Урок русского для 6 класса «М.М. Разумовская»

Русский язык: 6 класс // под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

Целью методической разработки является организация деятельности учащихся по изучению употребления местоимений в речи, предупреждения возможных речевых и грамматических ошибок в употреблении местоимений.

Актуальность и новизна данной работы в том, что на уроке используются:

1) компьютерная презентация, которая представляет собой интерактивное пособие; 2) ЦОР.

Использование на уроке информационно-коммуникативных технологий делает урок ярким, информативным, материал урока интересным и легким для восприятия.

Компьютерная презентация используется на всех этапах урока и способствует повышению эффективности урока, активизирует процессы восприятия, мышления, воображения и памяти. Она обеспечивает возможность для информационной поддержки; иллюстрирования; использования разнообразных упражнений; экономии времени и материальных средств; построения канвы урока.

Использование ЦОР на уроке способствует изменению не только содержания учебного процесса, но и содержания деятельности учителя: учитель перестаёт быть просто «репродуктором» знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность.

Данная разработка способствует развитию мышления: умению сравнивать, анализировать, обобщать; умению применять теоретические знания на практике, развитию познавательного интереса.

Продолжительность реализации разработки – 1 урок (45 минут).

Ожидаемые результаты:

Учащиеся знают:

1) разряды местоимений;

Учащиеся умеют:

2) уметь отличать разряды местоимений;

3) правильно употреблять местоимения в речи.

Результаты проверяются в конце урока с помощью вопросов и интерактивного теста.

Урок состоит из нескольких этапов. Это:

  • организационный момент.

  • постановка цели урока и мотивации учебной деятельности учащихся.

  • воспроизведение и коррекция опорных знаний.

  • повторение и анализ основных фактов правил по теме «Местоимение».

  • обобщение и систематизация понятий, закрепление системы знаний и их применение в письменной и устной речи, выполнение практических заданий.

  • рефлексия.

  • подведение итогов урока.

  • домашнее задание к следующему уроку.

Формы организации учебной деятельности учащихся разные: беседа, индивидуальный опрос, отгадывание кроссворда, упражнения по повторению, выразительное чтение стихотворения, работа с лингвистическим текстом и другие.

Тема: Употребление местоимений в речи

Цели:

Образовательные:

  1. Формировать умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.

  2. Закрепить умения употреблять в речи местоимения.

Развивающие:

  1. Предупредить возможные речевые и грамматические ошибки в употреблении местоимений.

  2. Учить оценивать речь с точки зрения её правильности, находить речевые и грамматические недочёты, исправлять их, редактировать тексты.

  3. Развивать речь и мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и навыки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать сознательное отношение к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.

Оборудование: Мультимедийное приложение к учебнику Русский язык 6 класс под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 6 класс, компьютер, экран, проектор, презентация.

Ход урока

  1. Оргмомент, мотивация к учебной деятельности.

Цели:

— актуализировать требования к уч-ся со стороны учебной деятельности;

— создать условия для возникновения у уч-хся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

— развивать умение мобилизоваться, сосредоточиться для активной учебно-познавательной деятельности; создать рабочую, творческую обстановку на уроке, проверить готовность класса к учебной деятельности)

  1. Психологический настрой на работу

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. (2 слайд)

Кто сегодня станет первым?

Кто сегодня станет лучшим?

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Вы готовы?

Начинаем!

А начнем мы с небольшой разминки. Разгадаем кроссворд, который поможет нам вспомнить темы, изученные на прошлых уроках.

  1. Разгадывание кроссворда. (3 слайд)

1М

о

й

2с

Е

б

е

3в

С

я

к

и

й

4к

о

Т

о

р

ы

й

5т

О

т

6н

И

к

т

о

7с

а

М

ы

й

8н

Е

к

т

о

9Н

а

ш

10о

н

И

11н

Е

к

т

о

Задание. Впишите по горизонтали слова, соответствующие определениям, и в выделенной строке вы прочитаете название части речи. (слайд 5)

1.Принадлежащий мне. 2. Возвратное местоимение в родительном падеже. 3. Определительное местоимение, синоним местоимений каждый, любой. 4. Вопросительное местоимение: какой по порядку. 5. Указательное местоимение, антоним местоимения этот. 6. Отрицательное местоимение: ни ты, ни я, ни он. 7. Определительное местоимение: именно, как раз. 8. Неопределенное местоимение, синоним местоимения кто – то . 9. Принадлежащий нам. 10. Личное местоимение 3 –го лица множественного числа. 11. Неопределенное местоимение: неизвестно кто.

