1) ФИО: Янчева Анна Николаевна
2) Учитель начальных классов
3) МБОУ СОШ №83 г. Краснодар
Тема: Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. Обобщение и закрепление.
Задачи:
— повторить изученные орфограммы, правила написания букв безударных гласных звуков, парных по звонкости — глухости согласных звуков, способы их проверки;
— развивать речь учащихся, мышление, коммуникативность;
— прививать интерес к языку.
Оборудование:
1. учебник «Русский язык». 2 класс. 1 часть. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина,
2. рабочая тетрадь. 1 часть. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина,
3. карточки для саморефлексии,
4. компьютер,
5. экран,
6. электронное приложение к учебнику,
7. изображение Совенка,
8. словари.
Ход урока.
I. Организационный момент
— приветствие гостей
— подготовка рабочих мест
— положительное настроение (поворот друг к другу, пожатие рук, пожелание удачи, улыбка в подарок).
II. Актуализация знаний.
1. Чистописание. Загадка совенка Ктототама:
— Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
— Это язык.
Язык — многозначное слово. Какое значение вы знаете?
— Язык — это орган речевого аппарата.
Язык — это средство общения.
Вывод:
Прекрасен русский язык. Мы говорим на нем, слышим речь на нем, изучаем, но сколько интересного впереди.
— В слове язык есть буква, которая в начале слова, после гласных букв, после ь и ъ знаков, обозначает 2 звука.
— Какая это буква?
— Какие 2 звука?
— Совершенствуем навык письма в одну линию.
— Спишите с доски буквосочетания, соблюдайте наклон, параллельность элементов, нужную высоту, правильное соединение.
— Заглавная и строчная буква я.
Яя яд ля вя яма тя бя яз Яша
— Назовите буквосочетания, которые являются словами. Назовите орфограмму (яд).
— Давайте определим в них количество букв и звуков. ( 1 ученик к доске)
— В слове Яша — самостоятельно.
Самооценка: обведите в кружок лучшие, на ваш взгляд, написания.
— Прочитайте предложение и запишите по памяти.
Язык — одежда всех мыслей
— Как вы понимаете это выражение? (Благодаря языку можно выразить любую мысль)
— Докажите, что это предложение!
— Поставьте ударение и подчерните безударную гласную в словах язык, одежда.
— Это орфограмма.
— Что мы должны помнить про написание безударных гласных?
Правило!
— Можно ли проверить эти безударные гласные? (Нет.)
— Почему? (Это слова с непроверяемыми написаниями. Их надо запоминать!)
— А если вы забыли слово? Где можно узнать как они пишутся?
— Какой словарь поможет?
— А в нашем учебнике есть такой словарь?
— Как они там расположены?
— Как называется наш словарь? (Орфографический словарь: «Пиши правильно.»)
Вывод:
Всегда можно обратиться к словарю, важно его иметь.(Демонстрация орфографических словарей)
2. Словарная работа.
Чтобы общаться с людьми, надо уметь точно обозначать словами все, что нас окружает. Для этого в русском языке есть множество слов. Важно знать, как правильно их употреблять в устной и письменной речи.
— Посмотрите на экран. Вспомним словарные слова с прошлых уроков (слайд «Словарные слова»).
— Орфографические чтение (так как написано)
Задания устно:
а) назовите слова, которые состоят из 2 слогов (арбуз, завод, солдат) и из 3 слогов (одежда, погода)
б) назовите слово, которое отвечает на вопрос кто? (солдат) и что? (остальные)
в) к слову арбуз поберите слова, которые отвечают на вопрос какой? (большой, спелый, алый, сладкий)
г) к слову завод подберите слова, которые отвечают на вопрос что делает? (работает, строится, гудит)
д) составьте предложение со словом солдат. (задание письменно, 1 ученик комментирует.
Солдат Илья верно служит России. (1 ученик называет орфограммы.)
3. Вхождение в тему
— Какую еще орфограмму в словах вы увидели? (Арбуз завод солдат — парные согласные на конце слова)
— А какие согласные называются парными? (Звонкие и глухие)
— Назовите пары!
— Как произносятся звонкие согласные звуки? (с голосом и шумом)
— А глухие? (с шумом)
— Почему парные согласные — это орфограмма? (Звонкие согласные оглушаются, их произношение и написание могут не совпадать)
III. Тема и задача урока.
— Как вы думаете какая у нас с вами задача сегодня?
(Научиться правильно писать слова с парными согласными).
— Так какая же тема урока тогда? (Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме)
IV.Создание проблемной ситуации.
— Ребята, наш помощник в учебе совенок Ктототам написал нам предложение
— Прочитайте его про себя.
Дети пошли на лук собирать цветы.
— Сможете нарисовать картинку к такому предложение? — В чем его ошибка?
— Так надо ли проверять парную согласную на конце слова?
Вывод:
Важно проверять написание слов с парными согласными. Важно правильно писать слова для понимания письменной речи, для общения.
Разрешение проблемы.
— Давайте научим совенка правильно писать слова с парными согласными.
— Посмотрите на экран (слайд «Упражнение»).
— Почему написание этих слов вызывает затруднения?
— Какое слово здесь лишнее? Почему?
— Назовите слова, в которых парная согласная находится в конце слова.
— Как проверить парную согласную? Правило.
Стих Вани:
— Звук согласный проверяй
Рядом гласный подставляй.
— Давайте проверим слова.
1 ученик называет проверочное слово. 1 ученик у компьютера печатает.
— Давайте исправим ошибку совенка. ( 1 ученик — к доске)
V. Применение знаний при выполнении упражнений.
1. Коллективная игра «Помоги пчелке собрать мед». (слайд «Игра»).
2. Работа в парах
Упр.96 с.55 в рабочей тетради.
Взаимопомощь. Проверка. Самооценка с помощью знаков.
VI. Динамическая пауза.
1 ученик перед классом проводит физминутку.
VII. Самостоятельная работа.
Упр. 177 с. 118 в учебнике по вариантам. I столбик (I вариант, II столбик — II вариант)
Взаимоконтроль (обмен тетрадями для проверки)
VIII. Обобщения, рефлексия.
— Подведем итог. Чему вы научились на уроке? (Правильно писать слова, находить в них орфограммы, подбирать проверочные слова). Общая оценка!
— Кому было интересно и понятно на уроке — хлопните 3 раза в ладоши. Спасибо! Эти аплодисменты вам!!!
Список использованных источников:
1. Учебник «Русский язык». 2 класс. 1 часть. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина,
2. Рабочая тетрадь. 1 часть. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина,
3. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной.