Конспект урока

Автор: Коломенская Ирина Юрьевна

учитель начальных классов ГБОУ лицей 179 г. Санкт-Петербург

Предмет: русский язык

Класс: 3

УМК «Школа 2100»

Тема урока: «Определение глагола как части речи».

Тип урока: Урок повторения и закрепление изученного

Цель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основными признаками глагола; развитие умений устной связной речи при обобщении сведений о глаголе продолжать выработку каллиграфического письма, орфографического чутья.

Задачи:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Предполагаемый результат: способность,опираясь на существенные признаки, определять принадлежность слов к, части речи глагол ,умение анализировать слова; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.

Оборудование : компьютер; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint (учебник «Русский язык» 3 класс авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.), Школьный словообразовательный словарь русского языка. А.Н.Тихонов, индивидуальные карточки с заданиями в группах

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

-Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок русского языка начнем.

Проверяют готовность к уроку.

  1. Словарная работа

-Написать круговыми буквами : почерк, почерк,хорошо,работа

-Догадайтесь, о чем я хотела вас попросить данными ключевыми словами

Учащиеся списывают с доски.

-Чтобы мы красиво писали, старались и хорошо работали на уроке.

  1. Систематизация изученного

IV.Введение в раздел Формирование темы и планирование деятельности на уроке

.

V Углубление и обобщение сведений о глаголе

VI. Физкультминутка 

VII .Первичное закрепление.

VIII .Итог урока

IX.Домашнее задание

(слайд 2)

-Прочитайте пословицы :

В труде рождаются герои.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

-Спишите любую из двух пословиц.

-Подчеркните все знакомые орфограммы.

-Прочитайте, что вы написали, объясните значение пословицы, как вы их понимаете.

— Какие орфограммы вам встретились?

-Есть ли в данных пословицах слова из словаря?

-. Определите лексическое значение слова. Куда можно обратиться, чтобы выяснить значение слова?

-Прочитайте значение этого слова из толкового словаря Ожегова.

(слайд 3)

-Выпишите слово герой, . Откройте словарь словообразований и найдите однокоренные слова к слову .

-Прочитайте в словаре или придумайте самостоятельно

-Запишите, что надо помнить?

-Выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне, которую надо запомнить.

-Запишите предложения под мою диктовку. –Обратите внимание на свою посадку за партой.

Александр  Суворов – великий русский полководец.

-Какие слова в предложении обогощают его. К какой части речи относятся?

— Вспомните определение прилагательных. Подчеркните прилагат. В предлож. волнистой линией. Определите число и род.

-Какие части речи вы еще знаете. ?

Дайте определения. Приведите примеры

Мотивирующее введение в тему урока.

(слайд4)

(На слайде представлен текст) :

Сильная буря. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птицы на деревьях.

-Поняли,о чем этот текст? Чего в нем не хватает? Восстановите нужные слова

-А вот авторский вариант (на слайде появляется весь текст)

(слайд5)

Началась сильная буря. Ударил гром. Вспыхнула молния. Полил дождь. Побежали ручьи по дорожкам. Заблестели лесные озёра. Затихли птицы на деревьях.

-Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста?

-Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть/

  1. Проверяем свои предположения, разгадав кроссворд

(учитель читает вопросы, дети разгадывают, появляется новый слайд)

(слайд 6-21)

  1. Бывает устная, а бывает и письменная?

  2. Знак, который ставится над одной из гласных букв в слове.

  3. Из каких небольших частей состоят слова?

  4. Какая часть пишется перед корнем?

  5. Как называется часть слова, от которой образуются новые родственные слова?

  6. Что обозначает имя существительное?

  7. Из чего состоит наша речь? Что выражает законченную мысль?

  8. Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении?

  9. Какая часть слова стоит между корнем и окончанием?

  10. Какая часть речи обозначает признак предмета?

  11. Из каких небольших частей состоит предложение?

  12. Какие знаки нужны, чтобы записать слово?

  13. Какая часть речи пишется раздельно со словами?

  14. Какая часть речи не называет предмет, а лишь указывает на него?

  15. Часть речи, которая отвечает на вопросы кточто?

Прочитаем выделенную часть (Часть речи глагол)

(учитель данные вопросы фиксирует на доске) (приложение 1)

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечают?

-Зачем глаголы нужны в речи?

