Урок русского для 6 класса «М.М. Разумовская»
Русский язык: 6 класс // под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
Целью методической разработки является организация деятельности учащихся по изучению употребления местоимений в речи, предупреждения возможных речевых и грамматических ошибок в употреблении местоимений.
Актуальность и новизна данной работы в том, что на уроке используются:
1) компьютерная презентация, которая представляет собой интерактивное пособие; 2) ЦОР.
Использование на уроке информационно-коммуникативных технологий делает урок ярким, информативным, материал урока интересным и легким для восприятия.
Компьютерная презентация используется на всех этапах урока и способствует повышению эффективности урока, активизирует процессы восприятия, мышления, воображения и памяти. Она обеспечивает возможность для информационной поддержки; иллюстрирования; использования разнообразных упражнений; экономии времени и материальных средств; построения канвы урока.
Использование ЦОР на уроке способствует изменению не только содержания учебного процесса, но и содержания деятельности учителя: учитель перестаёт быть просто «репродуктором» знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность.
Данная разработка способствует развитию мышления: умению сравнивать, анализировать, обобщать; умению применять теоретические знания на практике, развитию познавательного интереса.
Продолжительность реализации разработки – 1 урок (45 минут).
Ожидаемые результаты:
Учащиеся знают:
1) разряды местоимений;
Учащиеся умеют:
2) уметь отличать разряды местоимений;
3) правильно употреблять местоимения в речи.
Результаты проверяются в конце урока с помощью вопросов и интерактивного теста.
Урок состоит из нескольких этапов. Это:
-
организационный момент.
-
постановка цели урока и мотивации учебной деятельности учащихся.
-
воспроизведение и коррекция опорных знаний.
-
повторение и анализ основных фактов правил по теме «Местоимение».
-
обобщение и систематизация понятий, закрепление системы знаний и их применение в письменной и устной речи, выполнение практических заданий.
-
рефлексия.
-
подведение итогов урока.
-
домашнее задание к следующему уроку.
Формы организации учебной деятельности учащихся разные: беседа, индивидуальный опрос, отгадывание кроссворда, упражнения по повторению, выразительное чтение стихотворения, работа с лингвистическим текстом и другие.
Тема: Употребление местоимений в речи
Цели:
Образовательные:
-
Формировать умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.
-
Закрепить умения употреблять в речи местоимения.
Развивающие:
-
Предупредить возможные речевые и грамматические ошибки в употреблении местоимений.
-
Учить оценивать речь с точки зрения её правильности, находить речевые и грамматические недочёты, исправлять их, редактировать тексты.
-
Развивать речь и мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
-
Воспитывать сознательное отношение к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.
Оборудование: Мультимедийное приложение к учебнику Русский язык 6 класс под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 6 класс, компьютер, экран, проектор, презентация.
Ход урока
-
Оргмомент, мотивация к учебной деятельности.
Цели:
— актуализировать требования к уч-ся со стороны учебной деятельности;
— создать условия для возникновения у уч-хся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
— развивать умение мобилизоваться, сосредоточиться для активной учебно-познавательной деятельности; создать рабочую, творческую обстановку на уроке, проверить готовность класса к учебной деятельности)
-
Психологический настрой на работу
Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. (2 слайд)
Кто сегодня станет первым?
Кто сегодня станет лучшим?
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Вы готовы?
Начинаем!
А начнем мы с небольшой разминки. Разгадаем кроссворд, который поможет нам вспомнить темы, изученные на прошлых уроках.
-
Разгадывание кроссворда. (3 слайд)
-
1М
о
й
2с
Е
б
е
3в
С
я
к
и
й
4к
о
Т
о
р
ы
й
5т
О
т
6н
И
к
т
о
7с
а
М
ы
й
8н
Е
к
т
о
9Н
а
ш
10о
н
И
11н
Е
к
т
о
Задание. Впишите по горизонтали слова, соответствующие определениям, и в выделенной строке вы прочитаете название части речи. (слайд 5)
1.Принадлежащий мне. 2. Возвратное местоимение в родительном падеже. 3. Определительное местоимение, синоним местоимений каждый, любой. 4. Вопросительное местоимение: какой по порядку. 5. Указательное местоимение, антоним местоимения этот. 6. Отрицательное местоимение: ни ты, ни я, ни он. 7. Определительное местоимение: именно, как раз. 8. Неопределенное местоимение, синоним местоимения кто – то . 9. Принадлежащий нам. 10. Личное местоимение 3 –го лица множественного числа. 11. Неопределенное местоимение: неизвестно кто.
