Технологическая карта урока

Ситдикова Милеуша Асхадулловна,

учитель начальных классов

филиала МБОУ “Новокишитская ООШ”-

Старокишитская НОШ”

Арского муниципального района

Республики Татарстан

Класс: 2

Предмет: русский язык

Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Цель:

познакомить учащихся с новой орфограммой; показать связь конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова;

научить детей делать правильный вывод о работе мягкого знака;

Предметные результаты: уметь работать с Обратным словарем; уметь дифференцировать слова с основой на шипящий по родам

Тип урока: Изучение нового материала

Основные понятия: шипящие звуки, слова с -ж,-ш, -ч,-щ на конце слов – муж.р., слова с -жь,-шь, -чь,-щь на конце слов – жен.р.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Материал: 1. Чуракова, Н. А. Русский язык 2 кл., в 3 ч. / Н. А. Чуракова. — М. : Академкнига Учебник, 2012, 1 часть, с.152-153

2. Карточки с заданиями для дифференцированной работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

ЛУУД – личностные универсальные учебные действия

РУУД — регулятивные универсальные учебные действия

ПУУД — познавательные универсальные учебные действия

КУУД — коммуникативные универсальные учебные действия

  1. Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности

Цель:создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.

Итак, друзья,

На вас надеюсь, как всегда.

Вы хороший дружный класс.

Все получится у вас!

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

II. Актуализация.

Цель: активизация опорных знаний и умений по теме, обеспечение мотивации и принятия учащихся цели учебно-познавательной деятельности

  1. Чистописание

Жж шш чч шш

  1. Словарная работа

-Какие звуки обозначают эти буквы?

— На какие две группы делятся звуки?

— Как думаете , нужен ли этим звукам мягкий знак?

Вывод:

— Вспомните, для чего нужен мягкий знак?

ь

  1. тень

  1. листья

  1. ?

— Можем ли делать третий вывод?

— Шипящие звуки: [ж], [ш], [ч’],[щ’].

— [ж], [ш] – всегда твердые, [ч’],[щ’] – всегда мягкие

— Для смягчения согласного звука.

— Для разделения согласного и гласного звуков.

— Нет

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

III. Постановка учебной задачи

Цель:формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности

— Сегодня мы еще одну тайну русского языка узнаем?

— Давайте проверим наше предположение.

— Задание на внимание: вам нужно услышать шипящий звук на конце слова и хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны.

Мышка, луч, камыш, гуашь, дочь, чудо, морж, жук, борщ, ложь, речь, щука, шашки, финиш

— Попробуйте определить род этих слов –названий предметов.

— Сформулируйте тему и цели урока.

— Правописание слов-названий предметов с шипящими на конце слова. Род слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Познавательные:

формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

IV. «Открытие» новых знаний

Цель: научиться определить род слов-названий предметов с основой на шипящий звук

Работа по учебнику. Упражнение 117, с.152

— Откройте Обратный словарь на букву Ч?

— Есть слова женского и мужского рода?

В первом столбике будем писать слова-предметы мужского рода

— Откройте Обратный словарь на букву ь. Прочитайте слова на -чь.

— Какого рода все эти слова?

-Обратите внимание, что в словаре представлены не только слова-названия предметов, но и слова-названий действий: лечь, печь, течь, стричь, помочь.

— Кто догадался, почему в словаре два раза написаны эти слова печь и течь?

-Почему другие слова написаны всего по одному разу?

-Выпишите пять любых слов-названий предметов на –чь.

— Какого рода все эти слова?

— Какой вывод вы можете сделать о работе мягкого знака?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Нет, только мужского рода

— Эти слова имеют разные значения.

— Женского рода

— Слова с основой на -чь женского рода.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные:

логические: решение проблемы, построение логической цепи

рассуждений; коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

V. Первичное закрепление

Цель: распознавать род слов-названий предметов с основой на шипящий звук

Работа по учебнику

  1. Упражнение 118 (ч.1, с. 153)

  2. Упражнение 119 (ч. 1, с. 153)

— Какой вывод можно сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на шипящие звуки?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Работают с Обратным словарем. Находят слова-названия предметов, основа которых оканчивается на –ш и -шь; -ж и –жь.

— Слова с основой на шипящие -ж,-ш, -ч,-щ – мужского рода, а с основой на шипящие -жь,-шь, -чь,-щь женского рода.

Личностные:

умение выражать мысли.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

Дифференцированная работа

Карточка 1.

Запиши правильно слова.

Детены[ш], но[ч’], бро[ш], помо[щ’], мело[ч’], пла[ч’], клю[ч’], до[ч’], ве[щ’], бор[щ’].

Карточка 2.

Запиши слова-названия предметов правильно.

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

Личностные:

применять правила делового сотрудничества.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать оценивание уч-ся собственной деятельности на уроке; умение соотносить цели урока и результаты собственной деятельности

-Какую новую тайну узнали сегодня о мягком знаке? Как пишутся слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук?

-Что было легко?

— Что было трудно?

— Что понравилось?

— Кто доволен своей работой на уроке?

-Слова-названия предметов женского рода , оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся с мягким ( ь) знаком. Слова-названия предметов мужского рода , оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся без мягкого знака.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

IX. Домашнее задание

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Учебник 1 часть, №120, с.154

Литература: 1.Чуракова, Н. А. Русский язык 2 кл., в 3 ч. / Н. А. Чуракова. — М. : Академкнига Учебник, 2012, 1-2 части.

2. Чуракова, Н. А. Русский язык : 2 кл. : методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова,
М. Л. Каленчук, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская. -М. : Академкнига/Учебник, 2012

3. Коржукова А.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 416 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here