Урок обучения грамоте  в 1 классе

Тема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж.

УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель начальных классов: Василенко любовь Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Радужный ХМАО –Югра

Тюменская область

Тема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:     образовательные:

  • познакомить  с буквой  Ж   и звуком   [ж];

  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;

  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательная:

  • воспитывать интерес к чтению;

  • привитие навыков культурного общения;

  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

Формы обучения:

    • фронтальная работа;

    • групповая;

    • парная;

    • индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, фишки для обозначения звуков, касса букв и слогов, образцы печатных букв «Ж» и «ж».

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

— Ребята, а какой у вас девиз?

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

— А эпиграфом урока будут слова:

«С малой удачи начинается большой успех».

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

Мы отлично учимся,

У нас все получится.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

— Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе.

Игра «Живые буквы»

1) Встаньте те ребята, у которых на карточках написаны буквы, обозначающие гласные звуки.

2) Назовите лишнюю букву. Почему?

3) Встаньте те, у кого написаны «хитрые буквы».

4) Встаньте те, у кого написаны буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.

5) Встаньте те, у кого на карточках написаны буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.

6) К ним присоединятся учащиеся с буквами, которые обозначают парные глухие согласные звуки. Образуйте пары.

— Ребята, как вы думаете, почему ученик, у которого на карточке написана буква Ж, не смог определиться, к каким буквам ему присоединиться?

Участвуют в игре, выходят к доске с карточками, на которых написаны соответствующие буквы.

1) (А, о, у, э, ы, и)

2) (и – обозначает мягкость предшествующего согласного.)

3) (Я, ю, ё, е)

4) (Й, н, л, м, р)

5) (Б, в, г, д, з,)

6) (П, ф, к, т, с)

-Эту букву еще не изучали.

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3. Постановка учебной задачи.

— Ребята, какие затруднения возникли в ходе игры?

— Я надеюсь, сегодня на уроке мы сумеем устранить все возникшие затруднения.

— Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Буквоград», а узнать с какой буквой мы сегодня познакомимся, а также определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко».

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын….

Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобой дружим.

Весело нам бегать

Босиком по ….

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе….

— Назовите первые звуки слов — отгадок.

— А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.

— Чему вы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока.

Создание проблемной ситуации

Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся — особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.

— Не знаем, к какой группе букв относится новая буква.

Отгадывают загадки.

жираф

лужам

живот

Называют первый звук слов-отгадок: [ж].

Формулируют тему урока:

Звук [ж], буква Ж.

Формулируют цели:

-познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.

— учиться читать слоги, слова,

тексты с новой буквой.

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

4. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

— Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.

1. Составление плана решения проблемы

Исследование нового звука вы будете проводить в группах.

Давайте составим план исследования.

Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать?

-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?

Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?

2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

— Ребята, посовещайтесь в группах, сделайте звуковой анализ слов «лыжи» и «пирожок» на основе моделей, составьте звуковые схемы этих слов, поставьте все известные вам буквы,

подготовьте характеристику звука [ж] по плану, который мы с вами обсудили и постарайтесь определить, в чем особенность изучаемого звука.

3. Представление результатов исследования.

А сейчас послушаем представителей от каждой группы, которые расскажут о результатах своих исследований.

— Какие проблемы возникли при исследовании нового звука?

— В чем особенность звука [ж]?

— В каком районе «проживает» звук [ж]?

4. Игра «Подбери слово»

Может быть, в других словах звук [ж] произносится мягко?

— Придумайте слова с новым звуком.

— Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко?

5. Физкультминутка

Игра «Гости»

Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – ему низкий поклон, а если нет – прячемся под парту.

6. Знакомство с новой буквой

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?

— На что похожа буква Ж?

— Многие поэты заметили сходство буквы Ж,

с жуком, со снежинкой и сочинили такие стихи.

7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

— Прочитайте слоги.

— Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного.

— Мягко или твердо прозвучал звук [ж]? Почему?

-В районе согласных.

-Выдвигают версии.

-Звонкий он или глухой, мягкий или твердый.

-Приложить руку к горлу и послушать работает ли «моторчик».

— Послушать, как он звучит в словах.

Учащиеся работают в группах: соотносят звуковую форму слов с буквенной, заменяют фишки в моделях слов буквами.

Представитель от каждой группы представляет результат исследований:

звук [ж] согласный, звонкий,

твердый.

-В слове «лыжи» после буквы Ж стоит буква «и», которая смягчает предшествующий согласный, но звук [ж] произносится твердо.

-У звука [ж] нет мягкой пары.

— В районе Согласных.

