Урок обучения грамоте в 1 классе по УМК «Школа России»

Тема: «Согласные звуки [з], [з’]. Буквы З з ».

Цели урока (предметные):

— знакомство со звуками [з], [з’] и буквой, которая их обозначает;

— формирование навыка чтения слогов, слов;

— развитие фонематического слуха;

— развитие внимания, памяти, мышления;

— обогащение словарного запаса детей;

— развитие связной устной речи учащихся.

Формирование универсальных  учебных  действий (УУД):

Личностные:

— обладать мотивационной основой учебной деятельности;

— использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

— адекватно воспринимать предложения и оценку  учителя, сверстника.

Познавательные:

— использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

— проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

— осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;

Коммуникативные:

— строить понятные для партнёра высказывания;

— задавать вопросы;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование:  доски для индивидуальной работы  учащихся, наборное полотно, конверт с условными обозначениями звуков,  рисунки человечков для этапа рефлексии, стенд « Буквоград» — таблица слогов, мультимедийная установка.

Ход урока

Организационный момент.

            Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Значит, начинается урок. Урок обучения грамоте.

— По какому городу путешествуем? (по Буквограду).

— Кто живёт в этом городе? (Буквы, слоги- слияния )

— Зачем нам нужно знать буквы?

(Чтобы обозначать звуки на письме, читать, писать).

Мы вернёмся в наш Буквоград, потому что сегодня будем знакомиться с новым жителем.

2.Актуализация знаний.

Покажите звуковую схему этого слова.

-Сколько звуков в этом слове? ( 7 звуков, 3 слога, 2 слог ударный)

-.Какой звук в этом слове для нас новый? [з]

— При обозначении  1 звука буквой в этом слове

может у вас возникнуть проблема. Почему ?

1.Не  все знают ещё написание  буквы, которая на письме обозначает звук [з],

— При обозначении  2 и 3 звуков буквами в этом слове

может у вас возникнуть проблема. Почему?

2. Гласные находятся в слабой позиции.( 2 гласные безударные)  [а] 

Зоопарк

3.Формулирование  учащимися темы урока.

— Кто живёт в зоопарке?  

                  (Звери)

-.Какой первый звук в этом слове ?

                             [з]

— Кто догадался, какая тема нашего  урока?

(Мы познакомимся с новыми  звуками [з] и [з’], и  буквами, которые  их обозначают; будем читать слоги, слова и тексты с новой буквой).

— И конечно, на уроке  разговор будет о зоопарке и животных, обитающих в нём.

4.Знакомство с новыми звуками.
1.— Произнесите звук [з]  . Как работает речевой аппарат?

Звук [з]  : зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы.  Горло дрожит.

 Характеристики звука [з] .

[з]  – согласный,  твёрдый, звонкий

-Приведите свои примеры слов, в которых этот звук будет мягкий.

 ( Зима, зеркало…)

-Произнесите звук [З’]. Как работает речевой аппарат?

Звук [з’]  : зубы сближены. Губы  растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы.  Горло дрожит.

 Характеристики звука [з’] .

[з’]  – согласный, мягкий, звонкий.

Загадка о зебре   

 

 По лужайке целый час                                        

Бегает игриво

Полосатенький матрас

С хвостиком и гривой

Слайд –текст о зебре

-Сделайте звуковую схему слова.

Цели:

Узнать характеристику  звуков [з], [з’] и букву, которая их обозначает;

Уметь отличать новые звуки и букву;  читать слоги, слова с новой буквой

5. Знакомство с новой буквой

 -Показываю новую букву.

На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра три.                

З – не просто завитушка,

 З –пружинка, крендель, стружка.

— Её к нам привели сказочные герои.

4.Фонетическая зарядка.

Золушка, Русалка, Мальвина…

-( Если в названии зтого героя есть новый звук (з) или (з,)———  встаём и радостно приветствуем этого гостя « Проходите, гости дорогие!»

-Если в названии этого героя нет нового звука (з) или (з,) —приседаем и прячемся

5.   Повторение изученных звуков и букв.

-Мы в нашем городе Буквограде. Прежде, чем дать домик  новой букве,

мы должны познакомить её с жителями этого города.  

6.  Работа в группах

          1.  -Кто живёт на улице гласных?

Нужно разделить буквы на две группы

 У доски 3 человека:

1. Буквы гласных звуков, обозначающих  мягкость согласного звука? ( и ,е )

2.Буквы гласных звуков, обозначающих  твёрдость  согласного звука? (а,о,у,ы,)

3.  -Кто живёт на улице согласных?

(Буквы, обозначающие на письме согласные звуки)

4.-Нужно разделить буквы на две группы: У доски 3 человека:

 -буквы  звонких согласных звуков,

 – буквы глухих согласных  звуков.                 

5. — Кто живёт на улице слияний?  ( прочитать слияния с буквой и,е )

7. Самостоятельная работа. Чтение слов.

8. Самостоятельная работа. Письмо слов.

 (3 уровня сложности)

1.Вывод: можем ли мы объединить все слова, по какому-то общему для них признаку. ( Это названия животных)

2.Где мы можем увидеть этих животных? (в зоопарке)

9. Физкультминутка  

— Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мышки,
Дружно сели все за книжки.
10. Дифференцированные задания. Групповая работа.

1,2,3 ряды – найти в словах звуки [з], [з’] « Азбуки»

4 ряд – Исключите из этого списка слово, отличающееся по двум признакам

одновременно и запишите его на индивидуальной доске.

5 ряд – рассказы о животных

11. Слоги — слияния с буквой  З. « Заселение их в Буквоград»

 Мы обещали букве дать место в Буквограде

За, зо, зу, зы, зи, зе.

1-2 -3 ряд (придумать слова)

4-5 ряд

Исключите из этого списка слово, отличающееся по двум признакам

одновременно.

13.  Физкультминутка   (На фоне видео Зоопарка и песни

 « Танцуйте сидя»)

14.Беседа о Зоопарке

— Что мы с вами посетили на прошлой неделе?

-Как нужно себя вести в зоопарке?

15. Работа по учебнику.

— Рассмотрите иллюстрацию в «Азбуке» с.94

1. Что изображено на рисунке? ( Зоопарк)

2.Каких животных вы здесь видите?

3. Как вы понимаете значение слова зоопарк?

Зоопарк – это место, где содержат диких животных в клетках, вольерах. Здесь ученые наблюдают за животными, учатся их разводить и сохраняют многих редких  животных.

16. Чтение учителем.

Работа над текстом с. 95.

— Кто за забором?

— Кого узнали дети?

— Кто из детей первый увидел слона? (Зина)

17. Чтение хорошо читающим учеником.

Беседа по прочитанному:

Какие звери были в зоопарке? (Лев, слон)

Что делал слон?

— Почему слон посыпает песком спину?

18. Чтение рассказа цепочкой по одному предложению.

18. Игра «Экскурсовод в зоопарке»

 Рассказы о животных  (на фоне видео Зоопарка)

19. Итог урока.

— Что нового узнали на уроке?

-Что должны оставить в памяти ?

(Характеристику звука [з]  – согласный,  твёрдый, звонкий)

Характеристику звука [з,]  – согласный,  мягкий, звонкий

Обозначаются на письме буквой З

20. Рефлексия урока.  

На доске рисунки трёх человечков.

 Сделай  так, как человечек, если:

— руки вверх — этот человечек усвоил новое знание,

— руки в стороны — этот человечек сегодня не совсем усвоил новое знание, ему еще нужна помощь,

— руки вниз — этот человечек расстроился, тема для него сегодня совершенно непонятна.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here