Автор урока русского языка в 4 классе по программе «Гармония»: Образцова Ольга Александровна, учитель начальных классов,

МБОУ СОШ с. Арги – Паги, Тымовского района, Сахалинской области.

Тема: «Учимся решать орфографические задачи

в окончаниях имён существительных».

Тип урока: урок рефлексии

Цель: закрепить умение пользоваться алгоритмом при решении орфографических задач в окончаниях имен существительных.

Задачи: организовать работу по выполнению вслух развернутого рассуждения, необходимого для решения новой орфографической задачи.

Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Оборудование: учебник М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» 4кл. 1 часть, тетрадь- задачник, тетрадь для самостоятельных работ, интерактивная доска, презентация к уроку, толковые словари, карточки с алгоритмом, карточки со словами викторина и конкурс, музыкальная физминутка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинаю я урок.

Гости к нам пришли сегодня!

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Каким вы хотите, чтобы получился сегодняшний урок?

( Интересным, загадочным, с трудностями)

— А вы поможете мне провести такой урок?

-А что самое главное вы должны делать на уроке?

( Думать, анализировать, рассуждать, наблюдать, внимательно слушать)

III. Актуализация знаний.

— Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках?

( Мы учились писать безударные окончания имен существительных)

-Как определить безударное окончание или ударное?

— Попробуйте применить свои знания и умения, выполняя самостоятельно

упр. 218 с.60 в тетради – задачнике.

-Если у вас возникнут затруднения, куда можно обратиться?

( к карточке-помощнице)

— По какому алгоритму надо действовать, чтобы правильно написать окончания имен существительных? (расставляют карточки в нужном порядке)

Начальная форма

Род

Склонение

Проверочное слово

Окончание

-Повторим алгоритм написания безударного окончания имен существительных. Слайд №1

— Какие проверочные слова вы возьмете для каждого склонения? (- 1 скл. – рука, 2скл. – плечо, 3 скл. – грудь) Слайд №2

— Почему именно эти слова? (- Другие слова можно и забыть, а эти всегда при нас)

— Какое условие должно выполняться для проверочных слов?

(- Они должны быть того же склонения и в том же падеже, что и проверяемое слово)

— Объясните, как вы действовали, выполняя упражнение? (цепочкой)

— Поднимите руку, кто сделал все без ошибок. Молодцы! Я горжусь вами!

— А кто допустил ошибки? Какие советы вы хотите дать этим ребятам?

-Кто знает, чем отличаются друг от друга слова УЛИЦА ПЕРЕУЛОК ПЛОЩАДЬ?

IV. Выявление места и причины затруднения.

— Скажите, где у вас возникли затруднения? Почему?

(Мы еще недостаточно хорошо научились решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных)

VI. Построение проекта выхода из затруднении.

— Какую же цель вы для себя сегодня ставите?

(закрепить умение пользоваться алгоритмом при решении орфографических задач в окончаниях имен существительных)

— Кто назовет тему урока? (Решение орфографических задач в окончаниях имен существительных) Слайд №3

— Что надо делать, чтобы достичь цели?

Думать анализировать рассуждать

Наблюдать внимательно слушать сравнивать

Помогать

V. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Работа в паре

Откройте тетрадь для самостоятельных работ на с. 50

-Выполните работу, советуясь с соседом по парте. Оцените свою работу.

— Кто уверен. Что правильно выполнил свою работу? У кого есть сомнения?

— Проверяем! Слайд №4

— А теперь попробуйте составить два слова из букв

«в к т р н» «к н к р с»

Викторина Конкурс

— А что такое ВИКТОРИНА? -А что такое КОНКУРС?

-Найдите объяснение в толковом словаре.

-Выполните с объяснением у доски упр. 219 с.93

VI. Физминутка (Солнышко лучистое…..)

VII. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

(Слайд №5)

Работа в группах

(презентация—- упр. 220 с. 93, коллективные ответы на вопросы)

-Запишите ответы на вопросы в тетрадь, выделяйте окончания.

— Проверяем

На востоке, на западе, на юге, на севере, на дубе, на березе, на сирени, у черемухи, у ромашки.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполните в тетради упр.223 с.61 самостоятельно. (Найти ошибку!)

  • Как вы будете искать ошибку?

— Кто нашёл ошибку. Исправьте, обоснуйте свое мнение. Молодцы!

— А кто не справился с заданием? Какой вывод для себя вы сделаете?

IX. Включение в систему знаний.

— Скажите, а важно ли уметь писать без ошибок? Почему?

( Очень важно писать без ошибок, потому что живя в России, писать на родном языке с ошибками стыдно)

— А если вы не знаете, какую букву писать?

(Если не знаем букву, отставляем «окошко»)

-Где вам пригодятся эти знания?

-Я хочу, чтобы вы сейчас применили свои знания и написали мне записку про сегодняшний урок.

X. Рефлексия.

1.- Что закрепили сегодня на уроке?

— Как надо действовать при написании безударных окончаний имен существительных?

— Как вы считаете, мы достигли цели, которую перед собой поставили?

— Нужно ли продолжать работу над этой темой?

2. Домашнее задание т.для ср с. 50 №67 или с. 51 №68

-Выберите задание по своим силам. Кто выбрал потруднее? Почему?

— Кто решил поработать еще над алгоритмом написания окончаний и взял задание полегче? Какие причины?

-Возьмите карточки со смайликами. Покажите, довольны вы своей работой на уроке?

— Какие советы можете дать своим одноклассникам?

— С каким настроением заканчиваем урок?

(Слайд №6)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here