Горовая Татьяна Петровна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», г. Новокузнецк

Интеллект-карты –эффективный метод подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ

по русскому языку

Русский язык

9-11 классы

Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Задача учителя усложняется: как научить учиться всех обучающихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться». Чтобы научить учиться всех обучающихся, и сильных, и слабых, существует множество инновационных методов. Наиболее значимый — метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т.Бьюзена. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:

«Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

«Применяй» –составь не менее 100 интеллект-карт.

«Приспосабливай»–пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

  • Наглядность

  • Привлекательность

  • Запоминаемость

  • Своевременность

  • Творчество

  • Возможность пересмотра

Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

  • Адаптироваться к условиям ГИА и ЕГЭ

  • Задействовать оба полушария головного мозга

  • Повышать работоспособность

  • формировать общеучебные умения и навыки:

    • запоминание информации при быстром и полном обзоре темы

    • конспектирование или составление аннотаций письменных текстов

    • создание конспектов лекций, докладов, выступлений

    • написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций

  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:

  • улучшать все виды памяти

  • развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность

  • формировать орфографические и пунктуационные навыки

  • обогащать словарный запас

  • повышать результативность

Данный метод вооружит учителей инновационным способом решения актуальных проблем в процессе подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ:

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся

  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

  • активизировать деятельность

  • изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений

  • корректировать знания

Методика построения интеллект-карт

Главное достоинство метода — его универсальность. Рисовать интеллект-карты можно на бумаге или использовать компьютерную программу: ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5. Методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником:

  • В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.

  • Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней

  • На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами

  • Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы

Области применения интеллект-карт

Применение интеллект-карт на уроке разнообразно, особенно в процессе подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ:

  • Групповая работа обучающихся

  • Аннотирование

  • Конспектирование

  • Написание сочинения, доклада, реферата

  • Презентация

Групповая работа обучающихся (изучение нового материала)

1 этап:

  1. Обзорное чтение, просмотр изучаемого материала (оглавление, название разделов и параграфов, содержащиеся выводы, иллюстративный материал)

  2. Определение объёма материала, оценивание уровня его сложности

  3. Свободное извержение ассоциаций по теме занятия

  4. Построение индивидуальных интеллект-карт

  5. Обсуждение первичных представлений о теме

  6. Составление предварительной интегральной интеллект-карты

2 этап:

  1. Индивидуальное анонсное чтение элементов текста

  2. Дополнение индивидуальных интеллект-карт

  3. Обсуждение результатов анонсного чтения

3 этап:

  • Чтение наиболее сложных фрагментов текста

  • Завершение индивидуальных интеллект-карт

  • Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение

  • Завершение коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт

Аннотирование

Аннотирование – это способ индивидуального усвоения информации при работы с различными текстовыми источниками.

1 этап:

  • Просмотр источника информации (титульный лист, аннотация и оглавление, содержание, иллюстративный материал)

  • Определение собственного отношения к источнику информации, центрального образа интеллект-карты, её главных веток, которые часто совпадают с названиями разделов или глав, времени на работу с данным источником информации, объёма текста для проработки, цели

2 этап:

  • Обзорное чтение

  • Определение объёма материала

  • Оценивание уровня его сложности

  • Свободное извержение ассоциаций по теме занятия

  • Построение индивидуальных интеллект-карт

  • Обсуждение первичных представлений о теме

  • Составление предварительной интегральной интеллект-карты, отражающей структуру изучаемого текста

3 этап:

  • Чтение наиболее сложных фрагментов текста

  • Завершение индивидуальных интеллект-карт

  • Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение

  • Завершение коллективной интеллект-карты

Конспектирование

Конспектирование — это изложение собственных мыслей обучающихся по какому-либо вопросу. Это может быть:

  • Подготовка устного выступления (доклада, реферата), презентации

  • Написание эссе, сочинения, статьи

  • Подготовка к различным формам контроля: семинару, зачёту, коллоквиуму, экзамену

1. Подготовительный этап.

  • Определение цели работы, количества затраченного времени

  • Написание центрального образа будущей интеллект-карты (тема выступления, статьи, экзаменационный вопрос )

2. Основной этап:

  • Кратковременное извержение ассоциаций

  • Определение основных веток (идей) карты

  • Построение интеллект-карты

  • Полученная карта наглядно отражает представления, имеющиеся у ученика о предмете (теме) размышления.

Опыт работы показал, что использование теоретически обоснованного инновационного метода интеллект-карт в процессе подготовки к ГИА по русскому языку даёт возможность учителям обеспечивать:

  • развитие предметной компетенции обучающихся, креативности мышления

  • повышение их мотивации, качества знаний и конкурентоспособности, предметной и коммуникативной компетенций

  • выявление причины когнитивных затруднений и их коррекции

Даёт возможность обучающимся:

  • формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией

  • улучшать все виды памяти

  • развивать, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность

  • максимально повышать результативность

  • самостоятельно выявлять слабые места в знании учебного предмета

Внедрение учителями метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета, повышению результативности. И тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который определил стратегическую цель образования: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно — создавать интеллект-карты»

Список использованной литературы:

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. — М.: ИОСО РАО, 1994. — 228с.

2. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008. – 208 с.

3. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. — 120 с.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here