Муниципальное бюджетное учреждение

Гимназия №39 «Классическая»

Городского округа Тольятти Самарской области

Урок обучения грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий и средств обучения. 1 класс

Тема: Мягкий знак (ь) в середине слова.

подготовила

учитель начальных классов

Суворова Вера Александровна

г.о.Тольятти

2012

Особое внимание сбережению здоровья детей необходимо уделять в начальной школе. Включение в урок специальных методических приемов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

Тема: Мягкий знак (ь) в середине слова.

Цели:

— познакомить с обозначением твердости – мягкости согласного звука, когда после него стоит твердый согласный звук;

— совершенствовать умение читать;

— развивать фонематический слух;

— развивать наблюдательность, внимание;

— развивать интерес к родному языку;

— развивать самооценку.

Оборудование:

— касса букв;

— матрица («лента букв»);

— демонстрационное пособие «Звуки» (схемы гласных, твердых-мягких, звонких-глухих парных и непарных согласных).

— наборное полотно;

— плакат «Зоопарк» с рисунками животных (тюлень, медведь, лось, конь, гусь, лебедь, лань, рысь, хорь);

— карточки со словами (волк, олень, лиса, тюлень, медведь, лось);

— галька морская;

— фигурка Незнайки;

— учебник «Букварь» автор В.В.Репкин, тетрадь по чтению, простые карандаши;

— сенсорный круг;

— тренажер Базарного для глаз;

— конторки, массажные коврики;

— флажки (ставятся ребенку на парту за активную работу на уроке);

— значки для рефлексии.

Оборудование доски:

В правой верхней части доски помещается изображение зоопарка, в центральной части доски – матрица, слева – рисунок тюленя и стихотворение, написанное печатными буквами, слева снизу – наборное полотно. Согласно исследованиям В.Ф.Базарного тематическое оформление доски способствует улучшению восприятия и запоминания учебного материала.

Ход урока.

Дети третьего ряда стоят у конторок. Они сняли обувь и стоят на ковриках.

I. 1. Формирование психологического настроя на предстоящий урок.

— Сегодня к нам на урок пришли гости. Поздороваемся и улыбнемся: «Добрый день. Мы рады вас видеть».

— Садитесь.

2. Повторение изученного. Формулирование темы урока.

— С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (ь)

— Почему мы поставили ее в белый кармашек? (ь не обозначает никакого звука)

— Зачем же нужна эта буква? (Она показывает, что согласный в конце слова произносится мягко)

Мягкий знак – хитрый знак,

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

— Сегодня мы будем читать слова с Ь на конце и узнаем, какую еще работу может выполнять эта буква.

II. 3. Совершенствование навыка чтения.

— Незнайка приглашает нас в зоопарк и просит помочь правильно развесить карточки на вольерах.

(Ученики подходят к сенсорному кругу, берут слова и прикрепляют их под картинками).

— Молодцы, хорошо справились с работой.

— Незнайка долго стоял около бассейна с тюленем и беседовал с ним. И прежде чем узнать, о чем говорил Незнайка с тюленем, скажите, какой знак препинания подсказал нам, что здесь записан разговор? (Тире в начале строки)

— Какие еще знаки препинания вы увидели? (?,! …)

На доске около рисунка тюленя записано стихотворение:

— Уважаемый Тюлень!

Вам не страшно целый день

Прыгать с этой скользкой глыбы,

Глубоко нырять за рыбой?…

— Для меня страшнее лень! –

На лету сказал Тюлень.

— Прочитайте шепотом.

— Что такое лень?

Чтение по ролям (девочки – слова Незнайки, мальчики – слова Тюленя).

4. Физминутка.

— Веселые мартышки приглашают нас на зарядку. (Дети, взявшись за руки, стоят парами лицом друг к другу, хором произносят стихи и выполняют движения)

Лучшие качели – гибкие лианы.

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь день качается, да-да-да,

Тот не огорчается никогда.(наклоны в сторону)

Раз-два – выше голова.

Три-четыре – руки шире.

Пять-шесть – Тихо сесть.

Семь-восемь – Лень отбросим.

Дети третьего ряда садятся за парты, а ученики среднего ряда встают к конторкам с тетрадями, карандашами, ластиками.

III. 5. Развитие фонематического слуха.

— В вольере с птицами Незнайка познакомился с … (кем?) (Галка)

— Давайте запишем название этой птицы звуками. Произносим слово, вслушиваемся в первый звук.

Ученик произносит звук, идя к доске, дает его характеристику, берет на сенсорном круге нужную карточку звука и ставит на наборное полотно. Остальные рисуют значок звука в тетради. За правильный ответ ученик получает флажок.

[г] – согласный, звонкий парный, твердый парный.

Аналогично:

[а] – гласный, ударный

[л] – согласный, звонкий непарный, твердый парный

[к] – согласный, глухой парный, твердый парный

[а] – гласный, безударный.

— Ниже записываем буквами.

Гал-ка – читаем по слогам, целым словом, ставим ударение.

6. Физминутка. «Слонята отправились в путь» — гимнастика для пальцев. В это время второй ряд садится, первый – к конторкам с букварем.

Гимнастика для глаз (используется тренажер Базарного). Первоклассники глазами водят по:

— горизонтали,

— вертикали,

— красному кругу по часовой стрелке,

— синему кругу против часовой стрелки,

— зеленой восьмерке.

Учитель помогает, водя указкой.

IV. 7. Обозначение твердости-мягкости согласного звука на письме, когда после него стоит твердый согласный звук.

— Посмотрите на схему, запомните, закройте глаза. (В это время учитель меняет значок-схему [л] на [л’])

— Откройте глаза. Что изменилось? ([л] стал мягким [л’])

— Произносим получившееся слово. (галька)

— Что это такое? (мелкие гладкие морские или речные камушки). Показывает учитель.

— А какое слово у нас написано буквами? (галка)

— Как превратить его в гальку? (поставить ь после буквы л)

— Значит ь может стоять не только в конце слова. Где еще может стоять ь? (в середине слова)

— После гласной или согласной буквы? (согласной)

— Обозначающий твердый или мягкий согласный звук? (мягкий)

— Перед какой буквой? (согласной)

— Давайте скажем хором, что же мы нового узнали о Ь? (ь может стоять в середине слова, если после мягкого согласного звука произносится другой согласный звук).

Вывод оформляется в виде схемы.

V. 8. Работа по учебнику.

— Откройте букварь на странице 110.

Чтение цепочкой слов в столбиках.

Выборочное чтение:

— прочитайте слова с ударением на первом слоге,

— на втором слоге,

— прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие,

— где первый согласный звук твердый (мягкий),

— слово, начинающееся с гласной буквы.

Чтение скороговорки (шепотом, вслух, наизусть, на скорость)

Игра «хоккей»

VI. 9. Итог урока. Рефлексия.

— Что нового вы узнали на уроке о мягком знаке?

— Где он может стоять?

— Урок окончен. Спасибо за работу. Молодцы.

Учитель отмечает флажками активных учащихся.

VIII. Домашнее задание. Расскажите дома, что нового вы узнали на уроке о мягком знаке. Прочитать стр.110-111 букваря.

Список использованной литературы:

  1. В.Ф.Репкин. Букварь. Москва, Вита-Пресс, 2011

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here