Урок обучения грамоте в 1 классе по УМК «Школа России»
Тема: «Согласные звуки [з], [з’]. Буквы З з ».
Цели урока (предметные):
— знакомство со звуками [з], [з’] и буквой, которая их обозначает;
— формирование навыка чтения слогов, слов;
— развитие фонематического слуха;
— развитие внимания, памяти, мышления;
— обогащение словарного запаса детей;
— развитие связной устной речи учащихся.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные:
— обладать мотивационной основой учебной деятельности;
— использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
— использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
— проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
— осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;
Коммуникативные:
— строить понятные для партнёра высказывания;
— задавать вопросы;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: доски для индивидуальной работы учащихся, наборное полотно, конверт с условными обозначениями звуков, рисунки человечков для этапа рефлексии, стенд « Буквоград» — таблица слогов, мультимедийная установка.
Ход урока
Организационный момент.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Значит, начинается урок. Урок обучения грамоте.
— По какому городу путешествуем? (по Буквограду).
— Кто живёт в этом городе? (Буквы, слоги- слияния )
— Зачем нам нужно знать буквы?
(Чтобы обозначать звуки на письме, читать, писать).
Мы вернёмся в наш Буквоград, потому что сегодня будем знакомиться с новым жителем.
2.Актуализация знаний.
—Покажите звуковую схему этого слова.
-Сколько звуков в этом слове? ( 7 звуков, 3 слога, 2 слог ударный)
-.Какой звук в этом слове для нас новый? [з]
— При обозначении 1 звука буквой в этом слове
может у вас возникнуть проблема. Почему ?
1.Не все знают ещё написание буквы, которая на письме обозначает звук [з],
— При обозначении 2 и 3 звуков буквами в этом слове
может у вас возникнуть проблема. Почему?
2. Гласные находятся в слабой позиции.( 2 гласные безударные) [а]
Зоопарк
3.Формулирование учащимися темы урока.
— Кто живёт в зоопарке?
(Звери)
-.Какой первый звук в этом слове ?
[з]
— Кто догадался, какая тема нашего урока?
(Мы познакомимся с новыми звуками [з] и [з’], и буквами, которые их обозначают; будем читать слоги, слова и тексты с новой буквой).
— И конечно, на уроке разговор будет о зоопарке и животных, обитающих в нём.
4.Знакомство с новыми звуками.
1.— Произнесите звук [з] . Как работает речевой аппарат?
Звук [з] : зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы. Горло дрожит.
Характеристики звука [з] .
[з] – согласный, твёрдый, звонкий
-Приведите свои примеры слов, в которых этот звук будет мягкий.
( Зима, зеркало…)
-Произнесите звук [З’]. Как работает речевой аппарат?
Звук [з’] : зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы. Горло дрожит.
Характеристики звука [з’] .
[з’] – согласный, мягкий, звонкий.
Загадка о зебре
По лужайке целый час
Бегает игриво
Полосатенький матрас
С хвостиком и гривой
Слайд –текст о зебре
-Сделайте звуковую схему слова.
Цели:
Узнать характеристику звуков [з], [з’] и букву, которая их обозначает;
Уметь отличать новые звуки и букву; читать слоги, слова с новой буквой
5. Знакомство с новой буквой
-Показываю новую букву.
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три.
З – не просто завитушка,
З –пружинка, крендель, стружка.
— Её к нам привели сказочные герои.
4.Фонетическая зарядка.
Золушка, Русалка, Мальвина…
-( Если в названии зтого героя есть новый звук (з) или (з,)——— встаём и радостно приветствуем этого гостя « Проходите, гости дорогие!»
-Если в названии этого героя нет нового звука (з) или (з,) —приседаем и прячемся
5. Повторение изученных звуков и букв.
-Мы в нашем городе Буквограде. Прежде, чем дать домик новой букве,
мы должны познакомить её с жителями этого города.
6. Работа в группах
1. -Кто живёт на улице гласных?
—Нужно разделить буквы на две группы
У доски 3 человека:
1. Буквы гласных звуков, обозначающих мягкость согласного звука? ( и ,е )
2.Буквы гласных звуков, обозначающих твёрдость согласного звука? (а,о,у,ы,)
3. -Кто живёт на улице согласных?
(Буквы, обозначающие на письме согласные звуки)
4.-Нужно разделить буквы на две группы: У доски 3 человека:
-буквы звонких согласных звуков,
– буквы глухих согласных звуков.
5. — Кто живёт на улице слияний? ( прочитать слияния с буквой и,е )
7. Самостоятельная работа. Чтение слов.
8. Самостоятельная работа. Письмо слов.
(3 уровня сложности)
1.Вывод: можем ли мы объединить все слова, по какому-то общему для них признаку. ( Это названия животных)
2.Где мы можем увидеть этих животных? (в зоопарке)
9. Физкультминутка
— Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мышки,
Дружно сели все за книжки.
10. Дифференцированные задания. Групповая работа.
1,2,3 ряды – найти в словах звуки [з], [з’] « Азбуки»
4 ряд – Исключите из этого списка слово, отличающееся по двум признакам
одновременно и запишите его на индивидуальной доске.
5 ряд – рассказы о животных
11. Слоги — слияния с буквой З. « Заселение их в Буквоград»
Мы обещали букве дать место в Буквограде
За, зо, зу, зы, зи, зе.
1-2 -3 ряд (придумать слова)
4-5 ряд
Исключите из этого списка слово, отличающееся по двум признакам
одновременно.
13. Физкультминутка (На фоне видео Зоопарка и песни
« Танцуйте сидя»)
14.Беседа о Зоопарке
— Что мы с вами посетили на прошлой неделе?
-Как нужно себя вести в зоопарке?
15. Работа по учебнику.
— Рассмотрите иллюстрацию в «Азбуке» с.94
1. Что изображено на рисунке? ( Зоопарк)
2.Каких животных вы здесь видите?
3. Как вы понимаете значение слова зоопарк?
Зоопарк – это место, где содержат диких животных в клетках, вольерах. Здесь ученые наблюдают за животными, учатся их разводить и сохраняют многих редких животных.
16. Чтение учителем.
Работа над текстом с. 95.
— Кто за забором?
— Кого узнали дети?
— Кто из детей первый увидел слона? (Зина)
17. Чтение хорошо читающим учеником.
Беседа по прочитанному:
– Какие звери были в зоопарке? (Лев, слон)
– Что делал слон?
— Почему слон посыпает песком спину?
18. Чтение рассказа цепочкой по одному предложению.
18. Игра «Экскурсовод в зоопарке»
Рассказы о животных (на фоне видео Зоопарка)
19. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
-Что должны оставить в памяти ?
(Характеристику звука [з] – согласный, твёрдый, звонкий)
Характеристику звука [з,] – согласный, мягкий, звонкий
Обозначаются на письме буквой З
20. Рефлексия урока.
На доске рисунки трёх человечков.
— Сделай так, как человечек, если:
— руки вверх — этот человечек усвоил новое знание,
— руки в стороны — этот человечек сегодня не совсем усвоил новое знание, ему еще нужна помощь,
— руки вниз — этот человечек расстроился, тема для него сегодня совершенно непонятна.