Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия№5» г.Брянска
Тематическое планирование уроков
русского языка в 7 классе
( по УМК под. ред. С.И.Львовой)
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2010
Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по УМК С.И.Львовой.
Всего 170 урока. Из них развития речи 32.
ТЕМА | ТИП УРОКА | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, УПОТРЕБЛЕНИЕ ЯЗЫКО-ВЫХ ЕДИНИЦ В РЕЧИ | п-ф уч-ка, худ.лит. | |
1 | Язык как развивающееся явление | комбинированный | чтение, составление плана, пересказ, беседа, викторина, осложненное списывание, устное высказывание, работа с этимологическим словарем, сочинение-миниатюра | этимология, эволюция языка, морфемный состав, нормы языка | п. 1 |
2-3 | Фонетика и орфоэпия | комбинированные | разные виды диктантов, фонетический и орфоэпический разборы, решение лингвист. задач, осложненное списывание, устное высказывание, сочинение-миниатюра, тестирование | различные виды омонимов, звукопись, | п. 2 |
4 | Словообразование самостоятельных частей речи | комбинированный | разные виды диктантов, морфемный и словообразовательный разборы, решение лингвистических задач, осложненное списывание, устное высказывание, сочинение-миниатюра, тестирование | словообразование, самостоятельные части речи, семантический и словообразовательный анализ | п. 3
|
5 | Морфологические и неморфологические способы образования слов | комбинированный | устное высказывание, составление таблицы, выразительное чтение, работа со словарями, осложненное списывание, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа | лексическое значение, корневые чередования, связанные корни | п. 3 |
6 | Словообразование наречий. Приставочный способ образования наречий | комбинированные | устное высказывание, составление и анализ схемы, работа со словарями, разные виды диктантов, тестирование, изложение-миниатюра, | префикс, поморфемное письмо | п. 3 |
7 | Суффиксальный способ образования наречий | комбинированные | контрольный словарный диктант, решение лингвистических задач, викторина, самостоятельная работа | чередование в суффиксах, словообра-зовательная пара, суффиксы оценки | п. 3 |
8 | Основные модели приставочно-суффиксального способа образования наречий | комбинированный | чтение, беседа, словарно-орфографическая работа, анализ учебно-научного текста, подбор ключевых слов, составление плана, пересказ, запись текста изложения | учебно-научный стиль, литературоведческие понятия | п. 3 |
9 | Сложение как способ образования наречий | комбинированные | разные виды диктантов, лингвистический эксперимент, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, тестирование | формообразующие морфемы, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо | п. 3
|
10 | Проверочная работа по теме «Словообразование самостоятельных частей речи» | урок контроля | выполнение проверочной работы |
| п.3 |
11 | Лексика и фразеология. Особенности лексического значения слова. Смысловая связь разных слов в языке | путешествие | беседа, устное высказывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, выразительное чтение, устное высказывание, осложненное списывание | смысловая связь слов, стилистическое единство лексики, | п. 4 |
12 | Особенности употребления слов в речи. Происхождение слов | комбинированный | беседа, письмо по памяти, работа со словарями, изложение-миниатюра, выразительное чтение, устное высказывание, осложненное списывание |
|
|
13 | Основные лексические нормы русского литературного языка | комбинированный | тестирование, решение лингвистических задач, тестирование, работа со словарями, сочинение-миниатюра, конструирование предложений, устное высказывание, осложненное списывание | паронимы | п. 4 |
14 | Проверочная работа по теме «Лексика и фразеология» | урок контроля | выполнение проверочной работы |
|
|
15 | Система самостоятельных частей речи в русском языке | комбинированный | контрольный словарный диктант, устное высказывание, беседа, лингвистический эксперимент, морфологический разбор, разные виды диктантов, заполнение таблицы, | самостоятельные и служебные части речи | п. 5 |
16-17 | Склоняемые части речи. Их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | комбинированный | контрольный словарный диктант, тестирование, морфологический разбор, разные виды диктантов, осложненное списывание, заполнение таблицы, письмо по памяти, работа со словарями, сочинение-миниатюра | морфологический разбор, морфологические нормы | п. 5 |
18-19 | Глагол и его формы | комбинированные | различные виды диктантов, сочинение-миниатюра на лингвистическую тему, осложненное списывание, лингвистическое исследование, составление таблицы, тестирование | различение причастий и деепричастий | п. 5 |
