Урок русского языка УМК «Школа России» 3 класс

Учитель начальных классов 1 квалификационная категория

МОАУ СОШ №1 С. Возжаевки, Белогорского района, Амурской области

Кухоренко Ольга Михайловна

Предмет русский язык

Тип урока открытие новых знаний

Тема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»

Цели урока

  • предметные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек ( организовать наблюдение за словами с данными суффиксами ,подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;

  • метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.

  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

  • по уровню познавательной активности: частично — поисковый;

Оборудование: карточки для парной и/или групповой работы; презентация.

1. Психологический настрой:

— Ребята, покажите мне свои ладошки. На что они похожи? (На маленькие солнышки). Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, согрейте своими маленькими солнышками себя и своих друзей по классу.

— Что вы почувствовали?

— Я тоже ощутила от вас огромную волну добра.

— Спасибо, я надеюсь на полезное друг для друга общение на уроке.

— Садитесь.

  • — Чему мы учимся на уроках русского языка? (Красиво и грамотно

  • писать.)

  • — Для чего мы этому учимся? (Чтобы быть грамотными, а значит

  • культурными.) Откроем тетрадки

2. Минутка чистописания:

а о и е я

бп вф дт гк жш

Что объединяет эти буквы?

Как проверяем безударную в корне слова?

Как проверяем парную согласную?

3. Постановка учебной цели:

Записать слова вставляя нужную букву и объяснить свой выбор:

Л-сной, тетра-ь, сн-жок, ры-ка,п-роша,сев-р, ключ-к, замоч-к.

( по ходу выполнения задания выделяем корень)

-В какой части слова находится пропущенная орфограмма?

-После какой морфемы стоит суффикс?

-Для чего служит?

-Можем сказать какой суффикс мы должны написать?

-Почему? ( не знаем правило)

На шкале оцените свое умение писать слова с суффиксами ик ек

-Давайте определим тему урока ( Написание суффикса ек ик)

-Какие цели поставим перед собой? (Узнать,когда пишем ек, а когда ик ,учиться писать слова с данной орфограммой)

4. Открытие нового знания:

Чтобы решить эту проблему, я предлагаю вам такое задание.

один

нет

ежик

ежика

гвоздик

гвоздика

орешек

орешка

овражек

овражка

Какой вывод мы сделаем?

-Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек?

-Что для этого надо сделать? Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 125. Совпадают ли они?

-Значит, мы совершили верное открытие.

-Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки.

5. Физкультминутка:

На болоте две подружки, две зелёные лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет, всем друзьям физкультпривет!

Составим алгоритм:

1. Измени форму слова

2. Определи «убегает» ли гласный.

ДА НЕТ

пиши – ек пиши – ик

6.Первичное закрепление:

А теперь применим это правило на практике:

Ротика – рот…к, носика – нос…к,

свёрточка – свёрточ…к, дружочка – дружоч…к,

песочка – песоч…к, карандашика – карандаш…к.

Вывод: как определить, когда пишется суффикс ик, а когда суффикс ек ?

А теперь заполним «рабочий лист»

А сейчас я предлагаю вам потренироваться еще:

образуйте словосочетания

прилагательное + существительное

золотой сыноч..к

заботливый дожд..к

грибной ключ..к

деревянный звоноч..к

мелодичный стол..к

Вывод: Когда пишется суффикс – ек, а когда – ик

А сейчас поиграем в игру: найди бабочек ( бабочка спряталась под той ромашкой, где правильное написание слова )

7.Самостоятель-ная работа с последующей самопровер-кой по эталону.

Будем работать в парах. Возьмите карточку. Действуя по алгоритму, проверьте слова. Если в них допущена ошибка, исправьте их.

Салатек ,человечик ,кустек фонарек, дождик ,венек.

Проверьте свою работу по эталону.

8.Теперь запишем домашнее задание: Составьте четверостишие из слов:

пенёчек – грибочек

денёчек – цветочек

9.Подведение итогов. Рефлексия.

-Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

-На какие вопросы мы должны были ответить?

-Сумели ли мы это сделать?

-Оцените на шкале своё умение писать слова с суффиксами –ик, -ек.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here