Носкова Ирина Валерьевна,

учитель МБОУ «Кадетская средняя

общеобразовательная школа №2»

г. Рубцовск, Алтайский край

Урок русского языка, 1 класс

Тема: Родственные слова

Метапредметная тема: «Порядок и хаос»

Цель: на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в слове — это его значение.

Задачи:

1. Сформировать понятие родственные слова; провести осмысление этих понятий;

2. Способствовать формированию понятий «порядок и хаос»;

3. Развивать мышление (способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение)

4. Создать условия для формирования универсальных учебных действий;

Тип урока: урок новых знаний

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,

словесные, наглядные, практические.

Оборудование: мультимедиа, слайды, демонстрационные карточки, индивидуальные карточки для учащихся.

Педагогические технологии:

— проблемно-диалогическая технология

— личностно – ориентированного обучения;

— объяснительно – иллюстративного обучения;

— педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

— ИКТ — технология (презентация).

планируемые результаты:

предметные:

выбирать из предложенных слов родственные слова по алгоритму

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

  • понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

  • составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

  • слушает и понимает речь других;

  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организаци

онный момент

1. Просмотр фрагмента мульфильма «Путаница»

2. Беседа по мультфильму. Введение понятий «порядок и хаос»

II.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

III. Физкульт-

минутка

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление изученного

VI. Физкульт-

минутка для глаз

VI. Итоги урока

VII. Рефлексия учащихся

Сдача рапорта.

Приветствие.

— Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько у нас гостей. Поприветствуйте их. Все они хотят увидеть, как вы работаете на уроке.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Ребята, а вы любите мультфильмы?

Наш урок я хочу начать с мультфильма.

2. Беседа по мультфильму. Введение понятий «порядок и хаос»

-Что произошло дальше? (лисички подожгли море) — Почему море загорелось? (перепутали герои свои роли)
— Как называется произведение? Кто автор? (Путаница. К. Чуковский)

-Что такое путаница?

Было дано задание заранее найти в словаре С.И. Ожегова значение этого слова. (путаница нечто запутанное, неясное, бестолковое)

— Взрослые употребляют другое слово – ХАОС. (отсутствие порядка, полная путаница)

-Что такое порядок? (правильное, налаженное состояние, расположение чего-либо)

— В окружающей нас жизни можно встретить порядок и хаос?

— Приведите примеры хаоса (беспорядок дома, в портфеле, на столе, война, природные катаклизмы)

3. Игра «Будь внимательным!» Показ слайдов

— Посмотрите внимательно: что вы отнесёте к порядку, а что к хаосу? Если это «порядок», то вы сидите ровно, если «хаос», то качаете головой.

— Есть ли порядок и хаос в русском языке? Приведите примеры.

— Вот сегодня на уроке мы и ответим на этот вопрос.

— Ветер залетел и в наш класс и разбросал карточки со словами.

Наведите порядок.

Урок русского языка для 1 класса по теме "Родственные слова"

— Почему вы так решили?

— Запишите эти слова.

— А как называются эти слова, вы узнаете в учебнике. Откройте учебник на с. 79 и прочитайте правило.

— Как называются слова, в которых общая часть с одинаковым значением?

— Как в русском языке принято выделять эту общую часть?

— Выделите эту часть в словах.

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Чему будете учиться?

Тема нашего урока «Родственные слова» Сегодня на уроке вы будете учиться находить родственные слова и выделять в них общую главную часть.

На зарядку 1 класс!

Мы присядем все сейчас.

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

Составим алгоритм: как будете действовать, если надо найти родственные слова.

  1. Читаем слова.

  2. Выясняем значение слов.

  3. Находим общую главную часть.

-Обратите внимание на следующие слова. Какое задание вы бы дали?

Прочитайте слова 1(2,3) строчки. Что можете сказать?

Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными словами? Почему? Наведем порядок.

Работаем по алгоритму.

Выделите общую главную часть.

Вода, водичка, водитель, водный.

Гора, горный, горка, гореть.

Лето, летать, полёт, лётчик.

Урок русского языка для 1 класса по теме "Родственные слова"

— Как справились с этим заданием, оцените себя.

  1. Работа в парах.

Игра «Собери «родственников»

— Жили – были слова. За долгую жизнь обзавелись они родственниками, но видятся родственники редко. Однажды решили они собраться.

Давайте поможем словам найти родственников.

— Поселите слова « в семьи» к словам: ДОМ, КОТ, ЛИСТ. ( по рядам)

Наведите порядок. В первом столбике у вас записаны слова. Прочитайте их.

Как будете действовать, чтобы правильно подобрать родственные слова?

Урок русского языка для 1 класса по теме "Родственные слова"

2. Проверка.

Оцените себя, правильно ли вы подобрали родственные слова.

3. Тест

Продолжаем работать. Последнее задание. На листах записаны слова, если слова в каждой паре не являются родственными, вы поставите « — » , если родственными, то « +»

(В это время 2 человека работают у доски)

ветер – ветерок +

лес – лесник +

река – лодка —

ужин — стол —

дом – дым —

стена – картина —

сад – садовый +

поле – полюшко +

гриб – грибной +

Проверка

— Сравним работы, у кого получился порядок, а у кого беспорядок?

— Оцените свою работу

Что нового узнали сегодня на уроке?

— Какие слова называются родственными?

Используется рефлексивный экран

— Было интересно…

— Было трудно…

— Могу похвалить себя за то, что….

— Могу похвалить одноклассников за то, что…

— Для меня было открытием то, что…

— Давайте вернемся к вопросу, который я задала вам в начале урока и постараемся на него ответить.

Есть ли порядок и хаос в русском языке? (из множества слов можно выделить родственные)

Приведите примеры.

— На следующем уроке мы продолжим изучать тему «Родственные слова»

Посчитайте, каких кругов у вас больше и в «Светофорике», закрасьте круг.

— Мне тоже понравилось, как вы дружно работали, были активными.

Благодарю всех за урок!

Психологический настрой учащихся на урок

(Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других)

Исследуют материал метапредметной темы урока. Активный поиск в ходе беседы ответов на поставленные учителем вопросы

Самостоятельно читают правило

(Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника)

(Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя)

Производят первичное закрепление материала

(Коммуникативные УУД: учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Самостоятельно выполняют.

Развивают навык контроля.

Определяют уровень своего продвижения в достижении цели

(Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)

Анализируют процесс и результаты осуществляемой деятельности.

(Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения).

Использованные источники

1. http://pedsovet.su/load/321-1-0-14568 шаблон для презентации

2.http://radikal.ru/F/s41.radikal.ru/i092/1108/60/e918556f2ee2.jpg.html блокнот Титульный слайд

3.http://radikal.ru/F/s007.radikal.ru/i301/1103/99/6199f83a006a.png.htm мальчик с карандашом

4. http://radikal.ru/F/i082.radikal.ru/1104/4f/315eaf1515d8.png.htm мальчик

5. http://radikal.ru/F/i060.radikal.ru/1008/11/c307d759d821.png.html ранец

6. http://www.rp-net.ru/images/authors/Chukovskiy.jpg — Корней Чуковский, портрет

7. http://www.colibri.ru/photos/ast10/ast1026136.jpg — обложка «Путаница»

8. http://aroma.edu.np/wp-content/uploads/2011/07/Brownian1.gif — молекулы

9. http://www.27region.ru/stopkadr/albums/userpics/13814/mountains_208.jpg — картины природы

10. http://deti-0309.ru/wp-content/uploads/2011/02/052.jpg — картинка семья

11. http://life-magic.info/wp-content/uploads/2009/07/16_5.jpg — картинка ураган

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here