Холостых Людмила Дмитриевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ имени В. М. Комарова
Звёздного городка Московской области.
Урок русского языка для 4 класса «Ярмарка знаний»
Учитель: Холостых Л. Д.
Цели:
-
Повторить изученный материал по темам «Предложение», «Части речи»
-
Развивать умение применять изученные орфограммы.
-
Формировать самостоятельное мышление учащихся.
-
Формировать познавательные интересы учащихся.
-
Развивать речь учащихся.
-
Прививать интерес к русскому языку.
Оборудование:
-
Ноутбук
-
Проектор
Ход урока:
-
Оргмомент.
Дорогие ребята, вы заканчиваете 4-й класс. За 4 года вы получили много знаний в начальной школе. Давайте покажем их сегодня на ярмарке знаний.
2. Работа над лексическим значением слова.
— Что такое ярмарка? Слайд 3-5
— Подберите синонимы к слову «ярмарка» (рынок, базар)
— Прочитайте, как дается определение слова «ярмарка» в толковых словарях. Слайд 6
— Это слово пришло в русский язык из немецкого. Буквально переводится как «яр» — год, «маркт» — рынок, т. е. ежегодный рынок.
В словаре С. И. Ожегова «Ярмарка — большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.» Слайд 6
3. Лавка «Предложение»
Товар на ярмарках в старину продавался в лавках. Давайте и мы с вами зайдем в одну из лавок под названием «Предложение». Слайд 7
— Выберите и спишите сложное предложение:
Весна приближается. Исчезают последние клочки снега в лесу, в оврагах. В озерке урчат лягушки. Цветёт орех. Но его серёжки ещё не покрылись жёлтой пыльцой.
— Можно ли составить сложное предложение, используя данные простые?
— Запишите его, подчеркните основы предложения.
— Проверьте свою работу. Слайд 8
4. Лавка « Имя существительное»
Работа над загадками: Слайд 9
1) Сверху дыра, снизу дыра,
А посередине огонь да вода. (Самовар)
2) Гладит все, чего касается,
А дотронешься – кусается. (Утюг)
3) Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
— Запишите отгадки.
— Что общего у этих слов? ( Имена существительные, стоят в единственном числе, в именительном падеже, нарицательные, неодушевленные)
— В какую лавку мы попали? (Имя существительное)
— Проверьте свою запись. Кто допустил ошибки?
— Какое слово лишнее? ( Ложка – женского рода, 1-го склонения; самовар – сложное слово, в нем 3 слога, утюг – начинается с гласного, самовар – нет парного согласного)
— Как изменяются имена существительные?
— Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные окончания имен существительных?
Работа на карточках:
Карточка 1.
Вставь пропущенные буквы. В скобках укажи склонение и падеж существительных. Придумай название рассказу.
________________________________
Лес состоял из огромных дубов и ясеней. Их могучие ств__лы великолепно ч__рнели на прозрачной зелен__ ( ) орешников и рябин. Поднимаясь выше, они стройно рисовались на ясном неб__ ( ). Зяблики проворно бегали по дорожк__ ( ). Осторожный за__ц прокрадывался вдоль опушк__ ( ). Белка прыгала с ветк__ ( ) на ветку ( ).
Фамилия, имя_____________________________________.
Карточка 2.
Вставь пропущенные окончания, укажи склонение, падеж:
Спать в постельк__
Прыгать на постел__
Играть на площадк__
Стоять на площад__
Шел по деревн__
На краю деревн__
Стоял около избушк__
Отдыхал в август__
Фамилия, имя _______________________________
Работа в тетрадях и у доски (3 человека по 1 предложению) Слайд 10
— Ответьте письменно на вопросы:
Где сидели пчёлы? (ветка, сирень)
Где пел скворец? (верхушка, черемуха)
Где росли грибы? (опушка, лес)
— Объясните написание окончаний существительных.
— У кого получились другие предложения?
— Слова каких частей речи вы использовали в предложениях?
— В последнем предложении замените одно существительное однокоренным словом другой части речи, так, чтобы смысл предложения не изменился. (На лесной опушке росли грибы).
— Какая это часть речи?
— В какую лавку мы переходим?
5. Лавка «Имя прилагательное»
Если я права, поднимите руки вверх, пожалуйста.
-
Прилагательное изменяется по временам.
-
Прилагательное в предложении – второстепенный член.
-
А именно, обстоятельство.
-
Род прилагательного зависит от существительного.
-
А падеж зависит от глагола.
-
Во множественном числе прилагательное не изменяется по родам.
-
Прилагательное отвечает на вопросы где, куда, откуда, как.
-
Прилагательные обозначают признак предмета.
— Прочитайте текст. Слайд 11-текст.
Я очень люблю это дерево. Люблю прислониться к его стволу. Я могу подолгу любоваться его листьями.
— Понятно ли вам, о каком дереве идет речь?
— Почему?
— Добавьте в этот рассказ такие слова, чтобы было понятно, о каком дереве рассказ. Слайд 11- картинки.
— Прочитайте получившиеся рассказы.
— Как вы проверяли написание окончаний имен прилагательных?
— Для чего в речи используются имена прилагательные.
6. Лавка «Глагол»
— Подберите слово, соответствующее схеме ит
— Что вы можете о нем сказать?
— Что еще вы знаете о глаголах?
Работа над фразеологизмами. Слайд 12
— Прочитайте.
Зарубить на носу.
Бить баклуши.
Заткнуть за пояс.
Водить за нос.
Бездельничать.
Победить.
Запомнить.
Обманывать.
— Какое задание вы можете предложить к этим словам и словосочетаниям.
— Выполните предложенное задание, проверьте его.
— Что общего у глаголов во 2-м столбике? (инфинитив)
— Разделите глаголы из 2-го столбика на группы (по спряжениям)
— Запишите глаголы во 2-м лице единственного числа, выделите окончания.
— Проверьте работу. Слайд 13
Диктант.
Кто вперед смотрит, тот далеко видит.
— Объясните смысл пословицы.
— Что вы можете сказать о глаголах в данном предложении? (глаголы-исключения).
— Назовите все глаголы-исключения.
7. Итог урока.
— Домашнее задание. Составьте рассказ по опорным словам: корова, купец, ярмарка, копейка, веселье. Слайд 14
— Оценивание ответов и письменных работ.
— Какие задания были самыми интересными для вас? Самыми трудными?
— Спасибо за хорошую работу! Слайд 15
Источники материалов:
http://playroom.com.ru/zagadki.php — загадка (ложка)
http://poslovitsi.ru/zagadka.php -загадки (самовар, утюг)
http://www.mosslov.ru- значение слова ярмарка