Конспект урока
Автор: Коломенская Ирина Юрьевна
учитель начальных классов ГБОУ лицей 179 г. Санкт-Петербург
Предмет: русский язык
Класс: 3
УМК «Школа 2100»
Тема урока: «Определение глагола как части речи».
Тип урока: Урок повторения и закрепление изученного
Цель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основными признаками глагола; развитие умений устной связной речи при обобщении сведений о глаголе продолжать выработку каллиграфического письма, орфографического чутья.
Задачи:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Предполагаемый результат: способность,опираясь на существенные признаки, определять принадлежность слов к, части речи глагол ,умение анализировать слова; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Оборудование : компьютер; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint (учебник «Русский язык» 3 класс авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.), Школьный словообразовательный словарь русского языка. А.Н.Тихонов, индивидуальные карточки с заданиями в группах
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
| -Встали все у парт красиво,
| Проверяют готовность к уроку. | |||
| -Написать круговыми буквами : почерк, почерк,хорошо,работа -Догадайтесь, о чем я хотела вас попросить данными ключевыми словами | Учащиеся списывают с доски. -Чтобы мы красиво писали, старались и хорошо работали на уроке. | |||
IV.Введение в раздел Формирование темы и планирование деятельности на уроке
.
V Углубление и обобщение сведений о глаголе
VI. Физкультминутка
VII .Первичное закрепление.
VIII .Итог урока
IX.Домашнее задание
|
(слайд 2) -Прочитайте пословицы :
В труде рождаются герои.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-Спишите любую из двух пословиц. -Подчеркните все знакомые орфограммы. -Прочитайте, что вы написали, объясните значение пословицы, как вы их понимаете.
— Какие орфограммы вам встретились? -Есть ли в данных пословицах слова из словаря?
-. Определите лексическое значение слова. Куда можно обратиться, чтобы выяснить значение слова? -Прочитайте значение этого слова из толкового словаря Ожегова. (слайд 3)
-Выпишите слово герой, . Откройте словарь словообразований и найдите однокоренные слова к слову .
-Прочитайте в словаре или придумайте самостоятельно -Запишите, что надо помнить? -Выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне, которую надо запомнить.
-Запишите предложения под мою диктовку. –Обратите внимание на свою посадку за партой. Александр Суворов – великий русский полководец. -Какие слова в предложении обогощают его. К какой части речи относятся? — Вспомните определение прилагательных. Подчеркните прилагат. В предлож. волнистой линией. Определите число и род.
-Какие части речи вы еще знаете. ? —Дайте определения. Приведите примеры
Мотивирующее введение в тему урока. (слайд4) (На слайде представлен текст) :
Сильная буря. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птицы на деревьях.
-Поняли,о чем этот текст? Чего в нем не хватает? Восстановите нужные слова
-А вот авторский вариант (на слайде появляется весь текст)
(слайд5) Началась сильная буря. Ударил гром. Вспыхнула молния. Полил дождь. Побежали ручьи по дорожкам. Заблестели лесные озёра. Затихли птицы на деревьях.
-Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста?
-Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть/
(учитель читает вопросы, дети разгадывают, появляется новый слайд)
(слайд 6-21)
– Прочитаем выделенную часть (Часть речи глагол) (учитель данные вопросы фиксирует на доске) (приложение 1) ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ -Что обозначает глагол? -На какие вопросы отвечают? -Зачем глаголы нужны в речи?
-Рассмотрите рис. на с. 103 учебника Что делает Афанасий? -Можно ли плыть, не совершая действий руками и ногами? -А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь. Мы сегодня сделаем жизнь настоящей, но для этого нам понадобятся действия и слова, которые их называют, т.е. глаголы.
С.101 упр. 344 (устно) -Прочитайте про себя и сравните 2 текста. Чем отличаются? Как называются слова, которые есть во втором тексте -Какую же роль выполняют глаголы? -Можно ли обойтись без глагола?
С. 92 упр. 345. Запись с комментированием.у доски
Упр. 346 (устно) -Прочитайте вслух текст. — Прочитайте предложение , в котором главная мысль текста -О каких двух частях речи говориться в последнем предложении? . Какой можно сделать вывод? -Составьте устно предложение, состоящее из двух слов –существительного и глагола. (слайд 22)
(слайд прочитать детям еще раз все про глагол) -Запишите 2 любых предложения из понравившихся.либо своё.
(слайд 23) С физминуткой я дружу, свою спину разогну.
Упр.347 -Как называются слова каждой группы? – -Какие слова мы называем однокоренными? — Слова каких частей речи даны в каждой группе? -Что мы уже знаем о глаголе? -Найдите глаголы, задайте к ним вопросы. -Выпишите самостоятельно глаголы и вопросы к ним. -Расскажите о глаголах по плану стр.105 Работа с определением стр.105 —Работа по вопросам слайда (слайд 24) Глагол -это. Обозначает. Отвечает на вопросы Например:
Игра «Зоопарк» Слайд 26 Я буду рассказывать, что это животное делает, вы, ребята, по глаголам угадайте, кто это. и запишите в тетрадь
. -Групповая работа.(приложение 2) (–Подберите к существитеельным подходящие глаголы -Соедините стрелочками.
Проверка по слайду (слайд 26)
-Попробуйте представить , что глагол живой. Какой он? (слайд 27)
—-Что такое глагол? -Чем отличается от других частей речи? -На какие вопросы отвечает? -Что обозначает глагол? -Совершите какое-нибудь действие, чтобы я поняла понравился вам урок или нет.
(Слайд28) Упр.1 стр.116. Выучить определение стр.105. По желанию нарисовать портрет ГЛАГОЛА
| Учащиеся списывают с доски. Объясняют ,как понимают пословицы. Предположительные ответы : 1. Если усердно чем-нибудь заниматься, стараться, чтобы хорошо все получилось,то можно сделать что-то хорошее не только для себя.но и для других, чтобы тебя похвалили, заметили. (2.Всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.)
-парная согласная,пробел между предлогом и словом, безударная гласная в корне -Герои. Это слово надо запомнить, его нельзя проверить
Словарь .
Варианты учащихся
Однокоренные слова: героизм,героический, геройство,героически
Корень в словах пишется одинаково во всех однокоренных словах.
Дети записывают
прилагательные
Имя прилагательное-самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета,отвечает на вопросы какой какая какое и какие. Связано с существительным. Изменяются по лицам и числам
-Глаголы
-Глаголы
Предположение детей
(Плывёт)
нет
-передают точно и достоверно все события и действия
-Глаголы -Совершают действия предметов
Мальчик (что делает?) пишет, читает, играет….. Птица (что делает?) летает, поёт, чирикает, грустит, пьёт.
-Существительное и глагол.
Вывод: По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного
однокоренные -Слова с одинаковым корнем и похожим смыслом
-Существительные, прилагательные и глаголы -Обозначает действие предмета
самостоятельная часть речи действие предмета
что делать? что сделать? читать, нарисовать. | |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
|