Проверим кроссворд (слайд 5)

II. Актуализация знаний.

1) Беседа.

— Какую часть речи изучили? Для чего и с какой целью?

— В чём практическая значимость этой темы?

— Мы закончили изучение темы «Местоимение». Кто может объяснить, почему эта часть речи так называется?

— Вместо каких имён употребляется местоимение?

— Таким образом, мы можем сделать вывод, что местоимения – это слова заменители, или заместители.

2) Слово учителя.

Да, местоимение – важная часть речи, и о себе оно говорит: (Слайд 6)

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна

Я заменяю имена.

3) Самостоятельная работа учащихся (разноуровневая).

(1 уровень) Составление таблицы (перечисляют названия разрядов местоимений в тетради (в виде таблицы), приводя на каждый разряд примеры

(11 уровень) Работа на компьютере. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 6 класс (распределяют местоимения по разрядам)

4) Взаимопроверка по таблице (см. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта)

III. Изучение нового материала.

Цели:

— обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение изучаемого материала;

— способствовать формированию умственной культуры труда;

— продолжить развитие информационных умений, умений получать информацию из различных источников, систематизировать и обобщать информацию

1) Формулировка темы урока.

— Сегодня на уроке мы поговорим об употреблении местоимений в нашей речи.

2) Целеполагание.

Цели:

— организовать постановку целей урока уч-ся.

3) Сообщение ученика об употреблении местоимений в речи.

— Какую роль играют местоимения? Часто ли мы их используем? Какие местоимения чаще других употребляются? На эти вопросы мы без труда сможем ответить, если прочитаем книгу «Занимательно о русском языке». Авторы этого пособия – В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. (Слайд 7)

«Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место ( после существительных и глаголов). Однако частота местоимений резко отличается от частоты других частей речи, в данном случае существительных и глаголов. Это отличие обусловлено тем, что существительных среди 9 тысяч самых частотных слов насчитывается около 4 тысяч, глаголов – около 2 с половиной тысяч, а местоимений – всего 69. Отсюда ясно, что при малом количестве, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи, как в устной, так и в письменной. В общем частотном списке на первые 30 слов приходится 14 местоимений: я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство».

4) Работа с лингвистическим текстом по учебнику (П. 65) – упр. 692

5) Лингвисты о местоимении (заранее подготовленный учащийся)

Известный лингвист А.А. Реформатский образно писал о местоимениях: «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «переливов красок» настоящего живого слова, они не могут при себе иметь характеризующего эпитета…» Они «как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова». (8 слайд)

IV. Закрепление.

Цели:

-выполнять учебные задания с целью проверки знаний, умений, навыков.

-Формировать культуру труда.

-Развивать логическое мышление на основе индивидуальных возможностей каждого ребёнка, валеологических навыков и умений, саморегуляции.

1)Работа с текстом ( текст записан на доске.)

Задание. Заменить повторяющееся существительное подходящими по смыслу местоимениями. Определить разряд вставленных местоимений.

В доме у нас жил ёжик , ёжик (он) был ручной. Когда ёжика (его) гладили, ёжик (он) прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика (его) прозвали Пушком. (Г. Скребицкий).

— Какое слово повторяется чаще других? Какой части речи оно? Как избежать повтора этого слова?

2) Высказывание Розенталя о значении местоимений (заранее подготовленный ученик)

Вывод: Местоимения помогают избежать повторения одних и тех же слов, связывают предложения в тексте, но необходимо избегать их излишнего употребления.

Физкультминутка

3)Орфографическая разминка.

Итак, мы уже сказали, что местоимения необходимы в нашей речи. Но иногда наблюдается и неоправданное использование местоимений. Чтобы убедиться в этом, послушаем песенку Винни – Пуха, сочиненную известным детским поэтом Б. Заходером.

(Чтение стихотворения подготовленным учеником наизусть).

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том о сем.

Я рассказал им, что, когда

И почему и отчего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему;

И что подумали о том,

И если нет, то почему.

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то « эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну», и «просто смех!»

