Имя прилагательное. (6 класс.)
(Урок-повторение изученного в 5 классе.)
Учебник: Русский язык. 6 класс. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова.
Цель: повторить изученное в 5 классе об имени прилагательном (значение, морфологические и синтаксические признаки, роль в тексте); закрепить правописание падежных окончаний прилагательных; развивать речь учащихся.
Оформление доски(«крылья» закрыты):
Шестнадцатое декабря. Имя прилагательное.
Чуден Днепр при тихой погоде.
| Д/з: параграф 47; упр. 271. |
На обратной стороне «крыльев» доски (или на слайде):
В саду выросла роза. Она привлекает внимание запахом и цветом. Но радость Эта омрачена шипами. Они есть у розы, их много.
|
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель (или ученик) читает тексты, записанные на доске (или слайде), обращается к классу:
— Оцените данные тексты (понравились/не понравились). Может быть, вам хочется в них что-нибудь исправить? Дают ли они точную информацию о предмете? Что бы вы в них добавили?
(Не хватает полноты в описании; оно станет более точным и выразительным, если распространить прилагательными.)
Сообщение темы урока, целей, запись в тетради числа и темы урока. (Можно предложить учащимся сформулировать тему урока, обозначить его цели.)
— Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки – становится серым, однообразным.
Записать один из текстов в тетрадь, добавив в него прилагательные. Дети зачитывают полученное.
— Какую роль выполняют прилагательные в нашей речи?
(Помогают точнее описать предметы, пейзаж, портрет, выразить внутреннее состояние человека, его переживания, чувства, отношение к окружающему, делают речь богатой, образной.)
Плакат (или слайд):
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надобно беречь.
— А теперь обратимся к написанному на доске предложению. Найдите в нём прилагательные и выполните их морфологический разбор. (Два ученика работает у доски.)
Опрос: что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Какую роль выполняет в предложении?
На основе ответов оформляется стенд около доски или выводится информация на слайдах:
Имя прилагательное
признак предмета
какой? чей?
полная и краткая форма
род, число, падеж
определение, сказуемое
— Как видите, вы уже немало знаете об этой части речи, но это далеко не всё, и на следующих уроках мы будем знакомиться с другими признаками прилагательного, а также с особенностями его правописания.
Озвучивание и объяснение домашнего задания.
Физкультминутка:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
А сейчас смотрит вперёд –
Тут немного отдохнёт.
Теперь Варвара смотрит вверх!
Выше всех, всё дальше вверх!
Возвращает взгляд обратно –
Отдохнуть всегда приятно.
А сейчас посмотрит вниз –
Мышцы шеи напряглись.
Отдохнули, всем приятно,
А теперь к труду обратно.
— Как вы понимаете выражение «прилагательные согласуются с существительными»?
(Завися от них, то есть ставятся в том же падеже, роде, числе, что и существительные, к которым они относятся.)
Выполняется упражнение 272. Задание: согласовать прилагательные с существительными, выписать полученные словосочетания, правильно написать и выделить окончания прилагательных (один ученик комментирует один пример).
— Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание прилагательного?
(Поставить к нему вопрос от существительного и по вопросу узнать окончание прилагательного.)
Идёт коллективное комментированное выполнение задания.
Подведение итогов урока.
— Итак, что вы делали, чтобы не ошибиться в написании окончаний имён прилагательных? Что такое прилагательное? Что мы о нём уже знаем? (Учащиеся рассказывают правила.)
— А сейчас небольшая проверочная работа. (Выполняется сразу в тексте, распечатанном для каждого ученика. Задание дифференцировано: 2 вариант рассчитан для учащихся послабее.)
Задания.
1 вариант.
Дописать окончания прилагательных, определить число и падеж выделенных слов.
Ранн… летн… утром идёшь на рыбалку. В руках –
небольш… пластмассов… ведро, в кармане лежит маленьк…
кусочек хлеба. Ты спешишь, мечтаешь поймать огромн… рыбу.
Ещё свежо, холодн… ветер проникает сквозь лёгк… одежду, но ты
ничего не чувствуешь. Тебя ждёт красив… река и свеж… рыба.
2 вариант.
Дописать окончания прилагательных, определить число и род выделенных слов.
Ранн… летн… утром идёшь на рыбалку. В руках –
красн… пластмассовое ведро, в кармане лежит маленьк…
кусочек хлеба. Ты спешишь, мечтаешь поймать огромн… рыбу.
Холодн… ветер проникает сквозь лёгк… одежду, но ты
ничего не чувствуешь. Тебя ждёт красив… река и свеж… рыба.