Урок обучения грамоте 1 класс УМК «Гармония»
Учитель: Митина Елена Анатольевна
Тема: Звук й Буквы Й,й
Тип: урок приобретения новых знаний
Деятельность ученика
| |
| Работа с сигнальными карточками, звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями, задание на выявление звуков и обозначение буквами, упражнения на выделение лишнего. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Организационный момент Эмоциональный настрой | . -Сегодня мы отправимся в гости. А вот к кому и зачем вы узнаете позже. Путешествие будет связано с дорогой. Вспомним правила пешеходов. Взялись все за руки с соседом, улыбнулись ему и тихо сели. |
Эмоциональный настрой, высказывания учащихся
| |||
Введение в тему. Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
| В путешествии нас ожидают разные задания.
Отправляемся в гости на необычном транспорте. Угадай загадку: Дом на рельсах тут как тут, Всех умчит он в 5 минут. Ты садись и не зевай Отправляется … (трамвай) — У нас в городе есть трамваи? А где есть? Какой звук на конце слова? Кто сформулирует тему урока? С каким звуком будем знакомиться? | Буквы гласных, буквы согласных, буквы, не обозначающие звуков.
Выбор решения с доказательством
Работа с сигнальными карточками. Ученики показывают зеленый сигнал, если согласны, красный – если не согласны.
Формулируют учебную задачу. Выделяют новый звук | |||
«Открытие» учащимися новых знаний | Дайте характеристику. Фонематическое упражнение. «Поймай звук» Майка, чашка, чай, пели, пой, рот, рой, МОЙ/МОИ (составить словосочетания) Звук этот обозначается на письме буквой Й,й(печатание) На что похожа буква? Эта буква не простая, Голос краток и сердит, Потому что запятая на её плечах сидит.
Но с буквы Й в русском языке очень редко начинаются слова. Их всего несколько: йод, йога, йогурт, Йошкар – Ола. (Читают дети с доски)
| Переводят информацию, принятую в изобразительной и модельной форме в словесную. Проверяют правильность по схеме, размещаются ли слова в схеме. Ученик работает у доски Самостоятельно произносят слова и выделяют звуки, определяют по звонкости-глухости, мягкости-твердости. Сравнивают звуки Отмечают в схеме у доски. Печатают на доске, в тетрадочках букву | |||
Первичное закрепление изученного | 1.Работа по букварю.
Определи количество слогов. Почему оно разное? Составь предложение с разной интонацией про трамвай по схеме.
______ ________ _______ (. ? ! ) Люди, ожидающие транспорта, могут посидеть на скамейке. Кто заметил место буквы й?(деление на слоги) Правило деления на слоги с этой буквой.
Какой трамвай? Почему он красный? Какая буква помогала описать его? Кто помнит, где нужно обходить трамвай? Чтение правил по поведению на трамвайных путях! 2. Чтение слов с буквой. Мы прибыли с вами на станцию. Вышли и что видим? ЛЕЙ, УЛЕЙ, ЛЕЙКА Какое слово лишнее? Почему?
| Участвуют в игровой ситуации, слушают учителя и «ловят» звуки. Читают хором сначала слова, затем предложения
Читают вслух и наблюдают над ролью буквы. Составляют предложения по схеме Разные слова, разные звуки. Формулируют задание
| |||
Физминутка |
Ой-ой-ой! – сказал ой-ой. – я, мой друг, совсем больной. Ты поди-ка погуляй! Всё пройдёт, — сказал ай-ай. Поправим здоровье больному?
|
| |||
Самостоятельная работа с проверкой по образцу | ИГРА «Составь слова»( работа в парах) СТА СТО _______ЙКА СТРО Как они делятся на слоги? Правило! (запись в тетради) Май – майский, клей – клейкий. Это какие слова? (родственные) Как разделим их на слоги? | Значок работа в парах. Выделить первый звук и обозначит буквой. Работа в парах под руководством учителя. Самостоятельная работа с проверкой на доске. Оценивают свою деятельность.
| |||
Выполнение упражнений на закрепление | Итак, мы приехали в гости к мальчику. Отгадайте его имя по схеме. ______й У него именины. Какую песню поют имениннику? Что ещё можно назвать караваем? Чтение слов песни «Каравай»(ИНСЦЕНИРОВКА) Дифференцированные задания:
На именинах всегда дети играют. Вот придумали игру для нас (работа с антонимами) Что объединяет все эти слова? (й) На какой вопрос они отвечают? |
Инсценируют игру
Выполняют задания разной сложности | |||
Итог урока. Рефлексия. | С каким звуком сегодня познакомились? Дайте ему характеристику. Какой буквой на письме обозначается? Что больше всего понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке: довольны ли вы ею? | Оценка деятельности. |