Технологическая карта урока
Ситдикова Милеуша Асхадулловна,
учитель начальных классов
филиала МБОУ “Новокишитская ООШ”-
“Старокишитская НОШ”
Арского муниципального района
Республики Татарстан
Предмет: русский язык | |
Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
| |
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой; показать связь конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова; научить детей делать правильный вывод о работе мягкого знака; | |
Предметные результаты: уметь работать с Обратным словарем; уметь дифференцировать слова с основой на шипящий по родам | |
Тип урока: Изучение нового материала | |
Основные понятия: шипящие звуки, слова с -ж,-ш, -ч,-щ на конце слов – муж.р., слова с -жь,-шь, -чь,-щь на конце слов – жен.р. | |
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах | |
Материал: 1. Чуракова, Н. А. Русский язык 2 кл., в 3 ч. / Н. А. Чуракова. — М. : Академкнига Учебник, 2012, 1 часть, с.152-153 2. Карточки с заданиями для дифференцированной работы |
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД ЛУУД – личностные универсальные учебные действия РУУД — регулятивные универсальные учебные действия ПУУД — познавательные универсальные учебные действия КУУД — коммуникативные универсальные учебные действия | ||||||
(самоопределение) к учебной деятельности Цель:создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие. Итак, друзья, На вас надеюсь, как всегда. Вы хороший дружный класс. Все получится у вас!
|
| Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. | |||||
II. Актуализация.
Цель: активизация опорных знаний и умений по теме, обеспечение мотивации и принятия учащихся цели учебно-познавательной деятельности
|
Жж шш чч шш
-Какие звуки обозначают эти буквы? — На какие две группы делятся звуки?
— Как думаете , нужен ли этим звукам мягкий знак? Вывод: — Вспомните, для чего нужен мягкий знак?
— Можем ли делать третий вывод?
|
— Шипящие звуки: [ж], [ш], [ч’],[щ’]. — [ж], [ш] – всегда твердые, [ч’],[щ’] – всегда мягкие
— Для смягчения согласного звука. — Для разделения согласного и гласного звуков.
— Нет | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
| |||||
III. Постановка учебной задачи Цель:формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности
|
— Сегодня мы еще одну тайну русского языка узнаем? — Давайте проверим наше предположение. — Задание на внимание: вам нужно услышать шипящий звук на конце слова и хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны. Мышка, луч, камыш, гуашь, дочь, чудо, морж, жук, борщ, ложь, речь, щука, шашки, финиш — Попробуйте определить род этих слов –названий предметов. — Сформулируйте тему и цели урока. |
— Правописание слов-названий предметов с шипящими на конце слова. Род слов-названий предметов с основой на шипящий звук. | Познавательные: формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. | |||||
IV. «Открытие» новых знаний
Цель: научиться определить род слов-названий предметов с основой на шипящий звук | Работа по учебнику. Упражнение 117, с.152 — Откройте Обратный словарь на букву Ч? — Есть слова женского и мужского рода? В первом столбике будем писать слова-предметы мужского рода — Откройте Обратный словарь на букву ь. Прочитайте слова на -чь. — Какого рода все эти слова? -Обратите внимание, что в словаре представлены не только слова-названия предметов, но и слова-названий действий: лечь, печь, течь, стричь, помочь. — Кто догадался, почему в словаре два раза написаны эти слова печь и течь? -Почему другие слова написаны всего по одному разу? -Выпишите пять любых слов-названий предметов на –чь. — Какого рода все эти слова? — Какой вывод вы можете сделать о работе мягкого знака? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
— Нет, только мужского рода
— Эти слова имеют разные значения.
— Женского рода — Слова с основой на -чь женского рода. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |||||
V. Первичное закрепление
Цель: распознавать род слов-названий предметов с основой на шипящий звук
| Работа по учебнику
— Какой вывод можно сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на шипящие звуки?
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ |
Работают с Обратным словарем. Находят слова-названия предметов, основа которых оканчивается на –ш и -шь; -ж и –жь.
— Слова с основой на шипящие -ж,-ш, -ч,-щ – мужского рода, а с основой на шипящие -жь,-шь, -чь,-щь женского рода. | Личностные: умение выражать мысли. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. | |||||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий |
Дифференцированная работа Карточка 1. Запиши правильно слова. Детены[ш], но[ч’], бро[ш], помо[щ’], мело[ч’], пла[ч’], клю[ч’], до[ч’], ве[щ’], бор[щ’].
Карточка 2. Запиши слова-названия предметов правильно.
|
| Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы Личностные: применять правила делового сотрудничества. | |||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности Цель: организовать оценивание уч-ся собственной деятельности на уроке; умение соотносить цели урока и результаты собственной деятельности
| -Какую новую тайну узнали сегодня о мягком знаке? Как пишутся слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук?
-Что было легко? — Что было трудно? — Что понравилось? — Кто доволен своей работой на уроке? | -Слова-названия предметов женского рода , оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся с мягким ( ь) знаком. Слова-названия предметов мужского рода , оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся без мягкого знака. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. | |||||
IX. Домашнее задание Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.
| Учебник 1 часть, №120, с.154 |
|
|
Литература: 1.Чуракова, Н. А. Русский язык 2 кл., в 3 ч. / Н. А. Чуракова. — М. : Академкнига Учебник, 2012, 1-2 части.
2. Чуракова, Н. А. Русский язык : 2 кл. : методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова,
М. Л. Каленчук, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская. -М. : Академкнига/Учебник, 2012
3. Коржукова А.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 416 с.