ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дата проведения: 12. 02. 2014.
Тема: Повторение по теме: «Наречие»
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.
Класс: 7.
Цели урока:
обучающие:
— повторение и углубление знаний о наречии и его грамматических признаках;
— повторение правописания гласных е — и в приставках отрицательных наречий, суффиксов о — а на конце наречий, гласных о — е после шипящих на конце наречий; Ь после шипящих на конце наречий и др.
— проверка знаний и умений учащихся при изучении темы «Наречие» на этапе итогового контроля.
развивающие:
— формирование умения правильно использовать наречия в речи;
— расширение словарного запаса учащихся;
— развитие логического мышления;
воспитательные:
— воспитание любви к родному языку;
— повышение культурного уровня учащихся.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку.
Структура урока:
-
Организационный этап (1мин.)
-
Этап обобщения и систематизации изученного (20-30 мин.)
-
Информирование о выполнении домашнего задания (1 мин)
-
Подведение итогов урока (5 мин.)
-
Домашнее задание (2 мин.)
-
Выставление оценок (1 мин.)
Литература:
-
Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская.
-
Программа по русскому языку.
Ход урока
1. Организационный этап.
— Ребята, проверьте готовность к уроку. На парте – учебник, тетрадь, дневник, пишущие предметы. Всё это вам понадобится сегодня на уроке. Я рада видеть вас на уроке русского языка. Здравствуйте. Присаживайтесь.
2. Этап обобщения и систематизации изученного
— Запишите число.
— Тема нашего урока: Повторение по теме «Наречие».
— Нам предстоит большая работа. Сегодня мы должны повторить грамматические признаки наречий и орфографические правила правописания наречий. Будьте внимательны, сосредоточенны, и тогда вы сможете справиться с предстоящей работой.
Вчера я вам сказала, что учебник для меня ассоциируется с лестницей, которая ведёт нас к знаниям. На протяжении изучения курса русского языка большое внимание мы уделяем не только пунктуации и синтаксису, что немаловажно, но и учимся разбираться в частях речи.
Соответственно, любая часть речи становится для нас определённым пунктом, в который необходимо прибыть в назначенное время. Для того чтобы осилить этот маршрут, мы постепенно добираемся от одной станции к другой. Иначе можно сказать, что станция – это то или иное правило, которое необходимо усвоить и научиться применять на практике.
На протяжении продолжительного времени вы стремительно двигались по просторам морфологии и орфографии в большой город, который называется Наречие. Передвигаясь от одной станции к другой, мы сможем повторить правила и орфограммы, связанные с этой частью речи.
И самая первая станция, на которой нам необходимо задержаться, — «Теоретическая».
— От какого слова происходит название этой станции?
— Конечно же, теория! Суть задания, которое вам нужно выполнить, продолжить начатое высказывание. Я начинаю говорить какой-либо факт о наречиях, а вы продолжаете мою мысль.
-
Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает (признак действия).
-
Наречия отвечают на вопросы: … (как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени?).
-
В предложении наречия чаще всего бывают… (Обстоятельствами).
-
По значению наречия можно разделить на два разряда: … (обстоятельственные и определительные).
-
Продолжите цепочку. Обстоятельственные наречия обозначают образ действия, время, … (место, причину и цель).
-
Определительные наречия обозначают … (меру и степень, качество действия).
-
Обстоятельственные наречия, обозначающие место, отвечают на вопросы … (где? Куда? Откуда?).
-
У наречий имеются две степени сравнения: … (сравнительная и превосходная).
-
Сравнительная форма наречий имеет две формы … (простую и составную).
-
Превосходная степень наречий имеет, как правило, … (составную форму).
-
Не с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1- слово не употребляется без НЕ-; 2-наречие с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению словом)
-
НЕ с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1 -есть противопоставление с союзом А; 2 — к наречию относятся слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИКОГДА НЕ.)
-
На конце наречий пишется буква А, если в этих словах есть приставки … (из-, до-, с-).
-
Дефис в наречиях пишется после приставок … (по-, в-, кое).
-
Дефис в наречиях пишется при наличии в слове суффиксов … (-ому, -ему, -ых, -их, -и, -то, -либо, -нибудь).
-
Три слова исключения, на конце которых после шипящих Ь не пишется, это … (уж, замуж, невтерпёж).
Ребята, вы отлично справились с теорией. И мы незаметно подобрались к следующей станции, которая называется «Морфологическая».
Сейчас я попрошу вас обратить внимание на текст №1. Давайте его прочитаем.
Задание: Найдите в тексте наречия и сделайте морфологический разбор.
