Муниципальное общеобразовательное учреждение–

Средняя общеобразовательная школа №7 им. И.А. Кобеляцкого п. Чульман Нерюнгриского района

Урок русского языка в 4 классе

по теме: «Что такое счастье?»

(подготовка к написанию сочинения-рассуждения)

составила:

учитель начальных классов Шимоткина Тамара Алексеевна

п. Чульман 2011 год

Цели:

  • образовательная — расширение кругозора обучающихся;

  • развивающие:

  • развитие:

— познавательных способностей обучающихся;

— умение высказывать свои мысли;

— умение работать в группах;

  • воспитательная – знакомство со словом счастье

формирование нравственных ценностей у младших школьников;

показать особое значение Матери в духовной жизни человека;

 Задачи:

  • учить умению общаться;

  • пробуждать у детей интерес к познанию родного языка;

  • развивать устную и письменную речь учащихся, чувство слова,

  • расширить тематический словарь, речевое творчество детей;

  • формировать навыки владения речевой нормой при составлении текста;

  • прививать любовь к русскому языку, как средству самовыражения;

  • повторить тему «Словообразование», актуализировать знания учащихся в области морфологии;

  • воспитывать уважительное отношение к Матери, к Родине, патриотические чувства, к устному народному творчеству

 Оборудование:

  • презентация Microsoft Power Point к уроку;

  • компьютер, проектор мультимедиа, экран;

  • толковый словарь С.И. Ожегова

  • задания для работы в группах: карточки с индивидуальными заданиями;

  • Цветок «Цветик — Семицветик»

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

— Добрый день, дорогие ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуем их улыбками! Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок

«Я рада видеть каждого из вас,

И пусть ещё весна прохладой в окна дышит, нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс друг друга любит, чувствует и дышит

Урок Развития речи. Тему урока вы узнаете немного позже.

-Работать сегодня будем по группам. В каждой группе есть на партах задания, которые мы будем выполнять. За хорошие ответы я вас буду награждать сердечками, посмотрим, чья же группа будет лучшая. Успехов вам в работе!

-Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о состоянии человека, которое знают все, но никто не может с точностью сказать, что это такое. Может быть, нам это удастся.

2 . Введение в тему

-А для этого закройте глаза и вспомните родных, самых дорогих и любимых людей. (Дети выполняют задание. Звучит музыка )

-Ребята, кого вы вспомнили? (маму, папу, бабушку, дедушку, друзей)

— Какие чувства у вас возникли, когда вы думали о самых родных и близких вам людях?

(Любовь, уважение, тепло, доброта, нежность, счастье иметь папу и маму и друга)

-Каким считает себя человек, когда он имеет близких ему людей? (Счастливым)

— Как вы думаете, какое слово будет ключевым на нашем уроке? (счастье)

-Да, действительно, на нашем уроке слово счастье — будет ключевым.

-Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос, может кто – то из вас уже догадался, что это за вопрос связанный со счастьем? (Что такое счастье?)

— Этот вопрос и будет темой нашего урока. И мы постараемся на него ответить.

Запишите тему нашего урока на ваших листочках – сердцах.

А как вы думаете, почему такие необычные сегодня у вас «тетради»? Где у нас может находиться счастье? (В сердце) (орфографическая работа со словом счастье )

Дома вы оформите наши размышления в виде сочинения- рассуждения.

-А что значит рассуждать? ( Это значит — излагать, разъяснять какую – то мысль, искать ответ на поставленный вопрос и сделать вывод)

— В течение урока постарайтесь записать слова о счастье, словосочетания, предложения, различные высказывания, они вам помогут в написании сочинения. Эпиграфом нашего урока будут слова А.Т.Твардовского.

«Люди, счастье наше в том,

Что счастья мы хотим упорно.

Что на века свой строим дом,

Свой мир, живой и рукотворный»

— Может, вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос: «Что такое счастье?»

Попробуйте, кто может, дать ответ на вопрос: Что такое счастье?, используя только одно слово. (Дети пишут)

-Все ли смогли дать определение слову «СЧАСТЬЕ»? Если кто – то не смог, не огорчайтесь, в конце урока у вас будет возможность ответить.

3. Решение проблемы.

Сбор материала для текста рассуждения:

Смысл слова «счастья»

— Так что такое Счастье? (дети зачитывают каждый по слову, записанному на сердечке)

Спасибо за ответы. Вы правильно понимаете смысл этого слова.

Для меня счастье — это особое состояние души, долгая тихая радость внутри человека.

-А как же нам объяснит это слово Сергей Иванович Ожегов, давайте обратимся к его толковому словарю.

(Поиск и чтение детьми в словарях объяснения слова – СЧА́СТЬЕ).

1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

2. Успех, удача.

(Подбор к слову счастье однокоренных слов, синонимов и антонимов)

Работа с пословицами (в группах)

-Чтобы ответить на вопрос: Что такое счастье, давайте обратимся к нашим корням, к мудрости русского народа, Мудрые люди давно открыли тайны счастья и донесли их до наших дней

-Где сохранилась мудрость русского народа? (В русских народных сказках, поговорках, пословицах, песнях.)

