Сибгатова Наталья Николаевна

учитель начальных классов

Мартукской средней школы №1

Мартукский район, с. Мартук

Тема: Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени.

4 класс

Цели: 1. Познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени; закрепить знания о правописании суффиксов глаголов прошедшего времени.

2. Развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени.

3. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.

Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, карточки с заданиями.

Ход урока: 1. Организация начала урока.

Тренинг – настрой: Я спокоен, терпелив,

Сдержан я и не хмурлив,

Просто не люблю я страх,

А держу себя в руках.

2. Постановка темы и цели урока.

— Определите, о какой части речи пойдет разговор на уроке?

— Мне их выучить пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так,

Новый метод этот:

Кричать – кричу,

Вертеть – верчу,

Двигать – двигаю,

Прыгать – прыгаю.

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

-А лексической темой нашего урока будет:

— Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

3. Минутка чистописания.

(З/з)аз.л.нела (на) проталинах нежная тра.ка.

Определите, какую букву мы повторим в минутке чистописания: эта буква встречается в глаголе, в этом слове обозначает согласный, непарный, звонкий, мягкий звук.

Лл ЛЛлл – продолжить цепочку

— Выполнить разбор по членам предложения.

— Как вы могли бы связать букву -л с глаголом?

4. Блиц – опрос.

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам)

3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)

4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)

5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)

9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, — и-, -ы-, -о-)

10. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?

— Встретились ли вопросы, на которые вы не смогли ответить?

— Поставьте цель для работы на сегодняшнем уроке.

5. Словарная работа.

Агроном, береза, восток, ежевика, воробей, малина, осина, медведь, ребята, работа, смородина, Казахстан, сорока, песок, собака.

(2 учащихся работают у доски)

— Выберите названия животных. Какие изменения происходят в их жизни с наступлением весны?

6. Упражнение в правописании суффиксов глаголов прошедшего времени.

-Вставьте пропущенные суффиксы, напишите неопределенную форму, выделите суффиксы. (с объяснением у доски)

Прилет. ли журавли, поспеш.ла весна, пад.ли капли, выглян.ло солнышко.

7. Письмо по памяти.

Длинные сосульки вис.ли– к долгой весне.

Рано вылет.ли пчелы — к красной весне.

— Найти глаголы, определить время, выделить суффиксы.

8. Работа в парах.

А) – Образовать от данных глаголов форму прошедшего времени, выделить суффикс –л и гласную перед ним.

1 ряд: наступать

затопить

посадить

2 ряд: шуметь

зеленеть

капать

3 ряд: спешить

висеть

плавать

Самопроверка (на доске), поставить оценку.

Индивидуальная работа у доски: – Образовать от данных глаголов форму прошедшего времени, выделить суффикс –л и гласную перед ним.

Стро.ть Се.ть

Вид.ть слуш.ть

Стро.ть хлюп.ть

Б) Творческая работа.

— -Послушайте легенду: однажды старушка Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но один смелый цветок выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило его, согрело Землю и открыло дорогу Весне. Именно поэтому его и стали называть первоцветом. (Подснежник)

— Просматривание видеоролика «Подснежники».(Архив учебных презентаций www.RusEdu)

— Записать словосочетания по впечатлениям от просмотра, употребив глаголы в форме прошедшего времени (два- три словосочетания)

9. Разноуровневая самостоятельная работа.

1 уровень: Подчеркнуть глаголы прошедшего времени, выделить суффиксы.

Весенние ручьи говорили, говорили…

У каждого ручья свой голос. Один чуть шептал, а другой громко кричал.

2 уровень: Вставить пропущенные буквы. Выделить суффиксы.

Услыш.л, свет.ло, зазелен.ла.

3 уровень: Вставить подходяшие по смыслу глаголы прошедшего времени, выделить суффикс –л, подчеркнуть гласную перед суффиксом.

Весеннее солнце ……… широкую степь.

Утром сильный ветер ……… тучи.

Стая птиц с криком ……. к соседнему полю.

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Домашнее задание: стр. 201, упр. 509.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here