Холостых Людмила Дмитриевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ имени В. М. Комарова

Звёздного городка Московской области.

Урок русского языка для 4 класса «Ярмарка знаний»

Учитель: Холостых Л. Д.

Цели:

  • Повторить изученный материал по темам «Предложение», «Части речи»

  • Развивать умение применять изученные орфограммы.

  • Формировать самостоятельное мышление учащихся.

  • Формировать познавательные интересы учащихся.

  • Развивать речь учащихся.

  • Прививать интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • Ноутбук

  • Проектор

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Дорогие ребята, вы заканчиваете 4-й класс. За 4 года вы получили много знаний в начальной школе. Давайте покажем их сегодня на ярмарке знаний.

2. Работа над лексическим значением слова.

— Что такое ярмарка? Слайд 3-5

— Подберите синонимы к слову «ярмарка» (рынок, базар)

— Прочитайте, как дается определение слова «ярмарка» в толковых словарях. Слайд 6

— Это слово пришло в русский язык из немецкого. Буквально переводится как «яр» — год, «маркт» — рынок, т. е. ежегодный рынок.

В словаре С. И. Ожегова «Ярмарка — большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.» Слайд 6

3. Лавка «Предложение»

Товар на ярмарках в старину продавался в лавках. Давайте и мы с вами зайдем в одну из лавок под названием «Предложение». Слайд 7

— Выберите и спишите сложное предложение:

Весна приближается. Исчезают последние клочки снега в лесу, в оврагах. В озерке урчат лягушки. Цветёт орех. Но его серёжки ещё не покрылись жёлтой пыльцой.

— Можно ли составить сложное предложение, используя данные простые?

— Запишите его, подчеркните основы предложения.

— Проверьте свою работу. Слайд 8

4. Лавка « Имя существительное»

Работа над загадками: Слайд 9

1) Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине огонь да вода. (Самовар)

2) Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается. (Утюг)

3) Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

— Запишите отгадки.

— Что общего у этих слов? ( Имена существительные, стоят в единственном числе, в именительном падеже, нарицательные, неодушевленные)

— В какую лавку мы попали? (Имя существительное)

— Проверьте свою запись. Кто допустил ошибки?

— Какое слово лишнее? ( Ложка – женского рода, 1-го склонения; самовар – сложное слово, в нем 3 слога, утюг – начинается с гласного, самовар – нет парного согласного)

— Как изменяются имена существительные?

— Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные окончания имен существительных?

Работа на карточках:

Карточка 1.

Вставь пропущенные буквы. В скобках укажи склонение и падеж существительных. Придумай название рассказу.

________________________________

Лес состоял из огромных дубов и ясеней. Их могучие ств__лы великолепно ч__рнели на прозрачной зелен__ ( ) орешников и рябин. Поднимаясь выше, они стройно рисовались на ясном неб__ ( ). Зяблики проворно бегали по дорожк__ ( ). Осторожный за__ц прокрадывался вдоль опушк__ ( ). Белка прыгала с ветк__ ( ) на ветку ( ).

Фамилия, имя_____________________________________.

Карточка 2.

Вставь пропущенные окончания, укажи склонение, падеж:

Спать в постельк__

Прыгать на постел__

Играть на площадк__

Стоять на площад__

Шел по деревн__

На краю деревн__

Стоял около избушк__

Отдыхал в август__

Фамилия, имя _______________________________

Работа в тетрадях и у доски (3 человека по 1 предложению) Слайд 10

— Ответьте письменно на вопросы:

Где сидели пчёлы? (ветка, сирень)

Где пел скворец? (верхушка, черемуха)

Где росли грибы? (опушка, лес)

— Объясните написание окончаний существительных.

— У кого получились другие предложения?

— Слова каких частей речи вы использовали в предложениях?

— В последнем предложении замените одно существительное однокоренным словом другой части речи, так, чтобы смысл предложения не изменился. (На лесной опушке росли грибы).

— Какая это часть речи?

— В какую лавку мы переходим?

5. Лавка «Имя прилагательное»

Если я права, поднимите руки вверх, пожалуйста.

  • Прилагательное изменяется по временам.

  • Прилагательное в предложении – второстепенный член.

  • А именно, обстоятельство.

  • Род прилагательного зависит от существительного.

  • А падеж зависит от глагола.

  • Во множественном числе прилагательное не изменяется по родам.

  • Прилагательное отвечает на вопросы где, куда, откуда, как.

  • Прилагательные обозначают признак предмета.

— Прочитайте текст. Слайд 11-текст.

Я очень люблю это дерево. Люблю прислониться к его стволу. Я могу подолгу любоваться его листьями.

— Понятно ли вам, о каком дереве идет речь?

— Почему?

— Добавьте в этот рассказ такие слова, чтобы было понятно, о каком дереве рассказ. Слайд 11- картинки.

— Прочитайте получившиеся рассказы.

— Как вы проверяли написание окончаний имен прилагательных?

— Для чего в речи используются имена прилагательные.

6. Лавка «Глагол»

Урок русского языка для 4 класса «Ярмарка знаний»Урок русского языка для 4 класса «Ярмарка знаний»Урок русского языка для 4 класса «Ярмарка знаний»Урок русского языка для 4 класса «Ярмарка знаний»Урок русского языка для 4 класса «Ярмарка знаний»

— Подберите слово, соответствующее схеме ит

— Что вы можете о нем сказать?

— Что еще вы знаете о глаголах?

Работа над фразеологизмами. Слайд 12

— Прочитайте.

Зарубить на носу.

Бить баклуши.

Заткнуть за пояс.

Водить за нос.

Бездельничать.

Победить.

Запомнить.

Обманывать.

— Какое задание вы можете предложить к этим словам и словосочетаниям.

— Выполните предложенное задание, проверьте его.

— Что общего у глаголов во 2-м столбике? (инфинитив)

— Разделите глаголы из 2-го столбика на группы (по спряжениям)

— Запишите глаголы во 2-м лице единственного числа, выделите окончания.

— Проверьте работу. Слайд 13

Диктант.

Кто вперед смотрит, тот далеко видит.

— Объясните смысл пословицы.

— Что вы можете сказать о глаголах в данном предложении? (глаголы-исключения).

— Назовите все глаголы-исключения.

7. Итог урока.

— Домашнее задание. Составьте рассказ по опорным словам: корова, купец, ярмарка, копейка, веселье. Слайд 14

— Оценивание ответов и письменных работ.

— Какие задания были самыми интересными для вас? Самыми трудными?

— Спасибо за хорошую работу! Слайд 15

Источники материалов:

http://playroom.com.ru/zagadki.php — загадка (ложка)

http://poslovitsi.ru/zagadka.php -загадки (самовар, утюг)

http://www.mosslov.ru- значение слова ярмарка

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here