-На ваших столах лежат листочки со словами. Соберите из них пословицы. Расположите их в правильной последовательности. (Дети выполняют задание.)

Пословицы:

  • Любовь и труд счастье дают.

  • Счастье в воздухе не вьётся, оно трудом достаётся.

-Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Дети высказывают своё мнение)

Любимая работа приносит радость и счастье.

  • Не родись красивым, а родись счастливым.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Дети отвечают.)

Послушайте одно стихотворение, которое поможет вам понять эти слова.

( Чтение учеником стихотворения)

Красивым здорово родиться! Счастливым — интересней быть.

Красивый может погордиться, Счастливый может всех любить.

Поважничать и полениться,

На красоту не станут злиться! Он дарит счастье всем вокруг,

И рядом с ним всегда есть друг.

— Это стихотворение есть у вас на столах, найдите и подчеркните те предложения, которые вам помогут в написании сочинения. (Чтение предложений)

— В чём же видел счастье русский народ? ( Счастье в труде, дружбе, любви).

— В чём же ещё видел счастье русский народ? Это нам подскажут изречения или краткие мысли мудрых людей.

-Найдите эти изречения на столах, прочитайте, подчеркните ключевые слова в этих изречениях.

— Давайте их прочитаем, посмотрим, совпали ли наши мнения. (Чтение по группам изречений, ключевых слов.)

1. Помоги нам пробуждаться каждый день с улыбкой; помоги нам улыбаться в наших трудах; и, подобно солнцу, освещающему весь мир, пусть доброта и любовь освещают наше жилище.

(Р. Стивенсон)

2. Величайшее в мире счастье – это, когда есть семья, есть уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или, несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.

(В. Гюго)

3. Я спал и видел сон о том, что жизнь – это счастье. Я пробудился и увидел, что жизнь – это служение. Я стал служить и понял, что в служении обретается счастье. (Р. Тагор)

— Какой вывод из этих изречений мы сделаем? (Счастье – это жизнь, солнце, улыбка, доброта, наш дом, семья)

Физминутка

У оленя дом большой, он глядит в своё окно,

Зайчик по полю бежит, в дверь к нему стучится.

Тук, тук, дверь открой, там, в лесу охотник злой.

Поскорее открывай, лапу подавай!

— Как вы думаете, это счастье иметь свой дом и друга, который вовремя приходит на помощь?

4. Беседа с обучающимися

— Ребята, я на урок принесла волшебный цветок, кто знает, как он называется? (Это цветик-семицветик.)

— А из какого произведения этот цветок? Кто его автор? (Валентин Катаев « Цветик-Семицветик»).

— В чём его волшебство? (Он исполнял желание девочки)

-Как звали главную героиню сказки? ( Женя).

— Может быть, он поможет нам узнать, что такое счастье?

-Какое последнее желание загадала Женя? (Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик.)

— Почему это желание оказалось полезным? (Женя помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить.)

Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? (Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.)

Итак, счастье – это здоровье. Вы согласны? (Дети высказывают своё мнение.)

— А стала ли счастлива девочка Женя, ведь она использовала свой последний лепесток? Почему? (Женя стала счастливой от того, что помогла мальчику.)

— Может ли помощь другим людям, добрые дела сделать человека счастливым? (Дети высказывают своё мнение.) (Счастье – это здоровье, помощь другим людям, добрые дела)

Обратимся к стихотворению поэтессы Агнии Барто, может оно нам подскажет: Что такое счастье? Послушайте его.

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони

Имя мамино.

Не в тетрадке, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке

Имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

— Что ты спрятала в ладони? —

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала:

Счастье я держала.

— Что является счастьем для девочки? ( Счастьем для девочки является мамино имя, и её мама)

Мама – самое священное слово на земле. Человек рождается и умирает с этим словом.Это самый светлый, самый лучший, дорогой и близкий для каждого из нас человек.

А какие ласковые обращения к маме вы знаете? (Мамочка, любимая моя, самая нежная, добрая, ласковая, матушка, маменька, голубушка, мамулечка, мамусенька, лучшая, ненаглядная моя, прекрасная)

Даже когда вы станете взрослыми, вы всегда будете вспоминать мамины глаза, руки, голос.

С чем бы вы сравнили мамин голос? Подберите красочные сравнения. (Словно ручеёк журчит, как птичье пение, сладкое и приятное, как шепот листвы, греет как солнечный лучик нежный и ласковый)

Все самые дорогие Святыни названы и озарены именем Матери.

Одним из лучших образов живописи является икона «Владимирская Богоматерь»

Посмотрите на мать и младенца и скажите, что льётся и идёт от их образов? (Льётся счастье, свет, нежность, любовь)

Да, действительно какой свет, какое счастье льётся от матери и младенца, который обвил рукой мамину шею и нежно прижался личиком к материнской щеке.

