Имя прилагательное. (6 класс.)

(Урок-повторение изученного в 5 классе.)

Учебник: Русский язык. 6 класс. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова.

Цель: повторить изученное в 5 классе об имени прилагательном (значение, морфологические и синтаксические признаки, роль в тексте); закрепить правописание падежных окончаний прилагательных; развивать речь учащихся.

Оформление доски(«крылья» закрыты):

Шестнадцатое декабря.

Имя прилагательное.

Чуден Днепр при тихой погоде.

Д/з: параграф 47;

упр. 271.

На обратной стороне «крыльев» доски (или на слайде):

По улице идет человек. Ему немало лет.

В руке у него портфель, не голове шляпа,

одет в пальто.

В саду выросла роза. Она привлекает

внимание запахом и цветом. Но радость

Эта омрачена шипами. Они есть у розы, их много.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель (или ученик) читает тексты, записанные на доске (или слайде), обращается к классу:

— Оцените данные тексты (понравились/не понравились). Может быть, вам хочется в них что-нибудь исправить? Дают ли они точную информацию о предмете? Что бы вы в них добавили?

(Не хватает полноты в описании; оно станет более точным и выразительным, если распространить прилагательными.)

Сообщение темы урока, целей, запись в тетради числа и темы урока. (Можно предложить учащимся сформулировать тему урока, обозначить его цели.)

— Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки – становится серым, однообразным.

Записать один из текстов в тетрадь, добавив в него прилагательные. Дети зачитывают полученное.

— Какую роль выполняют прилагательные в нашей речи?

(Помогают точнее описать предметы, пейзаж, портрет, выразить внутреннее состояние человека, его переживания, чувства, отношение к окружающему, делают речь богатой, образной.)

Плакат (или слайд):

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надобно беречь.

— А теперь обратимся к написанному на доске предложению. Найдите в нём прилагательные и выполните их морфологический разбор. (Два ученика работает у доски.)

Опрос: что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Какую роль выполняет в предложении?

На основе ответов оформляется стенд около доски или выводится информация на слайдах:

Имя прилагательное

признак предмета

какой? чей?

полная и краткая форма

род, число, падеж

определение, сказуемое

— Как видите, вы уже немало знаете об этой части речи, но это далеко не всё, и на следующих уроках мы будем знакомиться с другими признаками прилагательного, а также с особенностями его правописания.

Озвучивание и объяснение домашнего задания.

Физкультминутка:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

А сейчас смотрит вперёд –

Тут немного отдохнёт.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, всё дальше вверх!

Возвращает взгляд обратно –

Отдохнуть всегда приятно.

А сейчас посмотрит вниз –

Мышцы шеи напряглись.

Отдохнули, всем приятно,

А теперь к труду обратно.

— Как вы понимаете выражение «прилагательные согласуются с существительными»?

(Завися от них, то есть ставятся в том же падеже, роде, числе, что и существительные, к которым они относятся.)

Выполняется упражнение 272. Задание: согласовать прилагательные с существительными, выписать полученные словосочетания, правильно написать и выделить окончания прилагательных (один ученик комментирует один пример).

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание прилагательного?

(Поставить к нему вопрос от существительного и по вопросу узнать окончание прилагательного.)

Идёт коллективное комментированное выполнение задания.

Подведение итогов урока.

— Итак, что вы делали, чтобы не ошибиться в написании окончаний имён прилагательных? Что такое прилагательное? Что мы о нём уже знаем? (Учащиеся рассказывают правила.)

— А сейчас небольшая проверочная работа. (Выполняется сразу в тексте, распечатанном для каждого ученика. Задание дифференцировано: 2 вариант рассчитан для учащихся послабее.)

Задания.

1 вариант.

Дописать окончания прилагательных, определить число и падеж выделенных слов.

Ранн… летн… утром идёшь на рыбалку. В руках –

небольш… пластмассов… ведро, в кармане лежит маленьк…

кусочек хлеба. Ты спешишь, мечтаешь поймать огромн… рыбу.

Ещё свежо, холодн… ветер проникает сквозь лёгк… одежду, но ты

ничего не чувствуешь. Тебя ждёт красив… река и свеж… рыба.

2 вариант.

Дописать окончания прилагательных, определить число и род выделенных слов.

Ранн… летн… утром идёшь на рыбалку. В руках –

красн… пластмассовое ведро, в кармане лежит маленьк…

кусочек хлеба. Ты спешишь, мечтаешь поймать огромн… рыбу.

Холодн… ветер проникает сквозь лёгк… одежду, но ты

ничего не чувствуешь. Тебя ждёт красив… река и свеж… рыба.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here