Автор Писаревская Татьяна Петровна Новосибирская область Баган БСОШ №1
Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику». 1 класс
слайд 1
Цель и задачи урока:
Расширить и закрепить у учащихся знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках языка;
Развитие и коррекция внимания, памяти, мышления, сообразительности, устной и письменной речи, способности анализировать и делать выводы
воспитать у учащихся интерес и любовь к русскому языку, чтению, ко всему окружающему.
Оборудование и средства обучения:
Компьютер, мультимедийный проектор. Карта путешествия, картинки
со словами, ребусы, иллюстрации к сказкам, разделённые на слоги,
музыка для релаксации. (все оформлено в одну презентацию)
Жюри (три выпускника учителя. Учащиеся 5а класса)
Ход урока
-
Организационный момент.
Создание эмоционального настроя. Слайд 2
Прозвенел для всех звонок,
Начинается урок.
Давайте разговаривать.
И будем выговаривать
Всё правильно и верно,
Чтоб было всем понятно.
II. Речевая зарядка.
На уроках мы много говорим, и не только на уроках, но и везде где бы мы не находились. А какую речь нам приятнее слушать? (Четкую, эмоциональную, чистую, красивую, правильную).
Да, культурный человек должен иметь такую речь, а для этого нужно упражняться.
Произносим чистоговорку:
Та – та – та – в нашем классе чистота. Слайд 3
Ту – ту – ту – наводим сами красоту.
Ты – ты – ты – нами политы цветы.
Ят –ят –ят – парты ровненько стоят.
Ют –ют –ют – очень любим мы уют.
— Спасибо! Я думаю, люди при разговоре хорошо будут понимать вашу речь.
III. Актуализация знаний.
Ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну со строгим названием – Грамматика. Что означает слово грамматика?
Грамматика – наука точная, строгая, как математика и такая же не скучная. Но не волнуйтесь! Путешествие будет веселым, интересным. Правда вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке. И еще, чтобы в путь отправиться вы должны успешно пройти испытания на знание букв русской азбуки (алфавита). Итак, начинаем! Вы должны угадать все буквы. Слайд 4 — 7
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук. (Ж)
Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядом,
А между ними — поясок,
Натянутый наискосок. (И)
На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3. (З)
Молодцы! Вы прекрасно выдержали первое испытание. Теперь можно отправиться в путь. Не сбиться с дороги и сделать все остановки нам поможет путеводитель нашего путешествия
Слайд 8 Карта путешествия
Остановка 1-ая «Угадайка»
Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать. И действительно – начинаем отгадывать загадки. Слайд 9
По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышей – вожжи..
Он без них не может.
(Троллейбус)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
(Солнце)
В этом белом сундучище
Мы храним на полках пищу.
На дворе стоит жарища,
В сундучище — холодище.
(Холодильник)
Кто самый первый входит в дом,
А все за ним идут хвостом?
(Ключ)
Есть у вас в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
(Пылесос)
Ответы на следующие загадки можно давать хором, всем вместе.
Слайд 10 — 13
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?
(Мухи)
И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете:
На поляне, на опушке –
Мы зеленые…
(Лягушки)
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня?
(Коньки)
На маленькой площадке крик.
К воротам рвется ученик.
Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!»
Веселая игра…
(Хоккей)
Вы отлично умеете отгадывать загадки. Однако на следующей станции под названием «Смекалка» вам придется хорошенько подумать над трудными заданиями, которые приготовил для нас ворчливый дед Буквоед.
Остановка 2-я. «Смекалка» слайд 14
Ребусы деда Буквоеда. Какие слова в них зашифрованы?
(Голова, волк, рукава, ложка. )
Остановка 3-я. «Учебная» слайд 15 — 21
Теперь мы узнаем, на сколько хорошо вы имеете читать и писать. Попробуйте исправить ошибки, которые допущены в словах, подписанных под картинками.
Попробуйте в стихотворении, которое я прочту, отыскать буквы, которые стоят не на своем месте.
Не известно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
И едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела.
Начали твориться.
Закричал охотник «Ой,
Двери гонятся за мной!»
(Звери)
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
(Крышу)
Посмотрите-ка ребята,
Ракивыросли на грядке.
(Маки)
У печи с удочкой сижу,
От рыбы глаз не отвожу.
(У речки)
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
(На коне)
Загремел весенний гном,
Тучи на небе кругом.
(Гром)
Физкультминутка. Слайд 22(включается музыка)
Релаксация «твоя звезда».
Звучит тихая музыка.
Учитель читает текст.
— Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…
Теперь каждый пусть представит себе, что над головой висит чудесная золотая звезда. Это – твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представь себе, что ты с ног до головы озарён светом этой звезды, светом звезды и радости… Представь себе ещё, что этот свет насквозь пронизывает всё твоё тело… Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуй как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного тёплого света, и что этот свет идет ко всем ребятам в этой комнате… Подумай обо всех, кто находится в этой комнате, и пошли всем немного своего света…
Теперь прислушайся к самому себе. Ощущаешь ли ты какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу?
Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, или у тебя грустное настроение, или тебе просто нужны свежие силы…
А сейчас попрощайся со звездой и возвращайся назад. Когда я досчитаю до трёх, ты можешь открыть глаза и снова оказаться в этой комнате. Раз… Два… Три…
— Кто слушал меня, тот может сказать, что самое главное услышал в этом упражнении? (Как важно вовремя помочь, поддержать другого человека своим теплом, участием.)
— Да, нам легче жить, когда мы чувствуем чью-то поддержку, внимательное отношение к себе.
Остановка 4-я. «Сказочная» Василиса Премудрая. Она просит назвать сказки, отрывки из которых вы услышите. Слайд 23 — 26
Выходит девочка в костюме Василисы и читает отрывки из сказок.
Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает.(«Лиса и Журавль».)
Бабка за детку, детка за репку, внучка за бабку. Тянут — потянут, вытянуть не могут.(«Репка».)
— Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка — квакушка. А ты кто?(«Теремок».)
— Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.(«Маша и медведь».)
А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везет, битый небитого везет.» («Волк и лиса».)
Зашел Иван-Царевич в топкое болото. Смотри – сидит лягушка — квакушка и его стрелу держит. («Царевна-лягушка».)
Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят и съел. («Волк и семеро козлят».)
Остановка 5-я. «Лесная» слайд 27
Вот мы добрались до следующей станции. Здесь нас ожидает ежик. Ему нужна помощь.
Под ольхой в тени ветвей
Серый еж созвал гостей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились в кочку,
Разлетелись на кусочки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помогите их собрать!
Мед ка
Бар тел
Дя ведь
Бел са
Ли яц
За сук
(Медведь, барсук, дятел, белка, лиса, заяц.)
Остановка 6-я. «Скороговорка» слайд 28
Дальше бой скороговорок
Разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки
Фразу вслух произнесет,
Тот очко своей команде
Непременно принесет.
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит.
Тот, кто меньше ошибется,
Тот в бою и победит!
1.Кукушка кукушонку купила капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
2.Сшила Саша Сашке шляпу.
Шла Саша по шоссе и сосала сушки.
Итог урока: слайд 29
Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие. Я думаю, что оно вам понравилось. Теперь наше жюри подведет итоги и вручит дипломы
Скажите, чем мы занимались на этом занятии?
Отгадывали загадки, угадывали ребусы, исправляли ошибки в словах, находили буквы, угадывали сказки, помогали ёжику собрать гостей, читали скороговорки.
План самоанализа
Вопросы для самоанализа | Примерный план самоанализа | |
1. | Место данного урока в системе уроков. Тип урока
| Тип урока: 1) усвоение новых знаний; 2) формирование ключевых компетенций (умений и навыков); 3) обобщение и систематизация ЗУНов; 4) комбинированный.
|
2. | Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации
| Образовательные задачи: усвоение понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков. Воспитательные задачи: формирование мировоззрения, идейно-политическое, физическое воспитание. Задачи развития мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать. Задачи развития воли: целеустремлённость, выдержка, самообладание, сопереживание. Задачи развития когнитивных способностей (познавательных интересов и способностей).
|
3. | Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников
| Отношение к учёбе, активность, работоспособность, навыки учебно-познавательной деятельности, специальные и общеучебные умения, интерес к предмету, трудности в работе с данным классом.
|
4. | Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности
| Этапы урока: 1) тема, цели урока; 2) проверка ЗУНов, дом. задания; 3) изучение нового материала; 4) обобщение и систематизация знаний; закрепление; 5) проверка усвоения материала; 6) итоги урока; 7) домашнее задание.
|
5. | Оценка содержания каждого этапа урока
| Укажите главное, существенно необходимое для решения намеченных задач урока, соответствие содержания требованиям программы, реализацию в содержании урока принципов научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью.
|
6. | Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность.
| Укажите формы работы (общеклассные, групповые, индивидуальные), используемые на каждом этапе урока. Индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Обоснуйте избранные вами комплексы методов: 1) словесные – рассказ, беседа, объяснение, лекция; 2) наглядные – иллюстрация, демонстрация; 3) практические – опыты, упражнения, трудовые задания; 4) индуктивные и дедуктивные; 5) репродуктивные или поисковые; 6) методы самостоятельной работы; 7) методы стимулирования – познавательные игры, создание ситуации успеха, поощрение и т.д.; 8) методы контроля и самоконтроля – устного, письменного.
|