МОУ Ватутинская средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов имени Д.В.Рябинкина

Разработка урока по русскому языку в 3 «Б» классе

«Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу»

Учитель первой квалификационной категории

Лукьянчикова Александра Валерьяновна

Цель урока: познакомить с именами прилагательными,близкими ипротивоположными по значению(антонимами и синонимами)

Задачи урока:

  • систематизировать знания об имени прилагательном,как части речи;

  • ввести понятия «антонимы», «синонимы»;

  • упражнять в подборе антонимов и синонимов, учить отличатьантонимы от синонимов;

  • развивать навыки анализа и синтеза,коммуникативныенавыки;

  • развивать внимание и различные виды памяти;

  • развивать культуру устной и письменной речи;

  • совершенствовать навыки чтения;

  • воспитывать интерес к изучению русского языка;

  • воспитывать толерантность.

Тип урока:урок формирования новых знаний

Используемые технологии:

  • работа в парах,

  • технология работы в группах,

  • игровые технологии

  • исследовательские технологии.

Оборудование:

1.Т.Г.Рамзаева «Русский язык 3 класс».

2.П.А. Грушников «Орфографический словарик».

3. Мультимедийный комплект.

4. Раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут

меня Александра Валерьяновна, а свами я познакомлюсь в течение урока.

Начнём урок с каллиграфической минутки.

  1. Каллиграфическая минутка.

Рр ра ре ру

(Показ начертанийсоединений учителем.)

работа ребята русский(письмо словарных слов)

(Определить контрольный момент, подчеркнуть орфограмму.)

  1. Словарная работа.

-А теперь познакомимся с новым словарным словом.

Отгадайте загадку:

Дышит, питается, растёт,

А ходить не может.

-Верно, это растение. А как правильно пишется это слово,узнаем из орфографического словарика, который лежит на ваших партах. С такими словарями работают мои ученики.В этом словаре слова располагаются по алфавиту. Откройте словарик на странице с закладкой на букве «Р» и ищите слово.Кто первым найдёт слово, скажет на какой странице и в каком столбике, чтобы все ребята нашли и увидели, как пишется это слово.

На доске появляется запись:

растениие (выделение орфограмм)

-Придумайте, пожалуйста, родственные слова.

Запись дополняется:

растение растёт растительный

-Найдите и назовите имя прилагательное. Составьте с любым словом,

записаннымна доске, словосочетания.

  1. Актуализация опорных знаний.

-А теперь давайте найдём имена прилагательные в таком тексте.

(На доске появляется отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Урок родного языка»). Ученик читает текст.

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

Заняты школьники делом-

Пишут по белому чёрным,

Пишут по чёрному белым,

Перьями пишут и мелом:

«Нам не нужна Война!»

-Это замечательное стихотворение С.Я. Маршак написал после окончания

Великой Отечественной войны. Для детей,переживших лишения войны,

нет большего желания,чем мирная жизнь. Мы с вами знаем о войне из

книг, фильмов, рассказов ветеранов, но тоже очень хотим, чтобыв мире

никогда не было войны.

— Вспомните,пожалуйста, какая часть речи называется именем

прилагательным?

-На какие вопросы отвечает?

-С какой частью речи связано в предложении?

-Найдите подтверждение этому в тексте стихотворения.

— Что можно сказать о других прилагательных?

— Да,они не связаны с именем существительным, они связаны друг с

другом. По какому признаку? Их можно сравнить.

  1. Изучение нового материала.

  1. Наблюдение над языковым материалом.

— Мы вспомнили,что имя прилагательное называет признак предмета. А

как вы думаете,по каким признакам можно сравнить предметы?У нас

есть помощники.

— Назовите, кого или что вы увидите,укажите их признаки.

( На экране появляются картинки).

— Предметы можно сравнить по величине, вкусу, размеру, цвету.

  1. Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке мы и узнаем ,что в русском языке есть специальные

слова, которые помогают сравнивать предметы.

  1. Введение термина «антонимы».

— Откройте, пожалуйста, учебники на странице 51, найдите упражнение

477.Прочитайте задание.

Чтение первого текста.

— Как называется текст? О чём узнали из него? Какое настроение после

чтения этого текста? Вот это изображение поможет лучше представить

состояние природы перед дождём – краски мрачные.

Чтение второго текста.

— Как называется текст? О чём узнали из него? А теперь какое

настроение? А вот как изменилось изображение после дождя, можно

сказать, оно посветлело.