На том берегу, за извилистой речкой, заросшей черным орешником, светло-зеленым морем ходит, колышется рожь. Солнце стоит высоко. В объеденном кустарнике, в сухом медовом сене неутомимо, еще громче, чем ранним утром, звенят кузнечики. Звон их удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня.
ВЫСОКО – наречие.
-
Стоит (где?) высоко; обстоят-е наречие, обознач. Место.
-
Неизм.
-
Стоит где? Высоко.
НЕУТОМИМО – наречие.
-
Звенят (как?) неутомимо; обстоят.нареч. образа действия.
-
Неизм.
-
Звенят как? Неутомимо.
ГРОМЧЕ – наречие.
-
Звенят (как?) громче; обстоят. Нареч. Образа действия.
-
Неизм.
-
Звенят как? Громче.
УДИВИТЕЛЬНО – наречие.
-
Сливается (как?) удивительно; обстоят. Нареч. Образа действия.
-
Неизм.
-
Сливается как? Удивительно.
Молодцы! И на этот раз мы уже примчались на следующую станцию. Называется она «Орфографическая»
Всё своё внимание мы направляем на текст №2.
Задание: расставьте знаки препинания, подчеркните наречия как члены предложения.
У нас давно когда-то жила кошка. Она удивительно искусно ловила мышей и никогда их не ела. И совершенно по-человечески знала, что, поймав мышь, сделала дело, заслуживающее похвалы.
Она являлась с мышью в зубах и, призывно мурлыкая, терлась о ноги. Потом, подняв хвост, обходила нас, и каждый должен был ее погладить и похвалить. Затем она бросала мышь и равнодушно уходила.
У нас давно (обстоятельство) когда-то (обстоятельство) жила кошка. Она удивительно (обстоятельство) искусно (обстоятельство) ловила мышей и никогда (обстоятельство) их не ела. И совершенно (обстоятельство) по-человечески (обстоятельство) знала, что, поймав мышь, сделала дело, заслуживающее похвалы. (1 запятая разделяет главное и придаточное, 2 и 3 запятые выделяют обстоятельство, выраж. дееприч. оборотом) Она являлась с мышью в зубах и, призывно (часть обстоятельства, выраж. дееприч. оборотом) мурлыкая, терлась о ноги. (Две запятые выделяют обстоятельство, выраж. дееприч. оборотом) Потом (обстоятельство), подняв хвост, обходила нас, и каждый должен был ее погладить и похвалить. (1 и 2 запятые выделяют обстоятельство, выраж. дееприч. оборотом, 3 запятая – разделяет два простых предложения в ложносочиненном)
Затем (обстоятельство) она бросала мышь и равнодушно (обстоятельство) уходила.
Следующая станция, которая с нетерпением ждёт нашего прибытия, «Фразеологическая».
Вам необходимо заменить фразеологизмы наречиями.
-
Как с луны свалился – внезапно.
-
Жить душа в душу – хорошо, ладно.
-
Комар носа не подточит – правильно, точно.
-
Как по маслу – гладко, легко.
-
Как с гуся вода – равнодушно.
Остановка на этой станции оказалась совсем небольшой. И мы успешно добрались до последней станции – «Словообразовательная».
Скажите, пожалуйста, какая часть речи изображена на доске?
Как вы догадались? (отсутствие окончания)
А сейчас вам из предложенных наречий нужно выстроить словообразовательные цепочки. Пример перед вами.
Надо быть ясным умственно (н.), чистым нравственно (н.), опрятным физически (н.). Вперед! (н.) Мы идем неудержимо (н.) к яркой звезде, которая горит там (н.) вдали! (н.) Вперед (н.)! Не отставайте, друзья!
А так же: еле-еле, нехорошо, творчески, никуда, досуха, чуть-чуть.
Нравственно – нравственный (суф-й); физически – физический (суф-й); Вперёд – перед (приставочный); неудержимо – неудержимый (суф-й); еле-еле (сложение), нехорошо (приставочный), творчески(суф-й), никуда (приставочный), досуха (прист.- суффиксальный), чуть-чуть (сложение).
-
Подведение итогов
Вот и подошло к концу наше путешествие. Теперь вы знаете каждый уголок в таком огромном и красивом городе – Наречие.
Нашей задачей было обобщить знания, которые вы получили в ходе предыдущих занятий. Мы справились с этим? Благодаря новым закреплённым знаниям, какими мы стали? (Грамотными)
-
Домашнее задание
И чтобы вернуться из этого города обратно в Бирск, вам необходимо выполнить контрольный тест. Его вы будете делать дома. Не торопитесь, сосредоточьтесь, выполните тест, и завтра в обязательном порядке сдайте мне ваши работы.
-
Выставление оценок
Спасибо большое за активную работу на уроке. Все свободны.