Проверим кроссворд (слайд 5)
II. Актуализация знаний.
1) Беседа.
— Какую часть речи изучили? Для чего и с какой целью?
— В чём практическая значимость этой темы?
— Мы закончили изучение темы «Местоимение». Кто может объяснить, почему эта часть речи так называется?
— Вместо каких имён употребляется местоимение?
— Таким образом, мы можем сделать вывод, что местоимения – это слова заменители, или заместители.
2) Слово учителя.
Да, местоимение – важная часть речи, и о себе оно говорит: (Слайд 6)
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна
Я заменяю имена.
3) Самостоятельная работа учащихся (разноуровневая).
(1 уровень) Составление таблицы (перечисляют названия разрядов местоимений в тетради (в виде таблицы), приводя на каждый разряд примеры
(11 уровень) Работа на компьютере. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 6 класс (распределяют местоимения по разрядам)
4) Взаимопроверка по таблице (см. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта)
III. Изучение нового материала.
Цели:
— обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение изучаемого материала;
— способствовать формированию умственной культуры труда;
— продолжить развитие информационных умений, умений получать информацию из различных источников, систематизировать и обобщать информацию
1) Формулировка темы урока.
— Сегодня на уроке мы поговорим об употреблении местоимений в нашей речи.
2) Целеполагание.
Цели:
— организовать постановку целей урока уч-ся.
3) Сообщение ученика об употреблении местоимений в речи.
— Какую роль играют местоимения? Часто ли мы их используем? Какие местоимения чаще других употребляются? На эти вопросы мы без труда сможем ответить, если прочитаем книгу «Занимательно о русском языке». Авторы этого пособия – В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. (Слайд 7)
«Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место ( после существительных и глаголов). Однако частота местоимений резко отличается от частоты других частей речи, в данном случае существительных и глаголов. Это отличие обусловлено тем, что существительных среди 9 тысяч самых частотных слов насчитывается около 4 тысяч, глаголов – около 2 с половиной тысяч, а местоимений – всего 69. Отсюда ясно, что при малом количестве, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи, как в устной, так и в письменной. В общем частотном списке на первые 30 слов приходится 14 местоимений: я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство».
4) Работа с лингвистическим текстом по учебнику (П. 65) – упр. 692
5) Лингвисты о местоимении (заранее подготовленный учащийся)
Известный лингвист А.А. Реформатский образно писал о местоимениях: «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «переливов красок» настоящего живого слова, они не могут при себе иметь характеризующего эпитета…» Они «как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова». (8 слайд)
IV. Закрепление.
Цели:
-выполнять учебные задания с целью проверки знаний, умений, навыков.
-Формировать культуру труда.
-Развивать логическое мышление на основе индивидуальных возможностей каждого ребёнка, валеологических навыков и умений, саморегуляции.
1)Работа с текстом ( текст записан на доске.)
Задание. Заменить повторяющееся существительное подходящими по смыслу местоимениями. Определить разряд вставленных местоимений.
В доме у нас жил ёжик , ёжик (он) был ручной. Когда ёжика (его) гладили, ёжик (он) прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика (его) прозвали Пушком. (Г. Скребицкий).
— Какое слово повторяется чаще других? Какой части речи оно? Как избежать повтора этого слова?
2) Высказывание Розенталя о значении местоимений (заранее подготовленный ученик)
Вывод: Местоимения помогают избежать повторения одних и тех же слов, связывают предложения в тексте, но необходимо избегать их излишнего употребления.
Физкультминутка
3)Орфографическая разминка.
Итак, мы уже сказали, что местоимения необходимы в нашей речи. Но иногда наблюдается и неоправданное использование местоимений. Чтобы убедиться в этом, послушаем песенку Винни – Пуха, сочиненную известным детским поэтом Б. Заходером.
(Чтение стихотворения подготовленным учеником наизусть).
На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том о сем.
Я рассказал им, что, когда
И почему и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему;
И что подумали о том,
И если нет, то почему.
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то « эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех!»