-Рассмотрите рис. на с. 103 учебника

Что делает Афанасий?

-Можно ли плыть, не совершая действий руками и ногами?

-А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь. Мы сегодня сделаем жизнь настоящей, но для этого нам понадобятся действия и слова, которые их называют, т.е. глаголы.

С.101 упр. 344 (устно)

-Прочитайте про себя и сравните 2 текста. Чем отличаются? Как называются слова, которые есть во втором тексте

-Какую же роль выполняют глаголы?

-Можно ли обойтись без глагола?

С. 92 упр. 345. Запись с комментированием.у доски

Упр. 346 (устно)

-Прочитайте вслух текст.

— Прочитайте предложение , в котором главная мысль текста

-О каких двух частях речи говориться в последнем предложении?

. Какой можно сделать вывод?

-Составьте устно предложение, состоящее из двух слов –существительного и глагола. (слайд 22)

(слайд прочитать детям еще раз все про глагол)

-Запишите 2 любых предложения из понравившихся.либо своё.

(слайд 23)

С физминуткой я дружу, свою спину разогну.
Руки кверху подниму, а потом их опущу,
А потом попрыгаю,
1-2-3
Ножками подрыгаю,
1-2-3
Ручками похлопаю,
1-2-3
Ножками потопаю,
1-2-3
Сяду я за партой стройно,
 
Чтоб вести себя достойно!

Упр.347

-Как называются слова каждой группы? –

-Какие слова мы называем однокоренными?

— Слова каких частей речи даны в каждой группе?

-Что мы уже знаем о глаголе?

-Найдите глаголы, задайте к ним вопросы.

-Выпишите самостоятельно глаголы и вопросы к ним.

-Расскажите о глаголах по плану стр.105

Работа с определением стр.105

Работа по вопросам слайда

(слайд 24)

Глагол -это.

Обозначает.

Отвечает на вопросы

Например:

Игра «Зоопарк» Слайд 26

Я буду рассказывать, что это животное делает, вы, ребята, по глаголам угадайте, кто это. и запишите в тетрадь

Каркает, летает, ворует (всё блестящее)
Шипит, ползает, извивается 
Хрюкает, чавкает, валяется (в грязи)
Кукарекают, квохчут, пищат
Блеет, бодается, даёт (молоко)
Мяукает, вылизывается, лакает (это же молоко)

ворона
змея
свинья
петух, куры
коза
кот (кошка)

.

-Групповая работа.(приложение 2)

(Подберите к существитеельным подходящие глаголы

-Соедините стрелочками.

Проверка по слайду

(слайд 26)

-Попробуйте представить , что глагол живой. Какой он?

(слайд 27)

-Что такое глагол?

-Чем отличается от других частей речи?

-На какие вопросы отвечает?

-Что обозначает глагол?

-Совершите какое-нибудь действие, чтобы я поняла понравился вам урок или нет.

(Слайд28)

Упр.1 стр.116. Выучить определение стр.105.

По желанию нарисовать портрет ГЛАГОЛА

Учащиеся списывают с доски.

Объясняют ,как понимают пословицы. Предположительные ответы :

1. Если усердно чем-нибудь заниматься, стараться, чтобы хорошо все получилось,то можно сделать что-то хорошее не только для себя.но и для других, чтобы тебя похвалили, заметили.

(2.Всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.)

-парная согласная,пробел между предлогом и словом, безударная гласная в корне

-Герои. Это слово надо запомнить, его нельзя проверить

Словарь .

Варианты учащихся

Однокоренные слова: героизм,героический, геройство,героически

Корень в словах пишется одинаково во всех однокоренных словах.

Дети записывают

прилагательные

Имя прилагательное-самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета,отвечает на вопросы какой какая какое и какие. Связано с существительным. Изменяются по лицам и числам

-Глаголы

-Глаголы

Предположение детей

(Плывёт)

нет

-передают точно и достоверно все события и действия

-Глаголы

-Совершают действия предметов

Мальчик (что делает?) пишет, читает, играет…..

Птица (что делает?) летает, поёт, чирикает, грустит, пьёт.

-Существительное и глагол.

Вывод: По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного

однокоренные

-Слова с одинаковым корнем и похожим смыслом

-Существительные, прилагательные и глаголы

-Обозначает действие предмета

самостоятельная часть речи

действие предмета

что делать? что сделать?

читать, нарисовать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here