20 | Синтаксис: основные виды словосочетаний по способу выражения главного слова | комбинированный | разные виды чтения, устное высказывание, различные виды разборов, осложненное списывание, лингвистическое исследование, составление таблицы | именные, глагольные, наречные словосочетания, типичные модели словосочетаний | п. 5 |
21 | Синтаксис: виды предложений | комбинированный | устное высказывание, синтаксический и пунктуационный анализ, разные виды диктантов, осложненное списывание, конструирование предложений
|
| п. 5 |
22 | Правописание приставок | практикум | устное высказывание, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, самостоятельная работа | префикс, поморфемное письмо | п. 6 |
23-24 | Правописание корней | практикум | устное высказывание, выразительное чтение, работа со словарями, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа | лексическое значение, корневые чередования, связанные корни | п. 6 |
25-26 | Правописание суффиксов | практикум | беседа, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, изложение-миниатюра, самостоятельная работа | чередование в суффиксах, словообра-зовательная пара, суффиксы оценки | п. 6 |
27-28 | Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях | практикум | самостоятельная работа, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение -миниатюра |
| п. 6 |
29 | Правописание окончаний | практикум | разные виды диктантов, лингвистический эксперимент, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, тестирование | формообразующие морфемы | п. 6 |
30 | Слитные, раздельные и дефисные написания | практикум | разные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, изложение-миниатюра |
| п. 6 |
31-32 | Слитное и раздельное написание не с причастиями и деепричастиями | практикум | контрольный словарный диктант, разные виды диктантов, осложненное списывание |
| п. 6 |
33 | Знаки препинания, их функции | комбинированный | лингвистический эксперимент, разные виды диктантов, синтаксический и пунктуационный разборы, осложненное списывание, устное высказывание, сочинение-миниатюра, | одиночные и парные знаки препинания, разделительные и выделительные знаки препинания | п. 7 |
34 | Знаки препинания в простом осложненном предложении | практикум | беседа, текстоведческий анализ, разные виды диктантов, осложненное списывание, устное высказывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, тестирование | простое и сложное предложение | п. 7 |
35 | Знаки препинания в сложном предложении | практикум | беседа, составление плана, анализ схем, письмо по памяти, составление и запись текста | простое и сложное предложение, союзное и бессоюзное, сложносочиненное и сложноподчиненное придаточная часть, подчинительные союзы | п. 7 |
36 | Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге | практикум | беседа, устное высказывание, письменный ответ на вопрос, составление диалога, инсценировка | интервью, пунктуационное оформление прямой речи и диалога | п. 7 |
37-38 | Пунктуационный и орфографический практикум | практикум | разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, тестирование, конструирование предложений |
| п. 7 |
39-40 | Правильное употребление самостоятельных частей речи | комбинированные | выразительное чтение, беседа, устное высказывание, викторина, лингвистическая игра, редактирование текста | орфоэпические, грамматические и лексические нормы | п.8 |
41-42 | Контрольный диктант и его анализ по теме «Правописание: орфография и пунктуация» | урок контроля | написание контрольного диктанта и его анализ |
|
|
43 | Текст как произведение речи | развитие речи | контрольный словарный диктант, чтение, беседа, устное высказывание, пересказ, создание и редактирование текста | разные виды планов, логика изложения материала | п.9 |
44 | Сочинение-описание по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» | развитие речи | беседа, текстоведческий анализ, искусствоведческий анализ, составление плана, запись ключевых слов, определение темы и идеи | пейзажная живопись, вертикальное и горизонтальное положение полотна, эскиз картины, романтический образ | п.9 |
45 | Точность и логичность речи | развитие речи | письменный пересказ текста, устное высказывание, текстоведческий анализ | зачин, концовка, | п.10 |
46 | Правильность и выразительность речи | развитие речи | различные виды чтения, беседа, устное высказывание, текстоведческий анализ, сочинение-миниатюра |
| п.11 |
47 | Связь предложений в тексте | развитие речи | чтение, беседа, формулировка вопросов, анализ предложенных текстов, редактирование текста, конструирование предложений | повтор однокоренных слов, лексический повтор как средство выразительности | п.11 |