Ни это ли счастье, когда мама не только ласкает, но и защищает, оберегает своё дитя в минуты опасности?

-Мать — у каждого из нас она одна. В пословице так и говорится: «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

— Нашу Родину называют матушкой, прочитав отрывок из текста К. Д. Ушинского о Родине, вы узнаете, почему её так называют. (Чтение детьми текста)

«Нашу Родину называют матушкой. Потому что она нас вскормила своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас русскому языку, как мать защитит и сбережёт нас от всяких врагов»

Как вы думаете, ребята, считает ли себя счастливым тот человек, у которого есть Родина? (Человек, у которого есть Родина, считает себя счастливым.)

— Хлебороб с благодарностью и любовью произносит: «Спасибо, кормилица – мать Земля, я счастлив, что ты есть у меня»

-Счастье ли это ребята, иметь Землю, на которой выращивают хлеб?

(Показ плаката «Родина Мать зовёт»)

-«Родина – Мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в 1941 году.

— Какие слова вы бы подобрали к образу Матери? (мужественная, смелая, защитница, храбрая, решительная)

Сколько русских солдат погибло за Родину- мать! За счастливое будущее на Земле! За Победу!»

— -Не счастье ли это, отдать свою жизнь за Счастливое будущее своих детей, своего народа, за Мир на земле, как вы думаете?

(Счастье отдать свою жизнь, зная, что другие люди будут жить в мире)

— Как вы думаете, кто должен сделать человека счастливым?

Может вам поможет ответить на этот вопрос древняя притча, которая так и называется «Счастье». Притча — это краткий иносказательный поучительный рассказ. Послушайте его.

Счастье

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок, что еще слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Теперь ответьте на вопросы:

— Как вы думаете, Бог выполнил просьбу человека?

— Кто же должен сделать человека счастливым? (Человек должен это сделать сам. Человек — творец своего счастья.)

5. Творческая работа

-Ну, а сейчас, ребята, каждый из вас, должен составить своё предложение о счастье.

Можете начать со слов: Счастье это – …

(Дети выполняют задание.)

-Как вы считаете, что же является настоящим счастьем для человека?

( Солнышко в моей душе. Радость, когда меня все любят. Когда у меня есть верный друг, жизнь. Когда мама улыбается. Когда меня не обижают. Радость в доме. Когда у меня есть друзья, семья. Когда есть у человека Родина и т. д.)

6. Домашнее задание:

(по выбору) Текст – рассуждение

  • «Что такое счастье?» или, «Как стать счастливым?»

  • Мы сегодня высказывали свои мысли о счастье словами, может кто –то из вас ребята, захочет выразить свои чувства красками, нарисуйте рисунок «СЧАСТЬЕ», как вы его представляете.

7. Игра «Конверт дружеских вопросов»

(Суть игры: свободный обмен мнениями в дружеской обстановке. В конверт вложены карточки с вопросами по теме. Каждый обучающийся берет из конверта карточку и отвечает на указанный в ней вопрос или выполняет задание.)

Вопросы и задания:

    1. Расскажите о тех моментах своей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым.

    2. Расскажите о каком-либо своем поступке, который принес счастье окружающим.

    3. Как вы понимаете мудрое изречение: «Счастье на деньги не купишь».

    4. Представьте, что вы попали на планету счастья. Опишите свои ощущения.

    5. Как вы думаете, почему от счастья и радости часто плачут? Плакали ли вы от счастья и радости?

    6. Как вы думаете, какую роль играет улыбка в жизни людей?

    7. Как вы думаете, если бы люди совсем не улыбались, какой бы стала жизнь?

8. Итог урока

— Дорогие ребята! Сегодня мы говорили о том, как стать счастливым.

— У кого же находится ключ к счастью? (У самого человека. Человек сам строит своё счастье и выбирает к нему путь)

-Да действительно, ключ к счастью в наших сердцах. Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы вы смеялись, лучились и радовались, чтобы другие, глядя на вас, становились счастливыми

-А нашим гостям, в благодарность за то, что они пришли к нам на урок, подарите сердечки. Пусть это будут ваши маленькие кусочки счастья, которыми вы с ними делитесь.

( Дети дарят сердечки. В это время фоном играет музыкальная композиция ).

— Каждый Человек — Великий Мастер, способный создать своё хрустальное, золотое, или любое другое, чудесное счастье, сокрытое в собственной Душе.

Спасибо вам за урок!

Рефлексия

-Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку.

-Посмотрите, красивое сердце сделала я для вас из цветочков? Да, оно красивое, но чего не хватает в красоте? (Счастья, любви).

— Давайте заполним его счастьем и любовью с помощью ваших сердечек, лежащих на парте.

— Если вам было комфорто на уроке, вы усвоили материал, вы довольны своей работой, вставьте в него красное сердечко, если у вас есть какая-то неудовлетворенность – розовое, и если вы с нетерпением ждали, когда же закончится урок, и вы ничего не поняли – оранжевое.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here