Урок русского языка
4 класс
«Сказы старого мастера»
Тема урока: Предложный падеж
Подготовила:
Честнокова Татьяна Павловна
учитель начальных классов
МОУ «Каслинская СОШ №27»
Урок русского языка в 4 классе
/Образовательная система «Школа 2100»
Программа по русскому языку для 4-летней начальной школы /авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В./
Тема: Предложный падеж /Раздел №6 «Изменение имен существительных по падежам»/
Межпредметная связь: внеклассное чтение «Сказы старого мастера» /по произведениям П.П.Бажова/
Задачи:
-
обобщить знания уч-ся о жизни и творчестве П.П.Бажова,
-
уточнить особенности предложного падежа,
-
развивать умение определять падежи имен существительных,
-
исследовать особенности языка уральских сказов /подготовка к пересказу на уроке внеклассного чтения/,
-
воспитывать патриотические чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его самобытности и эстетической ценности.
Ход урока
-
Эпиграф дня.
Учащиеся читают стихотворение Лидии Преображенской «Чудесный клад».
Вы книгу раскрыли, читая,
Пусть автор еще не знаком,
Он рядом, он сказ начинает
Уральским своим говорком.
Народное меткое слово.
С хитринкой внимательный взгляд.
Хранят они мудрость народа,
Чудесный волнующий клад.
Все в книге любовью согрето.
И если вы сердцем чисты,
В шкатулку камней-самоцветов
Для вас превратятся листы.
Читай, перечитывай снова.
И слово алмазом сверкнет.
В нем, правда. И мудрость. И сила.
В нем сердце поэта живет.
— На какие чувства настраивает это стихотворение?
— К чему нас призывает Л.Преображенская?
— А каким вы представляете автора уральских сказов Павла Петровича Бажова? / «С хитринкой внимательный взгляд…»/
/демонстрируется портрет писателя/
— А что вы узнали о жизни этого человека?
-
Уточнение фактов из биографии П.П.Бажова.
Упражнение в определении падежей имен существительных.
Задание для фронтальной работы: дополнить словосочетания или предложения, определить падеж имен существительных:
Родился где? (в маленьком уральском городке Сысерти)
Отец был кем?( рабочим, опытным мастером)
Мать плела что?( кружева для жен и дочерей заводских начальников)
Ребятишки заводского поселка прибегали к кому? ( к дедушке Слышко Василию Алексеевичу Хмелинину).
Учился где? (в Екатеринбурге, а потом в Перми, в духовной семинарии).
Начал работать кем?( учителем в глухой деревушке)
Летом много путешествовал где? (по Уралу).
Первая изданная книга называлась как? («Малахитовая шкатулка»).
Писал о ком? о чем? (о мастерах, об Урале).
3.Уточнение знаний о предложном падеже
3.1.Задание для индивидуальной работы: запись по памяти словосочетаний, в которых имена существительные стоят в предложном падеже.
/самопроверка по эталону, данному на доске/
3.2. Фронтальная беседа с введением элемента занимательности:
— Что мы уже знаем о предложном падеже? /уч-ся называют вопросы, опорное слово, некоторые предлоги/
Ответы дети «завязывают как узелки на память», чтобы опустить в «малахитовую шкатулку».
— Что необходимо уточнить о предложном падеже? /предлоги, дополнительный вопрос, значение/
Это наша главная учебная цель.
— Какой дополнительный вопрос этого падежа мы сегодня использовали в работе? (вопрос где?)
— Предположим, какое значение может быть у имен существительных в предложном падеже? /значение места, направления/
3.3.Работа с научным текстом из упр. 156 (Учебник авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Русский язык», 4 класс, в 2-х частях, М.: Баласс, 2009)
Уточнение гипотез («узелки на память»): современный предложный падеж употребляется с предлогами о, при, на, в, а от старого местного падежа у него сохранились вопросы.
3.4. Совместное открытие главной особенности предложного падежа (употребление имен существительных в предложном падеже только с предлогами).
Проблемное задание для индивидуальной работы: составить предложение с существительным «сказ» в П.п. без предлога. Дети испытывают затруднения.
Проговариваются вопросы предложного падежа. Подмечается, что все вопросы употребляются только с предлогами. Свой вывод учащиеся проверяют по учебному тексту из упр.152, заполняют таблицу в упр.155: дополняют «узелок на память».
4. Закрепление теоретического материала по «узелкам»: что надо знать о предложном падеже /парная работа/.
5. Домашнее задание: выписать из текстов уральских сказов словосочетания с изученным падежом.
6. Исследование особенностей языка уральских сказов.
Задания для групповой дифференцированной работы
А) Исследование способов словообразования /средний уровень сложности/
Задание: Вспомните, какие суффиксы чаще всего используются в уральских сказах для передачи отношения рассказчика к положительным героям?
Образуйте с помощью этих суффиксов новые слова от данных:
Данил (Данилушко)
Степан (Степанушко)
Таня (Танюшка)
Парень (парнишечко)
Девочка (девчоночка)
Поставьте данные имена существительные в предложный падеж, составьте словосочетания, предложения.
Проведите аналогичную словообразовательную работу с именами существительными и именами прилагательными в предложениях:
-
Сама черная да баская, а глазки зеленые.
-
С лица чистый, волосы кудрявые, глаза голубые.
Верный вариант:
-
Сама черненькая да басенькая, а глазки зелененькие.
-
С лица чистенький, волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки.
Б) Исследование устаревшей лексики /средний уровень сложности/
Задание: Подберите к просторечным словам, характерным для языка уральских сказов, общеупотребительную пару:
пущай /пусть/
изукрашены /разукрашены/
робить /работать/
ладная /красивая, стройная/
испужался /испугался/
поблазнила /показалась/
Разберите слова по составу.
Подберите к словам подходящие по смыслу имена существительные, по возможности поставив их в П.п.
В) Исследование профессиональной лексики /высокий уровень сложности/
Задание: Вспомните «мастеровые» /профессиональные/ слова уральских рабочих, дополните словосочетания:
Малахит (какой?) /шелковый/
Малахит (что делал?) /ломал, рубил/
Работать (чем?) /каёлкой/
Сорт (какой?) /корольковый/
Составьте предложения со словом малахит, используя его в разных падежах.
Г) Исследование основной особенности жанра /высокий уровень сложности/
Задание: СКАЗ – это литературная передача живого языка повествователя. С помощью каких слов П.П.Бажов дает нам возможность ощутить живое присутствие рассказчика? /Подсказка: чаще всего внимание слушателей привлекается в начале и в конце повествования/. Найдите соответствующие примеры в текстах уральских сказов, выпишите предложения. Сделайте их полный синтаксический разбор.
Ответ: традиционными формами привлечения внимания слушателей являются такие слова рассказчика, как слышь-ко, знаешь ли, послушай-ко.
В конце повествования рассказчик предлагает поразмышлять над услышанным: «Вот и смекай, как жить-то…»
Д) Краткая презентация работы групп
7. Итог урока.
— Какая информация с сегодняшнего урока вам обязательно пригодиться в жизни?
— Чем вы воспользуетесь на следующем уроке при творческом пересказе произведений П.П.Бажова?
Примечание: Данный урок русского языка предшествует уроку внеклассного чтения по сказам П.П.Бажова.