О главном» Комплексная контрольная работа № 2 Р/р. Изложение «Инструкция изготовления елочной игрушки» Проектная деятельность. Журнал «Проводники наших мыслей и чувств»
|
3 четверть | 60 | Р/р. Обучающее изложение Обучение написанию текста объявления Контрольное списывание текста Контрольный диктант № 5 за 3 четверть Р/р. Обучающее изложение Р/р. Обучающее сочинение
|
4 четверть | 54 | Контрольная работа № 5 по теме «Развиваем главные мысли в текстах» Проверочная работа. Р/р. Обучающее изложение Итоговая контрольная работа за год Контрольное списывание текста Комплексная контрольная работа № 3 Проектная деятельность. «Строим слова и предложения
|
Итого | 210 | Контрольные работы — 6, контрольное списывание – 4, развитие речи – 12, комплексные контрольные работы — 3
|
Учебно-тематический план
Наименование раздела | Всего часов | |
1 | Речевое общение | 57 |
1.1 | Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений | 23 |
1.1.1 | Речь | 10 |
1.1.2 | Высказывание. Текст | 13 |
| Речевой этикет* |
|
1.2 | Виды речевой деятельности (коммуникативно — речевые умения) | 34 |
2 | Язык как средство общения | 153 |
2.1 | Общие сведения о языке | 5 |
2.2 | Фонетика и орфоэпия* |
|
| Графика* |
|
| Чистописание* |
|
2.3 | Слово и его значение (лексика) | 5 |
2.4 | Слово и его значимые части (морфемика) | 19 |
2.5 | Слово как часть речи (морфология) | 43 |
2.5.1. | Имя существительное | 11 |
2.5.2. | Имя прилагательное | 9 |
2.5.3 | Местоимение | 6 |
2.5.4. | Глагол | 10 |
2.5.5. | Служебные части речи | 7 |
2.6 | Синтаксис | 39 |
2.6.1. | Словосочетание | 13 |
2.6.2. | Предложение | 26 |
2.7. | Правописание и пунктуация | 47 |
| Развитие речи* |
|
| Итого | 210 |
Материал, отмеченный знаком *, является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других разделов.
1 Коммуникативно-речевые умения формируются на базе текстов и высказываний, типы, жанры и тематика которых указаны выше, в подразделе «Текст».
2 Материал разделов, отмеченных знаком *, является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других разделов.