Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Тамбовской области

Урок «Части речи»

3 класс

Подготовила:

учитель

Крутых Елена Викторовна

Р.п. Дмитриевка

2011 год

Комплект «Школа России», ІІІ класс

Форма урока: игра «Что? Где? Когда?»

Тема урока: «Части речи»

Цели: дать представление о частях речи, ознакомление с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи, формирование умения распознавать части речи; способствовать развитию творческого воображения, логического мышления, памяти, речи, орфографической зоркости; способствовать воспитанию доброжелательности и интереса к русскому языку.

Оборудование: учебник для ІІІ класса (автор Т. Г. Рамзаева); плакат «Страна Речь»,таблички «Части речи», игра «Незнайка», конверты с заданиями, картинки попугая и лисицы ,индивидуальные карточки «Какое слово лишнее», картинки для игры «Одушевленные и неодушевленные», компьютер, магнитофон.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, порядка на партах.

II Постановка учебной задачи.

(На доске появляется плакат «Страна Речь».)

— Сейчас мы побываем в стране «Речь», а все кто в ней «живет» называются частями речи. Сегодня мы встретимся с самыми главными частями речи русского языка: именами прилагательными, именами существительными, глаголами.

III. Знакомство с частями речи.

— Слова объединяются в группы по определенным признакам.

( На доске появляется кластер.)

Имя существительное.

Кто? Что?

Обозначает предмет.

Вслушайтесь: « Имя существительное». Это то, что существует. ( Указкой дотронуться до предметов, которые находятся в классной комнате.)

Имя существительное – самая представительная часть речи, каждое второе слово нашей речи – существительное.

(На доске появляется кластер.)

Глагол.

Что делает?

Обозначает действие предмета.

По частоте употребления в речи глагол занимает второе место.

(Встает ученик и читает стихи.)

Я страшное дело, какой деловой.

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

Укроп поливаю, кусты подстригаю,

А после работы в тени отдыхаю.

— Какие глаголы вы услышали?

— Приведите свои примеры?

(На доске появляется кластер.)

Имя прилагательное.

Какой? Какая? Какое? Какие?

Обозначает признаки предмета.

(Встает ученик и читает стихи.)

Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

У меня в руке ленты. Они отличаются своими признаками. Назовите их.

( Ответы детей.)

ІV. Физкультминутка.

Упражнения для глаз:

— посмотрите вдаль, посмотрите направо, налево, вниз;

— круговое движение глазами.

V. Актуализация знаний. Звучит фрагмент арии Германа из оперы «Пиковая дама» («Что наша жизнь? Игра!»).

Один ученик подходит к волчку со стрелкой вокруг которого лежат различные задания, выбрав, дети выполняют его.

( Они получили на урок задания от разных героев, которые часто бывают у них в гостях.)

а). Первое задание от ветерана войны. Оно появляется на экране.

Зло. Ненависть. Враг. Война.

Хочу, чтобы эти слова не звучали больше в нашей речи. Замените их антонимами.

( Дети записывают эти слова и антонимы в тетрадь.)

Какой частью речи они являются? Подчеркните буквы, которыми обозначаются мягкие согласные звуки в письменной речи. В каких словах букв больше, чем звуков? Какие слабые позиции для гласных и согласных вы заметили? (Ответы детей.)

б). Второе задание от друзей из 2 класса. Оно появляется на экране.

Отгадайте загадку. К какой части речи относятся все слова в ней?

«Кружится, летает, мучает, кусает, звенит, зудит».

Образовать имена существительные. Дети записывают слова круг, перелет, мука, укус и разбирают их по составу.

Игра « Одушевленные и неодушевленные»

( Учитель показывает картинки с различными предметами, а ученики хлопают в ладоши, если видят одушевленный предмет, сидят смирно – неодушевленный.)

Один ученик работает индивидуально. Он распределяет картинки с изображением животных и неодушевленных предметов на две группы.

Учитель оценивает работу и рассказывает очень кратко о животных, которые обитают в Тамбовской области, работает с выставкой книг.

в). Третье задание дети прослушивают с магнитофона.

Внимательно послушайте стихи и запишите по памяти.

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

На окне старик Мороз

Льдинкою узор нанес

Найдите слова с приставками. Выделите ее. Назовите. Какие еще приставки вы знаете, которые пишутся с буквой а? Назовите приставки с буквой о. Какой частью речи являются эти слова, докажите. Разберите их по составу.

. г). Четвертое задание от попугая. Он очень любит повторять.

Записать скороговорки с комментированием, выделить корень в имени прилагательном.

Снежное покрывало всю землю покрывало.

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

Один ученик записывает на доске, проговаривает, называет знакомые орфограммы, выделяет корень.

Второй ученик находит грамматическую основу и подчеркивает ее, надписывает над словами названия частей речи.

Третий ученик выполняет транскрипцию слова всю, дает характеристику звуку [ Ф].( Работа учеников оценивается.)

. Игра «Незнайка»

Дети работают в парах, получив несколько карточек с заданием, определить какой частью речи являются записанные слова. На обороте каждой карточки дан правильный ответ, отвечающий его не видит, а собеседник его контролирует.

д). Пятое задание от Лисички — Хитроумовны. Нужно продолжить предложения и определить части речи. (Дети выполняют задание по рядам. После записи — взаимопроверка.)

1. Серый, хищный, жадный…………..

2. Косой, слабый, трусливый …………

3. Большой, косолапый ………….

VІ. Физкультминутка с элементами движения.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз — росой она умылась,

Два – изящно покрутилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

е). Индивидуальная работа. Тестирование «Какое слово лишнее». Каждый ребенок получает карточку со словами, например: смешной, книга, картина, коньки, народ, месяц. ( Дети могут предложить несколько вариантов ответов.)

ж). Шестое задание дети получают из учебника.

(Выполнить упражнение368, записав слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы.)

VIІ. Итог урока.

а). Какое задание было самое интересное? Что нового узнали?

Дети за активную работу на уроке награждаются эмблемой «Знаток русского языка».

б). Разгадывание шарады.

Составьте слово из частей разных слов. У слова сообщество возьмите приставку. Из слова учинить выпишите корень. Суффикс и окончание заберите из слова объяснение. Что у вас получилось? ( Сочинение.)

VIIІ. Домашнее задание.

Напишите сочинение из трех – четырех предложений на одну из тем:

«Части речи — наши друзья », « Тайны прилагательных».

.

Список использованной литературы

1. Учебник «Русский язык 3 класс» Рамзаева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here