Муниципальное бюджетное учреждение
Гимназия №39 «Классическая»
Городского округа Тольятти Самарской области
Урок обучения грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий и средств обучения. 1 класс
Тема: Мягкий знак (ь) в середине слова.
подготовила
учитель начальных классов
Суворова Вера Александровна
г.о.Тольятти
2012
Особое внимание сбережению здоровья детей необходимо уделять в начальной школе. Включение в урок специальных методических приемов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.
Тема: Мягкий знак (ь) в середине слова.
Цели:
— познакомить с обозначением твердости – мягкости согласного звука, когда после него стоит твердый согласный звук;
— совершенствовать умение читать;
— развивать фонематический слух;
— развивать наблюдательность, внимание;
— развивать интерес к родному языку;
— развивать самооценку.
Оборудование:
— касса букв;
— матрица («лента букв»);
— демонстрационное пособие «Звуки» (схемы гласных, твердых-мягких, звонких-глухих парных и непарных согласных).
— наборное полотно;
— плакат «Зоопарк» с рисунками животных (тюлень, медведь, лось, конь, гусь, лебедь, лань, рысь, хорь);
— карточки со словами (волк, олень, лиса, тюлень, медведь, лось);
— галька морская;
— фигурка Незнайки;
— учебник «Букварь» автор В.В.Репкин, тетрадь по чтению, простые карандаши;
— сенсорный круг;
— тренажер Базарного для глаз;
— конторки, массажные коврики;
— флажки (ставятся ребенку на парту за активную работу на уроке);
— значки для рефлексии.
Оборудование доски:
В правой верхней части доски помещается изображение зоопарка, в центральной части доски – матрица, слева – рисунок тюленя и стихотворение, написанное печатными буквами, слева снизу – наборное полотно. Согласно исследованиям В.Ф.Базарного тематическое оформление доски способствует улучшению восприятия и запоминания учебного материала.
Ход урока.
Дети третьего ряда стоят у конторок. Они сняли обувь и стоят на ковриках.
I. 1. Формирование психологического настроя на предстоящий урок.
— Сегодня к нам на урок пришли гости. Поздороваемся и улыбнемся: «Добрый день. Мы рады вас видеть».
— Садитесь.
2. Повторение изученного. Формулирование темы урока.
— С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (ь)
— Почему мы поставили ее в белый кармашек? (ь не обозначает никакого звука)
— Зачем же нужна эта буква? (Она показывает, что согласный в конце слова произносится мягко)
Мягкий знак – хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
— Сегодня мы будем читать слова с Ь на конце и узнаем, какую еще работу может выполнять эта буква.
II. 3. Совершенствование навыка чтения.
— Незнайка приглашает нас в зоопарк и просит помочь правильно развесить карточки на вольерах.
(Ученики подходят к сенсорному кругу, берут слова и прикрепляют их под картинками).
— Молодцы, хорошо справились с работой.
— Незнайка долго стоял около бассейна с тюленем и беседовал с ним. И прежде чем узнать, о чем говорил Незнайка с тюленем, скажите, какой знак препинания подсказал нам, что здесь записан разговор? (Тире в начале строки)
— Какие еще знаки препинания вы увидели? (?,! …)
На доске около рисунка тюленя записано стихотворение:
— Уважаемый Тюлень!
Вам не страшно целый день
Прыгать с этой скользкой глыбы,
Глубоко нырять за рыбой?…
— Для меня страшнее лень! –
На лету сказал Тюлень.
— Прочитайте шепотом.
— Что такое лень?
Чтение по ролям (девочки – слова Незнайки, мальчики – слова Тюленя).
4. Физминутка.
— Веселые мартышки приглашают нас на зарядку. (Дети, взявшись за руки, стоят парами лицом друг к другу, хором произносят стихи и выполняют движения)
Лучшие качели – гибкие лианы.
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь день качается, да-да-да,
Тот не огорчается никогда.(наклоны в сторону)
Раз-два – выше голова.
Три-четыре – руки шире.
Пять-шесть – Тихо сесть.
Семь-восемь – Лень отбросим.
Дети третьего ряда садятся за парты, а ученики среднего ряда встают к конторкам с тетрадями, карандашами, ластиками.
III. 5. Развитие фонематического слуха.
— В вольере с птицами Незнайка познакомился с … (кем?) (Галка)
— Давайте запишем название этой птицы звуками. Произносим слово, вслушиваемся в первый звук.
Ученик произносит звук, идя к доске, дает его характеристику, берет на сенсорном круге нужную карточку звука и ставит на наборное полотно. Остальные рисуют значок звука в тетради. За правильный ответ ученик получает флажок.
[г] – согласный, звонкий парный, твердый парный.
Аналогично:
[а] – гласный, ударный
[л] – согласный, звонкий непарный, твердый парный
[к] – согласный, глухой парный, твердый парный
[а] – гласный, безударный.
— Ниже записываем буквами.
Гал-ка – читаем по слогам, целым словом, ставим ударение.
6. Физминутка. «Слонята отправились в путь» — гимнастика для пальцев. В это время второй ряд садится, первый – к конторкам с букварем.
Гимнастика для глаз (используется тренажер Базарного). Первоклассники глазами водят по:
— горизонтали,
— вертикали,
— красному кругу по часовой стрелке,
— синему кругу против часовой стрелки,
— зеленой восьмерке.
Учитель помогает, водя указкой.
IV. 7. Обозначение твердости-мягкости согласного звука на письме, когда после него стоит твердый согласный звук.
— Посмотрите на схему, запомните, закройте глаза. (В это время учитель меняет значок-схему [л] на [л’])
— Откройте глаза. Что изменилось? ([л] стал мягким [л’])
— Произносим получившееся слово. (галька)
— Что это такое? (мелкие гладкие морские или речные камушки). Показывает учитель.
— А какое слово у нас написано буквами? (галка)
— Как превратить его в гальку? (поставить ь после буквы л)
— Значит ь может стоять не только в конце слова. Где еще может стоять ь? (в середине слова)
— После гласной или согласной буквы? (согласной)
— Обозначающий твердый или мягкий согласный звук? (мягкий)
— Перед какой буквой? (согласной)
— Давайте скажем хором, что же мы нового узнали о Ь? (ь может стоять в середине слова, если после мягкого согласного звука произносится другой согласный звук).
Вывод оформляется в виде схемы.
V. 8. Работа по учебнику.
— Откройте букварь на странице 110.
Чтение цепочкой слов в столбиках.
Выборочное чтение:
— прочитайте слова с ударением на первом слоге,
— на втором слоге,
— прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие,
— где первый согласный звук твердый (мягкий),
— слово, начинающееся с гласной буквы.
Чтение скороговорки (шепотом, вслух, наизусть, на скорость)
Игра «хоккей»
VI. 9. Итог урока. Рефлексия.
— Что нового вы узнали на уроке о мягком знаке?
— Где он может стоять?
— Урок окончен. Спасибо за работу. Молодцы.
Учитель отмечает флажками активных учащихся.
VIII. Домашнее задание. Расскажите дома, что нового вы узнали на уроке о мягком знаке. Прочитать стр.110-111 букваря.
Список использованной литературы:
-
В.Ф.Репкин. Букварь. Москва, Вита-Пресс, 2011