Подбирают слова со звуком

[ж].

— Нет, не удалось.

-Звук [ж] всегда твердый.

Участвуют в игре.

Ученики читают стихи.

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце ее

Не растопит уже!

Читают слоги.

— Твердо. Звук [ж] – всегда твердый.

Познавательные: логические:

— анализ объектов с целью выделения признаков;

— подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:

— постановка и решение проблемы;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково — символические)

создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные:

— планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные:

— умение работать в группе;

— учитывать разные мнения;

— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

логические:

— выбор оснований и критериев для сравнения.

5. Первичное закрепление.

1.Чтение слов, загадок

Дифференцированная работа по учебнику

(с.122)

1 группа

— Прочитайте слова, найдите слова – названия животных.

2 группа

— Прочитайте слова, найдите слова – действия.

3 группа

— Прочитайте и отгадайте загадки.

— Что интересного в этих загадках?

2. Физкультминутка

ЖУК

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках —

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел, улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

3. Занимательные задания

Дифференцированная работа в группах по учебнику (с.123)

1 группа

Составьте слова со слогом «жа».

2 группа

— Составьте новые слова, меняя одну букву.

3 группа

— Игра «Найди слово в слове».

4. Чтение рассказа «Жаба и жук».

— Вы можете предположить, о чем этот рассказ?

— Кто прочитает рассказ?

Вопросы по содержанию:

Где жила жаба?

— Кто сел ей на голову?

— Каким был жук?

— Почему жаба прыгнула в воду?

— Какой была жаба?

— Вы можете предположить, что может произойти с жуком после прыжка жабы в воду?

— Вам понравилась Жаба? А Жук?

-Жук, уж, жаба.

-Скажи, покажи, завяжи.

-Еж, снег.

-В загадках есть одинаковые слова, но отгадки совершенно разные.

Выполняют соответствующие движения.

-Жало, жабо, жаба, жара, жалит, сажа, кожа, лужа, ложа.

— Жара, пара, парк, паук.

Ежик, жеребенок, жаворонок, пожар, этажерка.

Выдвигают версии.

Чтение рассказа детьми вслух.

— У пруда.

— Жук.

-Жук был веселым.

— Чтобы избавится от жука.

— Умной.

— Жук может улететь или утонуть.

Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

— формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные:

— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

прогнозирование.

Личностные:

-формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

6. Самостоятельная работа

Работа в рабочей тетради «Я учусь писать и читать»

— Закрасить те части рисунка, в которые вписана буква ж.

Самостоятельно выполняют задания в тетради.

Регулятивные:

— самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Разноуровневые задания по карточкам.

Работа в парах.

-Ребята, предлагаю вам поработать в парах.

У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности, с которым вы можете справиться. При выборе карточки, прислушайтесь к мнению соседа по парте.

Красные карточки:

1. Прочитайте пословицы и поговорки, расставьте ударения в словах.

2. Посчитайте, сколько раз встретилась буква Ж.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Ему скажи, да укажи, да в рот положи.

Зеленые карточки:

1.Прочитать скороговорки, раздели слова на слоги.

2.Подчеркни все буквы Ж.

У Жоры – уж, у Розы – уж.

Жутко жуку жить на суку.

У ежа – ежата, у ужа — ужата.

Желтые карточки:

1.Прочитай слова, подчеркнуть слоги с буквой ж.

2. Обведи в кружок все буквы Ж.

Жи–вот, лу–жа, жа–во–ро–нок, са-жа, же-ле-зо, лы-жи, жа-ло-ба, жа-ра.

Выполняют задания в парах.

Регулятивные:

— самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

Коммуникативные:

— умение работать в паре;

— учитывать разные мнения.

8. Рефлексия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

— Какой была тема урока?

— Какие цели вы ставили?

— Удалось ли достичь этих целей?

— Возникали у вас затруднения?

— Вы смогли их преодолеть?

Оцените свою работу на уроке.

— Если вам было интересно, все понятно, то покажите веселое солнышко.

— Если у вас иногда возникали сомнения – солнышко, которое выглянуло из-за тучки.

— Если не разобрались в теме, было не очень интересно – тучку.

-Звук [ж], буква Ж..

-Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой.

-Да.

-Да.

-Да

Показывают сигналы.

Регулятивные:

-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Используемые источники:

  1. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Букварь. М: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.

  2. М.И. Кузнецова. Тетрадь «Я учусь писать и читать» М: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.

  3. .Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам.

М: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.

4. В.В.Волина. Праздник Букваря. М. «АСТ – ПРЕСС», 1996.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here