Когда ж закончил я рассказ,

То Кое- Кто спросил: «И все?»

Ты, говорил тут целый час,

А рассказал ни то ни се!

— Что вы поняли из этой песенки?

— В чем ошибка Винни – Пуха, который так подробно, так эмоционально рассказал о своих похождениях, но остался непонятым?

— Что же забыл (или не знал) Винни – Пух?

Вывод: Местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, а конкретный смысл становится ясным или из ситуации, или предшествующего контекста.

4) Сеанс одновременной игры.

Составление диалога. Учитель задаёт вопрос, а учащиеся отвечают отрицательными местоимениями.
– Кто сегодня опоздал? ( Никто).
– Какой пример тебя затруднил? (Никакой).
– Чей ответ был плохим? (Ничей).
– Кого винить, если сам виноват? (Некого).
– Что исправить, если нет ошибок? (Нечего).

5) Работа над употреблением местоимений в речи (ЦОР. Интерактивное задание.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5eaflbd2-4f70-4433-865fcbd9cc23flbd6i

6) Работа по соблюдению речевых и языковых норм.

Мы уже говорили, что местоимения позволяют избавиться от повторов в речи. Но оказывается, местоимения могут создать нежелательную двусмысленность, вызвать ошибки в произношении и употреблении.

(Слайд 9) Прочитайте предложения:

  1. Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.

  2. Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

Задание: найдите ошибки в употреблении местоимений (почему возникает двусмысленность) и запишите предложения в исправленном виде.

Вывод о том, как избежать двусмысленности при употреблении личных местоимений.

7) Предупреждение грамматических ошибок. (Слайд 10)

Задание: раскройте скобки и составьте словосочетания:

Грущу по (вы)

Тоскуешь по (мы)

Подъехал к (он)

Советовался с (она)

Заботился о (они)

Проверка. (Слайд 11)

— В последних трёх словосочетаниях определите падеж личных местоимений.

— А знаете ли вы, откуда взялась начальная буква «н» в формах личных местоимений?

8) Сведения из исторической грамматики русского языка (сообщение заранее подготовленного ученика). (Слайд 12)

В древнерусском языке предлоги имели другой вид: «сн», «кн». Постепенно второй согласный предлога присоединился к личному местоимению.

9) «Школа вежливости».

А теперь поговорим о местоимениях – « ты» и вежливое «Вы».

— Какое местоимение вы употребите, обращаясь к другу, однокласснику,

ровеснику ? А какое в разговоре с пожилым человеком, учителем?

— В чем разница при написании местоимений «вы» (речь идет о группе

людей) и «Вы» (при обращении к одному человеку)?

Лингвистический эксперимент (Упр.694, стр.319)

10) «Употреби в нужной форме» (Упр.695, стр.319)

V. Рефлексия

Цель:

— зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Тест (ЦОР)

VI. Подведение итога.

Цель: подвести итог по развитию аналитических навыков и логического мышления учащихся; отметить, что и как учащиеся сделали на уроке по решению этапных задач и основной учебной цели; поощрить каждого за работу на уроке, поддержать морально «слабых», вселить уверенность в своих учебных возможностях каждого)

— Какую цель ставили? Достигли цели?

— Какая тема урока была?

— Что нового вы узнали?

— Какие затруднения испытали?

— Для чего служат местоимения в речи?

Местоимения играют важную роль в речи.

Во — первых, они, являясь словами – заменителями, позволяют избежать повторения одних и тех же слов. Связывают предложения в тексте.

Во – вторых, местоимения ТЫ, ВЫ многое могут сказать о человеке, о его воспитанности, об отношении к другим людям. А также являются средством речевой характеристики литературного героя.

В – третьих, правильное употребление различных форм местоимений в речи свидетельствует о культурном уровне человека. А с таким человеком приятно общаться.

Следовательно, местоимения нужны в нашей речи, без них не обойтись.

— Каких ошибок нужно избегать в употреблении и произношении местоимений?

VII. Домашнее задание. (Слайд 13)

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения д/з.

(по выбору)

  1. Написать лингвистическую сказку о местоимении.

  2. Написать сочинение-рассуждение «Для чего нужны местоимения?»

— Вспомните, какова структура рассуждения?

— Что может служить подтверждением тезиса?

— Какие вводные слова можно использовать в выводе?

12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here