Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов
№ 256 ГО ЗАТО г.Фокино»
Приморский край
Урок русского языка в 6 классе по УМК под редакцией Бабайцевой
«Текст,
Темы широкие и узкие»
Автор: учитель русского языка и литературы
Балакирева Татьяна Анатольевна
г. Фокино, 2011
Конспект урока
ЦЕЛИ УРОКА:__повторить материал о тексте, теме, дать понятие широкой и узкой темы, подготовка к домашнему сочинению
Ход урока.
1.Оргмомент. Работа над эпиграфом.
Слайд 2.
Вот хлеба в полях заколосились,
Вот запели птицы в синеве,
Надо мною свет моей России,
И других небес не надо мне.
А. Прокофьев
— О чём эти строки? (О любви к Родине)
2. Беседа.
— А как вы понимаете значение слова «Родина»? Какие синонимы к этому слову можете назвать? (Родина, Отечество, Отчизна.)
Прочтём, как на этот вопрос ответил В. Песков.
3. Работа с текстом.
Слайд 3.
Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за ёмким словом Отечество. Но всё-таки можно сказать: понятие Родины – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней.
(В. Песков)
— Можем ли мы данную запись назвать текстом? Почему? Вспомните признаки текста.
(Заглавие; тема, идея; делимость: 1- начало, 2- основная часть, 3- конец; связность; композиционная завершённость) – слайд 4.
— Перескажите текст. Назовите его тему. (Что такое Родина).
— Настоящий, хороший человек любит свою Родину. Как это сложное, многогранное чувство в нём постепенно растёт и обогащается, повествует текст упр. 8
4. Выполнение упр. 8.(Чтение текста, составление вопросов по его содержанию (устно); один-два выбираются для записи.)
Например:
1. «С чего начинается Родина?»
2. Какую роль в жизни человека играет его любовь к своим родителям, к своей семье? Почему?
3. Какую роль в жизни человека играет его любовь к своему селу (или к своему городу)?
5.Слайд 5.
В том, что любовь человека к своему селу (или к своему городу) обычно перерастает в его сердце в сложное, многогранное чувство любви к Родине, нас убеждает и наш жизненный опыт, и пример окружающих, и факты из биографии известных, великих людей. Так, писатель Фёдор Александрович Абрамов с любовью изображал реку своего детства Пинегу, с которой для него и началась Родина.
Пинега
Утром вышел к реке и ахнул: V не узнать старушку. V Вечером уходил – ни одного камешка не разглядишь на берегу. Всё в серой тине. V А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. V Ночью прошел ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега.
(Ф. Абрамов)
— Проведём диалог с автором. На месте знака V поставьте вопросы к предложениям. (Почему «ахнул»? Почему не узнать реку – «старушку»? Что в ней изменилось? Чем эти изменения объясняются?)
— Какое отношение к реке и как выразил писатель? (Автор пишет о Пинеге с любовью: называет её дружески «старушкой», бывает не её берегах и утром, и вечером, внимательно к ней присматривается, с удовольствием замечает, как она «принарядилась» после ливня).
6. Слайд 6. Упр. 10.
— С любовью изображали природу многие предшественники Ф.А. Абрамова, среди которых, конечно, и Михаил Михайлович Пришвин. В одной из книг М.М. Пришвина есть раздел «Времена года», в нём – подраздел «Январь», включающий миниатюры «Весенняя дорога», «Зонтики».
— Как вы думаете, что здесь является примером широкой темы, что – узкой? Почему?
7. Чтение и пересказ теоретической части параграфа (стр.13).
8.Слайд 7. Определение темы данного текста, наблюдения за переносным употреблением временных форм глагола (упр. 11).
Умеете ли вы вести дневниковые записи? Поучитесь этому у Коли Синицына.
Какова тема всего «Дневника Коли Синицына»? А тема каждой дневниковой записи?
Как мы занимались пчеловодством – широкая; тема каждой дневниковой записи – узкая. (Тема записи за 14 июля – Про нас в газете написали!)
9. Слайд 8. Краткая беседа о слове «Рубрика».
В латинском языке рубрикой называлось заглавие закона, написанное красной краской. Происходи слово рубрика от латинского рубер – красный.
В современном русском языке слово рубрика многозначно. Его основное значение – «заголовок раздела в газете, журнале». Тема рубрики – широкая, темы опубликованных под этой рубрикой заметок – узкие.
10. Слайд 9. В газете под рубрикой «Действуем!» была напечатана заметка на тему «Помогаем почтальонам». Какие темы заметок под рубрикой «Действуем!» могли бы предложить вы?
Запишите эти темы.
11. Домашнее задание (Слайд 10).
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Чем мне запомнилось первое школьное утро». Постарайтесь употребить в нём (там, где это уместно) глаголы настоящего или будущего времени в значении прошедшего.
12.Подготовка к домашней работе – наблюдения за употреблением глаголов настоящего времени в значении прошедшего в примерах сочинений, конкретизирующих тему домашнего сочинения. (Слайд 11).
Яблоко на счастье
Когда я был совсем маленьким, мне очень хотелось учиться, а меня всё не принимали, и не принимали.
Но вот наконец и пришло моё долгожданное школьное утро. Я проснулся очень рано. Умылся, оделся, и, пока мама хлопотала на кухне, один отправился в школу.
Волнуясь, иду я по улице, смотрю по сторонам, словно предлагая всем полюбоваться моей новой курткой, моим новым портфелем с блестящим крепким замком. Вдруг с проезжавшей мимо машины совсем незнакомый парень бросает огромное румяное яблоко. «Лови на счастье!»- кричит он. И, представляете. Я поймал его, это душистое красное яблоко! И оно оказалось действительно счастливым:1-й класс я окончил отлично.
(Дима К.)
13.Учитель:
Конкретизируйте предложенную для сочинения тему: из всех впечатлений-воспоминаний о первом школьном утре выберите одно, самое яркое, самое памятное, может, чем-то дорогое, напишите только о нём и озаглавьте сочинение, конечно, по-своему. (Слайд 12).
Подведение итогов урока.
Использованная литература:
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи, 6 кл.- М.: Дрофа, 2001
Никитина Е.И. Уроки развития речи.- М.: Дрофа. 2000