Тема:
«Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»
Хохлова Ирина Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №166
г.Новоалтайска Алтайского края»
УМК «Гармония» 3 класс
Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
-
Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
-
Формировать умения различать слова мужского и женского рода;
-
Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
-
Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Тип урока: урок новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический.
Литература:
Бакулина г.А. интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.
Соловейчик М.С. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007
Программно- методические материалы. Русский язык. Соловейчик.М.С., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2007
Аннотация:
В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков имен существительных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после букв шипящих. Дети должны понять, что наряду с основными функциями Ь может также указывать на его форму – это имя существительное женского рода.
Структура урока
1.Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.
— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека)
2.Актуализация знаний учащихся.
Словарно – орфографическая работа.
Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
На доске записаны слова: в…р…б…и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, в…рнут…, к…рабл…, к…ртоф…л….
-Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.)
-Назовите глагол. (Вернуть)
-Назовите имена существительные. (Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель)
-Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)
-Что ещё знаете о существительном? ( Имена существительные изменяются по числам и имеют род)
-Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? (В словах тетрадь, вернуть, корабль, картофель- мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова; в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак.)
-Запишите слова в три столбика. Допишите в каждый столбик самостоятельно по два слова.
—Проверим правильность выполнения работы.
3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»
Прочитайте слова на доске: Нож, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ
—Что вы можете сказать об этих словах? (Все слова имена существительные)
-Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук)
-Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов нож Ь нет? (аналогично: глушь – камыш, ночь – врач, вещь – плащ) (?)
— Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ его нет?)
— Сформулируйте тему урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)
— Сформулируйте учебную задачу. (Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих)
— А где можно узнать необходимую информацию? (В учебнике)
— Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.
— Давайте, выполним письменный морфологический разбор данных слов. (Выполнение детьми в тетрадях, двое учащихся у доски разбирают по одному слову: рожь и нож)
-Делаем сравнение, находим сходство (сущ., нач. ф., ед. ч)
— В чём различие? (Разный род имён существительных)
— Ваши предположения? (Написание Ь может зависеть от рода).
-Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. (Дети записывают: ж.р. м.р.
рожь нож
глушь камыш
ночь врач
вещь плащ
-Что вы заметили в записи имён существительных? (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)
5. Физминутка.
Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.
6. Первичное закрепление. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.
Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.
— Прочитайте правило в учебнике Верны ли наши предположения? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно).
— Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода).
— Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. (Обсуждение вместе с детьми)
1.Читаю или произношу слово.
2. Определяю часть речи.
3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.
4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
Если существительное женского рода, то Ь пишу.
6. Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь.
Словарно – логические упражнения:
-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.
-
Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
-
Футбольное соревнование (Матч)
-
Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
-
Без него не откроешь замок (Ключ)
-
Его надевают в дождь (Плащ)
-
Маленький ребёнок (Малыш)
-
Добыча охотника. (Дичь)
-
Середина ночи. (Полночь)
-
Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)
-
Тихая безветренная погода. (Тишь)
-
Мелкие деньги. (Мелочь)
-Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):
по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.
7.Итог урока. Рефлексия.
Формирование умений соотносить цель и результат.
Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
-Мы с вами хорошо потрудились.
– Понравился ли вам урок?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
— Какие задания вы выполняли с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
Молодцы! Спасибо за урок.