МАОУ Чурилковская средняя общеобразовательная школа
Урок чтения в 1 классе
«Гласный звук а, буквы А, а »
(программа «Школа России»)
Подготовила и провела
Арсютина Наталия Ивановна
учитель начальных классов
Цель: продолжать формировать умение выделять звук а в речи.
Задачи: учиться выделять звук а из речи, общаться, слушать и слышать, строить высказывания о пользе чтения, вспомнить содержание сказки по серии картинок, читать предложение с восклицательной интонацией.
Оборудование: коробка, картинки: Айболит, заяц, волк, медведь, лиса, Алёнушка, Иванушка, роза, ирис, астра, мак, тюльпан; схемы слов; дерево настроения, яблочки.
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы урока.
Учиться говорить чётко, ясно, чтобы нас понимали.
Оглянись вокруг и увидишь ты вдруг,
Что много чудес на свете.
Рады им все, рады всегда
И взрослые, и дети.
-
Работа по теме урока.
Итак, ребята, чудеса начинаются. Я открою вам тайну – эта коробка вчера была тыквой. Мне её подарила знакомая волшебница. Давайте проверим, что лежит в моей коробке.
Загадка.
Кто лечит птичек и зверей
И любит очень он детей?
Микстуру сладкую даёт
И проверяет им живот?
(Айболит)
— Кто такой Айболит?
— Кто придумал этого сказочного героя?
(К. Чуковский)
Достаю следующие картинки:
заяц, волк, медведь, лиса.
(вывешиваю на доске)
— Что случилось со зверями? (Звери заболели)
— Куда они пришли? (Они пришли к Айболиту)
— Что делает Айболит? (Айболит лечит зверей)
— Что мы составили? (Мы составили рассказ)
— Из чего состоит рассказ? (Рассказ состоит из предложений)
— Кто сможет повторить рассказ? (Помогаю ребёнку)
— Сколько предложений в нашем рассказе?
— Назовите первое предложение.
— Назовите второе предложение.
— Назовите третье предложение.
— Почему такое интересное имя у Айболита? (Звери, когда приходят к нему, говорят: «Ай, болит»)
— Назовите последнее предложение.
— Айболит лечит зверей.
— Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)
— Сколько слов в предложении? (В предложении три слова)
— Составим схему предложения. Назовите первое слово.
— Назовите второе слово.
— Назовите третье слово.
— Что мы знаем о предложении ? (Первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится точка)
— Как пишутся слова в предложении? (слова в предложении пишутся раздельно)
— Кто последним пришёл к Айболиту? (Последней пришла лиса)
— Что мы сказали? (Мы сказали слово)
— Начертим схему этого слова.
— Сколько слогов в слове лиса?
— Назовите первый слог.
— Что слышите ? (Слышим слияние)
— Назовите второй слог.
— Что слышим? (Слияние)
— Позовём лису.
— Найдите место буквы а в слове лиса.
— Впишем остальные буквы, кто может.
— Зверятам больно. Они плачут. Прочитаем, что они произносят при этом.
А – а – а!
— Почему в конце предложения стоит ! ? (Предложение произносится с чувством)
Игра «Найди звук».
— Поможем Айболиту вылечить зверей.
Я называю зверей, которые приходят к Айболиту, если есть звук а, вы хлопаете в ладоши, если звука а нет — тишина.
Заяц, волк, медведь, жираф, тигр, пантера, зебра.
-
Физкультминутка.
Хлопай, Мишка, топай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
Достаю из коробки Алёнушку (картинку).
— Из какой сказки этот герой? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
— Ребята, а где же Иванушка? (Он превратился вы козлёночка)
— Составим предложение по схеме:
.
(Алёнушка плачет)
— Прочитаем предложение.
— А – а – а!
— Поможем козлёночку снова превратиться в Иванушку.
— На какие две группы можно разделить всех животных, которые есть на доске?
(Дикие и домашние)
— Назовите диких животных.
— Почему их называют дикими?
— Назовите домашних животных?
— Почему их называют домашними?
— Порадуем Алёнушку, соберём для неё букет
Соотнесите картинки со схемами.
Роза, ирис, астра, мак, тюльпан.
(Дополнительно: найти место буквы а)
-
Оценим себя.
Дерево настроения.
— Если вам понравилось, как вы работали на уроке, то возьмите красное яблочко,
если не очень – то жёлтое яблочко,
если не понравилось – то зелёное яблочко.
Эти яблочки мы прикрепим к дереву настроения.
Всем спасибо. Урок окончен.
Литература
-
В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
-
В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. Обучение грамоте. Поурочные разработки. 1 класс. – М.: Просвещение, 2009.
-
О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. Добукварный, букварный, послебукварный периоды. Новый комплект уроков. – М.: ВАКО, 201.
Используемые материалы
http://www.stihi.ru/2011/04/23/1974 Доктор Айболит
http://www.ermak-k.ru/shop/1221/126493/ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
http://art5.karelia.pro/?image=60409 мак
http://www.xrest.ru/preview/122675/ роза
http://sevelina.ru/glitter/blestyashkityulpanyot-kati/ тюльпан
http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=9103&catalogid=1043
http://beon.ru/duels/nastya20107-name121212-1.shtml яблоко зелёное
http://voobrazharium.com/catalog/aromes.html яблоко красное
http://psoranet.org/topic/4630/page__st__240 яблоко жёлтое
http://images.yandex.ru дерево настроения
http://images.yandex.ru астра
http://blogs.privet.ru/user/don_rumata_543/98460218 заяц
http://www.openclass.ru/node/185523