Когда ж закончил я рассказ,
То Кое- Кто спросил: «И все?»
Ты, говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни се!
— Что вы поняли из этой песенки?
— В чем ошибка Винни – Пуха, который так подробно, так эмоционально рассказал о своих похождениях, но остался непонятым?
— Что же забыл (или не знал) Винни – Пух?
Вывод: Местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, а конкретный смысл становится ясным или из ситуации, или предшествующего контекста.
4) Сеанс одновременной игры.
Составление диалога. Учитель задаёт вопрос, а учащиеся отвечают отрицательными местоимениями.
– Кто сегодня опоздал? ( Никто).
– Какой пример тебя затруднил? (Никакой).
– Чей ответ был плохим? (Ничей).
– Кого винить, если сам виноват? (Некого).
– Что исправить, если нет ошибок? (Нечего).
5) Работа над употреблением местоимений в речи (ЦОР. Интерактивное задание.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5eaflbd2-4f70-4433-865f—cbd9cc23flbd6i
6) Работа по соблюдению речевых и языковых норм.
Мы уже говорили, что местоимения позволяют избавиться от повторов в речи. Но оказывается, местоимения могут создать нежелательную двусмысленность, вызвать ошибки в произношении и употреблении.
(Слайд 9) Прочитайте предложения:
-
Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.
-
Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.
Задание: найдите ошибки в употреблении местоимений (почему возникает двусмысленность) и запишите предложения в исправленном виде.
Вывод о том, как избежать двусмысленности при употреблении личных местоимений.
7) Предупреждение грамматических ошибок. (Слайд 10)
Задание: раскройте скобки и составьте словосочетания:
Грущу по (вы)
Тоскуешь по (мы)
Подъехал к (он)
Советовался с (она)
Заботился о (они)
Проверка. (Слайд 11)
— В последних трёх словосочетаниях определите падеж личных местоимений.
— А знаете ли вы, откуда взялась начальная буква «н» в формах личных местоимений?
8) Сведения из исторической грамматики русского языка (сообщение заранее подготовленного ученика). (Слайд 12)
В древнерусском языке предлоги имели другой вид: «сн», «кн». Постепенно второй согласный предлога присоединился к личному местоимению.
9) «Школа вежливости».
А теперь поговорим о местоимениях – « ты» и вежливое «Вы».
— Какое местоимение вы употребите, обращаясь к другу, однокласснику,
ровеснику ? А какое в разговоре с пожилым человеком, учителем?
— В чем разница при написании местоимений «вы» (речь идет о группе
людей) и «Вы» (при обращении к одному человеку)?
Лингвистический эксперимент (Упр.694, стр.319)
10) «Употреби в нужной форме» (Упр.695, стр.319)
V. Рефлексия
Цель:
— зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Тест (ЦОР)
VI. Подведение итога.
Цель: подвести итог по развитию аналитических навыков и логического мышления учащихся; отметить, что и как учащиеся сделали на уроке по решению этапных задач и основной учебной цели; поощрить каждого за работу на уроке, поддержать морально «слабых», вселить уверенность в своих учебных возможностях каждого)
— Какую цель ставили? Достигли цели?
— Какая тема урока была?
— Что нового вы узнали?
— Какие затруднения испытали?
— Для чего служат местоимения в речи?
Местоимения играют важную роль в речи.
Во — первых, они, являясь словами – заменителями, позволяют избежать повторения одних и тех же слов. Связывают предложения в тексте.
Во – вторых, местоимения ТЫ, ВЫ многое могут сказать о человеке, о его воспитанности, об отношении к другим людям. А также являются средством речевой характеристики литературного героя.
В – третьих, правильное употребление различных форм местоимений в речи свидетельствует о культурном уровне человека. А с таким человеком приятно общаться.
Следовательно, местоимения нужны в нашей речи, без них не обойтись.
— Каких ошибок нужно избегать в употреблении и произношении местоимений?
VII. Домашнее задание. (Слайд 13)
Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения д/з.
(по выбору)
-
Написать лингвистическую сказку о местоимении.
-
Написать сочинение-рассуждение «Для чего нужны местоимения?»
— Вспомните, какова структура рассуждения?
— Что может служить подтверждением тезиса?
— Какие вводные слова можно использовать в выводе?