Пояснительная записка

Данная рабочая программа по предмету «Русский язык» на 2013 – 2014 учебный год составлена для учащихся 3 класса на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  • Общеобразовательная программа «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой), допущенной Министерством образования и науки РФ.

  • Образовательная программа школы НОО МОУ СОШ № 1 р.п. Кузоватово

  • Положение о рабочей программы МОУ СОШ № 1 р.п. Кузоватово.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Программа направлена на реализацию целей обучения русскому языку в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования.

По федеральному учебному плану на программу отводится 175 часов из расчета 5 часов в неделю.

По учебному плану школы на реализацию программы отводится 210 часов из расчёта 6 часов в неделю. 1 час добавлен из части, формируемой участниками образовательного процесса при 6-дневной недели (предмет по выбору общеобразовательной организации).

Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка;

— воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.

Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:

— дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;

— обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;

— сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);

— развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме;

— способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В МОУ СОШ №1 р.п.Кузоватово на изучение русского языка отводится 6 часов в неделю, всего 210 часов (35 учебных недель).

В данной рабочей программе предусмотренот210 часов .

В рабочей программе предусмотрено проведение проверочных работ комплексного характера – 3 ч.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно – методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В результате изучения курса русского языка учащиеся 3 класса научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У третьеклассников будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Учащиеся 3 класса:

— научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

— сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

— получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом;

— в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка и родного языка у третьеклассников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

Основное содержание программы сконцентрировано в разделах: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».

В разделе «Речевое общение» продолжается формирование и развитие коммуникативно-речевых умений по каждому виду речевой деятельности. Среди них выделяются умения по чистописанию — совершенствованию техники письма (разборчивости, скорости) — средства фиксации на бумаге своих мыслей и понимания содержания чужих. В разделе «Язык как средство общения» продолжаются изучение системы языка и речевое развитие.

Сквозными темами, которые завершают изучение русского языка являются: Речевой этикет, Фонетика и орфоэпия, Графика, Чистописание, Развитие речи.

В процессе обучения используются следующие методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические (упражнения: воспроизводящие, творческие (по степени самостоятельности); устные, письменные, практические работы, проектная деятельность); методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.

В зависимости от особенностей изучаемого материала, используемых методов обучения применяются соответствующие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.

Качество освоения учащимися теоретических знаний, предметных умений и УУД выявляется в процессе диагностики, контроля и оценивания знаний, умений, УУД и компетентностей учащихся, выявляемых в процессе системы мониторинга качества образования, включающего диагностику и контроль учителя: контрольные диктанты, проверочные работы, списывание текста, работы по развитию речи, тесты, рефлексивные работы; само-, взаимоконтроль учащихся.

Для организации дифференцированного подхода в процессе обучения и при выявлении качества освоения учащимися знаниями и овладения предметными и метапредметными УУД, требования к уровню подготовки учащихся задаются в соответствии с требованиями ФГОС НОО на двух уровнях:

— учащиеся научатся;

— учащиеся получат возможность научиться.

Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;

  • понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

  • понимание сопричастности к языку своего народа (я – носитель языка), восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);

  • осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

  • адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.

  • осознания русского языка как основного средства мышления и общения;

  • восприятие русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

  • стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

  • положительная мотивация к созданию собственных текстов;

  • положительная мотивация к изучению русского языка как средства общения, к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.);

  • способности к адекватной самооценке.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

  • осознавать цели и задачи урока, темы;

  • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

  • адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

  • участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;

  • объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;

  • осуществлять само-и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по ре­зультату изучения темы;

  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания;

  • регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные

Учащиеся научатся:

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;

  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

  • строить модели слов (звуко-буквенные, морфемные), словосочетаний, предложений;

  • находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений)4

  • составлять простой план при написании творческой работы, прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);

  • владеть приёмами проверки орфограмм, общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);

  • по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;

  • преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;

  • находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: части речи; виды предложения, типы текстов;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составления текстов).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

Учащиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения ( обращение, вежливые слова);

  • озаглавливать текст;

  • задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

  • участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

  • понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;

  • подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (извинения, пожелания, побуждения других к действию .. );

  • предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ;

  • выстраивать общение со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя)

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся

Учащиеся получат возможность научиться

  • осознавать слово, предложение как главные средства языка;

  • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

  • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

  • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;

  • оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;

  • осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

  • осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

  • осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;

  • осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

  • дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);

  • находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;

  • анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;

  • вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);

  • определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

  • распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

  • каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов.

  • производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

  • использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;

  • оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;

  • дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

  • распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

  • создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике

МОУ СОШ №1 р.п.Кузоватово

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 3 Б классе учащиеся в процессе изучения русского языка овладеют общеучебными интеллектуальными умениями. Школьники выполняют задания творческого, исследовательского характера; собирают информацию в Интернет – ресурсах; готовят проектные работы. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, конкурсам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. На уроках литературного чтения ученики могут сотрудничать в парах, группах, умеют контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.

Содержание учебного предмета « русский язык»

Речевое общение(57 ч)

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (23 ч)

Речь (10 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств.

Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.

Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).

Высказывание. Текст (13 ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.

Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.

Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.

Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.

Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.

Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.

Виды речевой деятельности (коммуникативно — речевые умения)1 (34 ч)

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.

Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).

Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.

Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.

Умения:

— осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;

— говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту).

Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.

Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).

Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

Язык как средство общения (153 ч)

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке (5 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.

Фонетика и орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).

Графика*. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.

Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как СЭ, ЗЕ, ХЖ, дб, ШМ, ГР, ЯФ, пр и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.

Слово и его значение (лексика) (5 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.

Слово и его значимые части (морфемика) (19 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.

Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).

Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.

Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы— и др.), суффиксами (-онок-, —ек-, —ищ-, —тель— и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, —ек-, —ик-, —еньк-). Разбор слов по составу.

Слово как часть речи (морфология) (43 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).

Имя существительное (11 ч). Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).

Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.

Имя прилагательное (9 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).

Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.

Местоимение (6 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений – обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.

Глагол (10 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.

Служебные части речи (7 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели – предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания – частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.

Синтаксис (39 ч).

Словосочетание (13 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое вареньеваренье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.

Предложение (26 ч). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.

Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. П. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).

Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.

Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.

Правописание и пунктуация (47 ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.

Знаки препинания в конце предложений.

Развитие речи*. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.

Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.

Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.

Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):

— дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);

— близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям – свободное списывание или диктант, в целом (изложение) – с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).

Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.

Описание материально- технического обеспечение

образовательного процесса

    1. Дополнительная литература.

Желтовская Л.Я. Русский язык.3 класс: учебник для четырёхлетней нач. шк.: в 2 ч. – М.: АСТ «Астрель», 2013г.;

.Методическое пособие «Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской» (автор Л. Я. Желтовская)

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

4. Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru

5. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru

  1. http://nsc.1september.ru/- 1 сентября. Начальная школа

  2. http://www.babylib.by.ru/ — Библиотека маленького гения

  3. http://www.nachalka.com/ — Начальная школа — детям, родителям, учителям

  4. http://nachalka.info/ — Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия

  5. http://s20murmansk.ucoz.ru/index/nachalnaja_shkola/0-40 — Начальная школа

  6. it-n.ru — Сеть творческих учителей /… учителей и учеников начальной школы

Справочно- информационные программы

  1. http://ru.wikipedia.org/ — электронная энциклопедия

  2. Программа-тренажер для начальной школы

3. Информационно-коммуникативные средства.

1. Электронный учебник по русскому языку «Уроки Кирилла и Мефодия».

3. Презентации к урокам, созданные учителем.

4. Наглядные пособия.

1. Русский язык. 4 класс. Комплект таблиц по русскому языку для начальной школы.

2. Самодельные наглядные пособия.

5. Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Классная доска

4. Экспозиционный экран.

  1. Литература.

· литература для учителя:

Методическое пособие для учителя / Л.Я. Желтовская // «Обучение в 3 классе по учебнику « Русский язык». (Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование.) — М.:АСТ «Астрель», 2012 г.