48-49 | Изложение с языковым анализом по тексту художественного стиля | развитие речи | чтение, беседа, языковой анализ, подбор ключевых слов, составление плана, пересказ, написание изложения | языковой анализ, лигвистический анализ, стилистический анализ | п.11 |
50 | Фонетические и словообразовательные средства выразительности | развитие речи | разные виды чтения, пересказ, беседа, лингвистический анализ, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ | фонетическая и интонационная система русского языка | п.11 |
51 | Лексические средства выразительности | развитие речи | разные виды чтения, пересказ, беседа, анализ лексических средств, письмо по памяти, конструирование предложений, текстоведческий анализ | лексическая синонимия, каламбур | п.11 |
52 | Морфологические средства выразительности | развитие речи | устное высказывание, беседа, анализ средств связи предложений, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ | грамматическая синонимия | п.11 |
53 | Синтаксические средства выразительности | развитие речи | тестирование, беседа, анализ средств связи предложений, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ | многосоюзие, попарное соединение, фигуры речи | п.11 |
54 | Рассуждение как тип речи | развитие речи | чтение, беседа, составление плана, высказывание на лингвистическую тему, изложение-миниатюра | рассуждение-размышление, рссуждение-доказательство | п.12 |
55 | Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему | развитие речи | разные виды чтения, пересказ, беседа, анализ лексических средств, письмо по памяти, конструирование предложений, текстоведческий анализ
| композиция рассуждения | п.12 |
55 | Сочетание разных типов речи в тексте | развитие речи | типологический анализ текста, разные виды чтения, пересказ, беседа, анализ средств связи предложений, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ | типологический анализ текста | п.13 |
56 | Изложение с типологическим анализом по тексту упр. 470 | развитие речи | чтение, беседа, типологический разбор, подбор ключевых слов, составление плана , пересказ, написание изложения | типологический анализ текста | п.13 |
57 | Публичное выступление на морально-этическую тему | развитие речи | чтение, определение ключевых слов, составление плана, написание, редактирование и выступление | жанры публицистического стиля |
|
58-59 | Сочинение-рассуждение по данному тексту | развитие речи | чтение, формулировка и комментарий проблемы, выделение ключевых слов, составление плана, написание сочинения, редактирование | композиция рассуждения, цитирование |
|
60-61 | Общее значение наречий и их употребление в речи | комбинированные | письменный пересказ текста, выборочное чтение, работа со словообразовательным словариком, конструирование словосочетаний, устное высказывание, осложненное списывание, объяснительный диктант | синтаксическая функция наречий, типичные суффиксы, | п.14 |
62-65 | Разряды наречий по значению | комбинированные | беседа, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, решение проблемных задач, составление таблицы, тестирование | морфологический разбор наречия, местоименные наречия | п.15 |
66-67 | Различение наречий и слов категории состояния | комбинированные | разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра | предикативные наречия, предложно-падежные сочетания | п.15 |
68-71 | Степени сравнения наречий | комбинированные | разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, тестирование
| сравнительная и превосходная степень | п.16 |
72 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ( упр. 521) |
| чтение, выделение ключевых слов, составление плана, сжатый пересказ, написание и редактирование сочинение |
|
|
73-77 | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий | практикум | контрольный словарный диктант, разные виды диктантов, тестирование, устное высказывание, осложненное списывание, письмо по памяти, составление таблицы, сочинение-миниатюра, | слова, усиливающие отрицание, наречия меры и степени | п. 17 |
78 | Сочинение-рассуждение по тексту «Где живет совесть?» (упр.577) | развитие речи | чтение, выделение ключевых слов, составление плана, сжатый пересказ, написание и редактирование сочинения |
| п. 17 |
79-81 | Слитное или раздельное написание НЕ с наречиями | практикум | беседа, разные виды диктантов, тестирование, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, письменный ответ на вопрос, тестирование | слова, усиливающие отрицание, наречия меры и степени | п. 17 |
82-84 | Правописание суффиксов наречий | практикум | тестирование, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра |
| п. 17 |
85 | Сочинение-рассказ по данному началу с лингвистическим заданием (упр.588) | развитие речи | чтение, беседа, подбор ключевых слов, составление простого и сложного плана, наблюдение над языковыми явлениями, составление текста и запись его |
|
|
86-88 | Употребление Ь в наречиях | практикум | контрольный словарный диктант, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, письменный ответ на вопрос, тестирование | Ь после шипящих в словах разных частей речи | п. 17 |
89 | Сжатое изложение по тексту упр. 587 | развитие речи | выразительное чтение, выделение ключевых слов, составление плана, сжатый пересказ, написание изл-я |
| п. 17 |
90-91 | Контрольный диктант и его анализ по теме «Правописание наречий» | урок контроля | написание и анализ контрольного диктанта |
|
|
92-93 | Правильное употребление наречий | урок словесности | разные виды чтения, различные виды разборов, лингвистическое исследование, осложненное списывание, конструирование предложений, редактирование текста, сжатое изложение | орфоэпические, грамматические, лексические нормы | п. 20 |
94 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ( упр. 639) | развитие речи | чтение, беседа, работа со словарями и справочниками, устное высказывание, пересказ, создание и редактирование текста
|
|
|
95-96 | Синтаксическая роль наречия в словосочетании и предложении | урок словесности | чтение, беседа, викторина, лингвистическая игра, лингвистический анализ, редактирование текста, письменный ответ на вопрос | стилистическая роль наречий | п.18 |
97-98 | Урок-семинар по теме «Наречие» | урок словесности | сообщения учащихся, составление вопросов, выразительное чтение, беседа, тестирование, лингвистическая игра, лингвостилистический анализ, конструирование предложений, сочинение-миниатюра | стилистическая окраска | п.19 |
99 | Роль служебных частей речи | комбинированный | тестирование, работа со словарями, сочинение-миниатюра, конструирование предложений, устное высказывание, осложненное списывание, сравнительный анализ языковых явлений | формообразующие частицы | п.21 |
100 | Предлог как служебная часть речи | практикум | самостоятельная работа, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение -миниатюра | предложные словосочетания, грамматические значения предлогов | п.22 |
101 | Разряды предлогов | практикум | разные виды диктантов, лингвистический эксперимент, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, тестирование | пространственные значения предлогов | п.23 |
102 | Сжатое изложение по тексту упр. 708 | развитие речи | чтение, беседа, типологический разбор, подбор ключевых слов, составление плана , пересказ, написание изложения |
| п.21 |
103-104 | Правописание производных предлогов | практикум | устное высказывание, выразительное чтение, работа со словарями, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа | устойчивые сочетания, созвучные сочетания | п.24 |
105 | Предлог в словосочетании, предложении и тексте | урок словесности | разные виды чтения, пересказ, беседа, лингвистический анализ, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ | прием повтора предлога | п.25 |
106 | Союз как служебная часть речи | практикум | лингвистический эксперимент, самостоятельная работа, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение -миниатюра | экспрессивное использование союзов | п.26 |
107-109 | Разряды союзов | практикум | разные виды диктантов, лингвистический эксперимент, осложненное списывание, работа со словарями, составление таблицы, сочинение-миниатюра, тестирование
| изъяснительные и обстоятельственные союзы, союзные слова | п.27 |
110-114 | Правописание союзов | практикум | устное высказывание, выразительное чтение, работа со словарями, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа
| составные союзы | п.28 |
115-116 | Подробное изложение с творческим заданием | развитие речи | чтение, беседа, текстоведческий анализ, работа со словарями и справочниками, устное высказывание, пересказ, создание и редактирование текста, написание изложения |
| п.28 |
117-118 | Союз в предложении и тексте | урок словесности | разные виды чтения, различные виды разборов, лингвистическое исследование, осложненное списывание, конструирование предложений, редактирование текста, сжатое изложение | одиночные, повторяющиеся и двойные союзы, текстообразующая роль союзов | п.29 |
119-120 | Контрольная работа и ее анализ по теме «Правописание союзов» | урок контроля | написание контрольного диктанта и его анализ |
| п.21-29 |
