Конспект урока русского языка в 5 классе.

Автор: Фарисеева Т.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Паутовская СОШ» СП «Новоивановская ООШ»

Тема. Имя существительное.

ТДЦ: закрепить знания учащихся об имени существительном, развивая

умения находить слова данной части речи среди других слов,

определять склонение и падеж имён существительных, воспитывая

чувство патриотизма, самостоятельности.

Оборудование: учебники, тетради, авторучки, карандаши, карточки с

заданиями.

Ход урока.

  1. Организация начала урока. Здравствуйте, ребята, садитесь. У нас урок

русского языка. Сегодня мы будем

продолжать вспоминать материал,

изученный в начальных классах. Нам

сегодня нужно постараться и плодотворно

поработать, многое успеть выполнить на

уроке. А тему урока вы узнаете, отгадав

загадку. Послушайте.

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а разговаривает.

Что это? (книга)

Правильно, это книга, друг человека, с ней

нужно бережно обращаться. А давайте

определим, к какой части речи относится

слово книга. (Это имя существительное)

  1. Закрепление ранее

изученного материала. А как вы определили? Какие вопросы

задали? Значит, тема сегодняшнего

урока какая? (Имя существительное). А как

вы думаете, чем конкретно мы будем зани-

маться на уроке? Верно. Сегодня мы будем

вспоминать склонение имён

существительных, определять падеж,

число, род, находить имена

существительные среди других частей

речи.

А сейчас обратите внимание на доску, где

написан отрывок из стихотворения.

Прочитайте его про себя, а затем

желающий прочтёт его вслух

выразительно.

Мы пишем слово «Родина» в тетради,

Берём его из сердца своего,

И буквы, как солдаты на параде,

Должны равняться только на него!

Читаем вслух. Хорошо. А какая страна

является нашей Родиной? Правильно, это

Работа в тетради Россия. И мы должны любить свою Родину,

гордиться тем, что живём в великой

стране.

Запишите в тетрадях дату, классную работу.

Ребята, давайте с красной строки запишем

слова страна, Родина, Россия. К какой

части речи относятся данные слова. Как вы

определили? Правильно, молодцы.

А сейчас проверим, что ещё вы знаете об

имени существительном. Уже знакомая

«Пометки на полях» вам работа «Пометки на полях». Я раздала

вам карточки, вам нужно знаком +

отметить новую информацию,V – знакомую

информацию, — информацию, которая идёт

вразрез с вашим мнением, и ?, если

информация вам непонятна. Читаем

внимательно и на листочках отмечаем

знаками. Работайте. Итак, давайте

проверим. Какие знаки вы поставили и

почему? Молодцы.

А сейчас запишем под

диктовку. С красной строки записываем

через запятую. Во время письма следите за

своей осанкой. Приготовились, пишем.

Запись под диктовку Стол, парта, велосипед, новый, бежать,

родной, русский, книга.

Среди данных слов найдите имена

существительные и подпишите над ними

сокращённо сущ. .Внимательно выполняйте

работу. Самостоятельная работа.

Давайте проверим. Обменяйтесь

тетрадями, возьмите в руки карандаши и

Взаимопроверка проверьте, как выполнил это задание ваш

товарищ, ошибки зачёркиваем карандашом.

Анализ работ.

Давайте дадим определение имени

существительному.

А сейчас – отдохнём.

3.Физминутка. Физминутка.

4.Закрепление ранее Отдохнули и теперь с новыми силами

изученного материала начнём работать.

Вспомним, сколько

склонений у имён существительных?

Рассмотрим таблицу в учебнике на странице

38 параграф 20.

Какие имена существительные относятся к

1 склонению?, какие ко 2, а какие к 3 ?

Скажите, какое время года сейчас? Правильно,

а сколько всего времён года?

Запишите в

тетрадь через запятую слова осень, зима,

весна, лето.

Определите склонение данных имён

существительных. Приведите по одному

примеру к каждому склонению.

Проверим. Молодцы.

А теперь переходим к следующему вопросу.

Сколько падежей в русском языке?

На какие вопросы они отвечают.

Один человек выходит к доске, записывает

падеж и его вопросы, остальные делают

работу в тетради. Хорошо.

Обратите внимание на доску. Вам нужно

правильно соотнести имя существительное и

падеж.

Прекрасный вечер И.п

Красивую сумку Р.п.

Дорогой маме Д.п.

Первого урока В.п.

О весёлом празднике Т.п.

Моим товарищем П.п.

Хорошо. А теперь вспомним, какого рода

могут быть имена существительные, в каком

числе?

Я вам раздаю карточки. Нужно выписать

имена существительные, определить их род,

падеж и число. Самостоятельно. Проверка.

Выполните упражнение 89, выпишите

имена существительные, определите их род

и число. Во время письма следите за своей

осанкой. Приступайте к работе.

Сейчас выполните задание на карточках,

выпишите имена существительные из

данных слов.

Самостоятельная работа.

Я соберу тетради, проверю

правильность выполнения

упражнения и задания карточек.

А теперь подведём итог. Какую

часть речи вспоминали?

Чем конкретно занимались на уроке?

Я предлагаю вам написать

стихотворение – синквейн.

5. Итог урока На 1 строке пишем как заглавие, тему.

Какую часть речи вспоминали? Значит 1

строка- имя существительное.

На 2 строчке мы должны написать 2

прилагательных, характеризующих имя

существительное. Например, какие?

Хорошо, можно склоняемое (по

падежам),

изменяемое (по числам и родам),

одушевлённое и неодушевлённое и т.д.

На 3 строке пишем три глагола,

относящиеся к имени существительному.

Обозначает, склоняется, изменяется.

На 4 строчке можно написать целую

фразу. Что вы можете сказать об имени

существительном? Имя

существительное – это часть речи.

Хорошо. Посмотрим, какое

стихотворение получилось.

Откройте дневники,

запишите домашнее задание: параграф

6. Домашнее задание 20, упр. 91.

Сейчас оцените свою работу. Что бы

вы поставили себе и почему?

7. Оценивание Хорошо. А я вам поставлю…,

потому что….

Урок окончен. Можете идти.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here