Образовательный процесс в начальной школе: организация, рекомендации, информационные материалы/авт.-сост. Т. А. Кобзарёва, С. Б. Шатохина, И. Г.Судак.- Волгоград:  Учитель, 2009.

Желтовская Л.Я. Контрольные и диагностические работы к учебнику Л.Я. Желтовская «Русский язык», 3 класс.

Абросимова Е.Е., Мурашкина И.А., Сучкова С.В., Коротченкова Л.В. Комплексные задания к текстам. 3 класс. – Саратов: Лицей, 2012.

  • литература для учащихся:

.Желтовская Л.Я. Русский язык.3 класс: учебник для четырёхлетней нач. шк. : в 2 ч. – М.: АСТ «Астрель», 2013г.;

Желтовская Л.Я. Русский язык: рабочая тетрадь №1, 2 к учебнику Л.Я. Желтовской «Русский язык» 3 класс.-М.: «Астрель», 2013 г.

Абросимова Е.Е., Мурашкина И.А., Сучкова С.В., Коротченкова Л.В. Комплексные задания к текстам.3 класс. – Саратов: Лицей, 2012.

Приложение 1

Перечень используемого диагностического и практического материала

Период обучения

Количество часов

Диагностический и практический материал

(контрольные работы, практические работы, тесты, диагностические работы и т.д.)

1 четверть

48

Входной контроль. Диктант № 1

Р/р. Обучающее изложение

Р/р. Творческая работа: зарисовка уголка родной природы. (Обучающее сочинение)

Комплексная контрольная работа № 1

Контрольный диктант № 2 за 1 четверть

2 четверть

48

Списывание текста с речевой задачей

Р/р. Обучающее изложение «Зима»

Р/р. Творческая работа: составление текста загадки

Р/р. Анализ текста Н. Сладкова «Ухоронки»

Р/р. Создание текста. Изложение «Подкормим пернатых друзей»

Контрольное списывание текста

Контрольный диктант № 3 по теме «О главном»

Комплексная контрольная работа № 2

Р/р. Изложение «Инструкция изготовления елочной игрушки»

Проектная деятельность. Журнал «Проводники наших мыслей и чувств»

3 четверть

60

Р/р. Обучающее изложение

Обучение написанию текста объявления

Контрольное списывание текста

Контрольный диктант № 5 за 3 четверть

Р/р. Обучающее изложение

Р/р. Обучающее сочинение

4 четверть

54

Контрольная работа № 5 по теме «Развиваем главные мысли в текстах»

Проверочная работа.

Р/р. Обучающее изложение

Итоговая контрольная работа за год

Контрольное списывание текста

Комплексная контрольная работа № 3

Проектная деятельность. «Строим слова и предложения

Итого

210

Контрольные работы — 6, контрольное списывание – 4, развитие речи – 12, комплексные контрольные работы — 3

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Речевое общение

57

1.1

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений

23

1.1.1

Речь

10

1.1.2

Высказывание. Текст

13

Речевой этикет*

1.2

Виды речевой деятельности (коммуникативно — речевые умения)

34

2

Язык как средство общения

153

2.1

Общие сведения о языке

5

2.2

Фонетика и орфоэпия*

Графика*

Чистописание*

2.3

Слово и его значение (лексика)

5

2.4

Слово и его значимые части (морфемика)

19

2.5

Слово как часть речи (морфология)

43

2.5.1.

Имя существительное

11

2.5.2.

Имя прилагательное

9

2.5.3

Местоимение

6

2.5.4.

Глагол

10

2.5.5.

Служебные части речи

7

2.6

Синтаксис

39

2.6.1.

Словосочетание

13

2.6.2.

Предложение

26

2.7.

Правописание и пунктуация

47

Развитие речи*

Итого

210

Материал, отмеченный знаком *, является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других разделов.

1 Коммуникативно-речевые умения формируются на базе текстов и высказываний, типы, жанры и тематика которых указаны выше, в подразделе «Текст».

2 Материал разделов, отмеченных знаком *, является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других разделов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here