121-122 | Частица как служебная часть речи | комбинированный | письменный пересказ текста, выборочное чтение, работа со словообразовательным словариком, конструирование словосочетаний, устное высказывание, осложненное списывание, объяснительный диктант | формообразующие и смысловые союзы | п.30 |
123-124 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | комбинированный | разные виды диктантов, лингвистический эксперимент, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, тестирование |
| п.30 |
125-126 | Правописание частиц | практикум | устное высказывание, выразительное чтение, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение-миниатюра |
| п.31 |
127-128 | Правописание частиц НЕ и НИ | практикум | тестирование, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, высказывание на лингвистическую тему, сочинение-миниатюра, высказывание на лингвистическую тему | усилительное значение, усиление утверждения | п.31 |
129-134 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи | практикум | тестирование, решение лингвистических задач, тестирование, работа со словарями, сочинение-миниатюра, конструирование предложений, устное высказывание, осложненное списывание
|
| п.31 |
135 | Изложение с элементами сочинения по упр. 879 | развитие речи | чтение, беседа, работа со словарями и справочниками, устное высказывание, пересказ, создание и редактирование текста | эпиграф, афоризм, идиомы | п.31 |
136 | Роль частиц в речи | комбинированный | письменный пересказ текста, выборочное чтение, выразительное чтение, устное высказывание, осложненное списывание, объяснительный диктант |
| п.31 |
137-138 | Роль частиц в предложении и тексте | урок словесности | разные виды чтения, пересказ, беседа, лингвистический анализ, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ, тестирование, решение лингвистических задач
| экспрессивное использование частиц | п.32 |
139-143 | Правильное употребление предлогов, союзов, частиц | практикум | разные виды чтения, различные виды разборов, высказывание на лингвистическую тему лингвистическое исследование, осложненное списывание, конструирование предложений, редактирование текста, сжатое изложение | многосоюзие, бессоюзие, двойное отрицание | п.33 |
144-145 | Практикум» Правописание служебных частей речи» | практикум | тестирование, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра |
|
|
146-147 | Зачет по теме «Служебные части речи | урок контроля | проведение зачета и анализ результатов |
|
|
148-149 | Междометия и звукоподражательные слова | практикум | письменный пересказ текста, выборочное чтение, лингвистический эксперимент, устное высказывание, осложненное списывание, объяснительный диктант, свободный диктант | формулы речевого этикета | п.34 |
150 | Звукоподражательные слова | практикум | тестирование, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра | звукоподражательные слова | п.34 |
151 | Омонимия и многозначность. | урок словесности | решение лингвистических задач, тестирование, сочинение-миниатюра, конструирование предложений, устное высказывание, осложненное списывание
| омофоны, омографы, омоформы | п.35 |
152-153 | Использование омонимии как средства художественной выразительности | урок словесности | разные виды чтения, различные виды разборов, лингвистическое исследование, осложненное списывание, конструирование предложений, редактирование текста, сжатое изложение
|
| п.35 |
154-156 | Разграничение грамматических омонимов | практикум | устное высказывание, выразительное чтение, работа со словарями, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа, свободный диктант, | словарь омонимов | п.35 |
157-158 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | развитие речи | разные виды чтения, пересказ, беседа, составление плана, запись ключевых слов, высказывание на лингвистическую тему, лингвистический анализ, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ | композиция рассуждения на лингвистическую тему | п.35 |
159-162 | Нормы орфографии | практикум | различные виды диктантов, выборочное чтение, конструирование словосочетаний, осложненное списывание, объяснительный диктант, орфографическое чтение
|
| п.36 |
163-165 | Нормы пунктуации | практикум | тестирование, решение лингвистических задач, тестирование, работа со словарями, сочинение-миниатюра, конструирование предложений, устное высказывание, осложненное списывание, пунктуационное чтение
|
| п.36 |
166-167 | Итоговая контрольная работа и ее анализ | урок контроля | написание контрольного диктанта и его анализ
|
|
|
168-169 | Итоговый урок-праздник «Я люблю русский язык!» | развитие речи | различные виды чтения, инсценировки, конкурсы, просмотр видеофильма
|
|
|
170 | Урок-конкурс «Кто лучше знает русский язык» | развитие речи | конкурс, сообщения учащихся |
|
|