— Чем похожи и чем отличаются эти тексты?

-Одни и те же имена существительные употребляются с разными

именами прилагательными.

— Давайте выпишем получившиеся пары.

Грустное настроение – радостное настроение

холодный ветер – тёплый ветер

тяжёлые облака – лёгкие облака

сильные раскаты – слабые раскаты

— Что вы заметили?

— Узнаем, как называются такие слова. Прочитайте правило на странице

51.

(Правило читает ученик, затем все ученики.)

-Такое название противоположных по смыслу слов возникло неслучайно:

в переводе с греческого языка «антоним» можно перевести так – anti

против, оnima – имя.

  1. Упражнения на закрепление.

-А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Наоборот».

Я буду называть имена прилагательные, а вы подбирайте к ним

антонимы и записывайте их в кроссворд.

горький, высокий, тонкий, добрый, полезный, смелый,светлый

(сладкий, низкий, толстый, злой, вредный, робкий, тёмный)

Ученики записывают подобранные антонимы в кроссворд.

— Какое слово сложилось из букв?

— Какие слова называются антонимами?

  1. Физминутка.

— Мы славно поработали,давайте отдохнём.

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны –

Признаки предметов

Называешь ты.

Очень замечательное,

Имя прилагательное

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

  1. Введение понятия «синонимы».

— Отгадайте,о ком идёт речь в загадке?

Её узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

В шубке серенькой – зимой,

А в рыжей шубке – летом.

(Белка)

-Конечно, это белка. Подберите имена прилагательные, которые

характеризуют белку по способу её передвижения.

Давайте запишем эти слова в тетрадь.

Быстрая, шустрая , проворная белка.

— Можно ли эти слова назвать антонимами? Почему?

Для таких слов,близких по значению в русском языке тоже существует

специальное название, о котором узнайте из правила на странице 52.

(Чтение правила).

В переводе с греческого «синоним» означает «одноименный»,

«одинаковый».

7. Закрепление понятия «синонимы».

— Найдите упражнение 482. Какое задание надо выполнить?

-А выполнять задание будем в парах и по рядам:

1 ряд – первая группа слов,

2 ряд – вторая группа слов,

3 ряд – третья группа слов.

Ученики обсуждают задание, делают выводы.

В этом упражнении есть ещё задание, выполните и его.

— Какие слова называются синонимами?

  1. Работа в группах.

-Ребята, теперь вы знаете, какие слова называются антонимами и

синонимами. И я приготовила вам вот какое задание.

— Перед каждым лежит листок, переверните его и увидите, что на нём написано слово. Каждые две парты работают в одной группе. Ваша задача догадаться, что это за слова – антонимы или синонимы.

(Ученики обсуждают задание и один представитель выступает от

каждой группы)

— Какие слова оказались в группе?

Слово я вам назову.

Вы подумайте немного,

Чтобы без одной ошибки

Пару вы ему нашли.

(Учитель называет слово, прикрепляет карточку со словом на доску, просит назвать синонимы. Ученики, у которых записаны синонимы

выходят к доске,прикрепляют карточки сверху данного . Учитель

просит назвать антонимы; ребята,у которых написаны антонимы,

выходят к доске и прикрепляют карточки снизу данного слова.

Получается 7 стилизованных цветов.

1.нескладный неловкий 2. ясный солнечный

неуклюжий погожий

проворный ловкий хмурый облачный

3.отважный храбрый 4. весёлый радостный

смелый счастливый

трусливый боязливый грустный печальный

5. чистый опрятный 6. знойный горячий

аккуратный жаркий

грязный небрежный морозный холодный

7.спокойный уравновешенный

тихий

подвижный шумный

-А теперь посмотрите на наш экран — на нём появилась настоящая

весенняя полянас цветами –незабудками. Лепестки у незабудок – слова.

Догадайтесь, какие по значению слова находятся внизу? Какие слова

называются антонимами?

Догадайтесь, какие слова по значению находятся вверху? Какие слова

называют синонимами?

  1. Итог урока.

— Что нового об имени прилагательном вы узнали на сегодняшнем уроке

русского языка?

Мы славно потрудились. Мне было приятно с вами поработать сегодня.

В начале урока мы говорили с вами о настроении. А какое настроение у

вас в конце урока? Воспользуйтесь цветными карандашами и

«покажите»своё настроение.

  1. Домашнее задание: с. 51-52, правила, упр. 478.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here