Урок русского языка в 6 классе

Тема: Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи, синтаксическая роль глагола в предложении, безударные личные окончания глаголов

Цели: повторение знаний о глаголе, закрепление умений правильно выбирать орфограммы в написании безударных личных окончаний глаголов, определять синтаксическую роль глагола в предложении, анализировать текст. Повторить синтаксис: обращение, двойную роль союза и.

Развивать речь, наблюдательность.

Воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Оборудование: Таблица спряжений, раздаточный материал для анализа текста и для самостоятельной работы, иллюстрации

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь, откройте тетради ,запишите число, Второе февраля, классная работа.

  1. Объявление темы и целей урока.

-Сегодня на уроке мы повторим знания о глаголе, закрепим умения правильно выбирать орфограммы в написании безударных личных окончаний глаголов, определять синтаксическую роль глагола в предложении, будем анализировать текст и проведем творческую работу.

Запишите тему урока.

3.Фронтальный опрос

Что вы можете сказать о слове с окончанием –ишь, -ете?

Дайте определение глагола

Как изменяются глаголы

Как определить спряжение глагола? Упр.459

Вспомним глаголы-исключения

Еще необходимо вспомнить глаголы на –ять

Таять, сеять, веять, реять, чуять, лаять, блеять, лелеять, каяться, маяться, надеяться

И на –ить

Клеить, строить

Какие окончания имеют глаголы 1 спр., 2 спр? (таблица)

Как определить окончание в словах

Вышьет, выглядим, выбьешь, выспится, вылетит?

Нужно убрать приставку вы, т.к. она перетягивает на себя ударение.

Какова синтаксическая роль глагола в предложении.

4.Синтаксическая и орфографическая пятиминутка

Сегодня второе февраля. Февраль – последний месяц зимы. Он очень изменчивый, и об этом даже написано стихотворение.

(на доске)

Как тебя понимать, февраль?

То, деревья кидая в дрожь,

Ты пургой занавес. шь даль,

В лед дорогу вдруг заку. шь.

То полощ. шь в дождях седину,

И гудит, и дрож. т земля,

Словно в гости ты жд. шь весну.

Нрав тяжелый у февраля!

(С. Поликарпов.)

Какое средство выразительности используется в этом стихотворении?

(Развернутая метафора или олицетворение, лирический герой обращается к февралю, как к живому существу. И помогают в этом именно глаголы — сказуемые.)

Обратите внимание на первое предложение и подумайте, чем оно осложнено? (Обращение) Поставьте недостающий знак. Запишите.

Вставим пропущенные буквы. Все ли из них являются орфограммами? Почему? Выпишем только с орфограммами.

(Занавесишь — занавесить, 2 спр., полощешь — полоскать,1 спр.)

(Некоторые ударные).

На удивительную силу глагола обращали внимание многие писатели. А. Н. Толстой писал: «Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

А сейчас закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу.

Откройте глаза.

5.Работа с текстом.( Раздаточный материал)

Прочитайте выразительно текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие запятые.

Текст

Зимой и летом осенью и в..сною хорош.. русский лес! В тихий зимний день выйд..ш.., бывало, в лес на лыжах — дыш..ш.. и (не) надыш..ш..ся. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками с..гнулись под тяж..стью ин..я стволы молодых берез. Т..желыми шапками белого снега покрыты (темно)зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идеш.. по зимн..му лесу и (не) налюбу..ш..ся. Высокие, недвижные спят сосны и синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнит..ся зимний лес. От дерева к дереву тянут..ся легкие следы белок маленькие следоч..ки лесных мышей и птиц.

Только очень внимательный человек мож..т наблюдать жизнь зимн.. леса. Нужно уметь ходить тихо слушать и ост..навливат..ся. Только тогда откроет..ся вам вся чудесная красота спящего зимнего леса.

(И. Соколов-Микитов.)

Озаглавьте текст

Определите тему текста (о чем текст)

Определите основную мысль текста ( что хотел донести до нас автор)

К какому стилю относится текст ( Художественный)

Каковы признаки художественного текста (образность, выразительность, наличие эпитетов, метафор)

К какому типу относится текст

Описание места.( здесь говорится о предметах и их расположении, и поэтому наряду с прилагательными используются глаголы)

Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Прочитайте предложения, соответствующие схемам

| == и == | | == — | ,и | — == |

Выпишите из текста глаголы , определите их вид, время, спряжение

(…)

Укажите глагол, соответствующий схеме —

Предметная физминутка.

6.Сейчас мы будем определять , к какому спряжению относятся глаголы из пары, 1 спр – хлопок перед собой, 2 спр. – хлопок над собой:

Победить – побеждать

Отправить – отправлять

Разрушать – разрушить

Догнать – догонять

Отвечать — ответить

Мы говорили, что, прежде чем определять спряжение глагола надо определить его вид.

Запишем слова из 2 пар в 3 л мн. числа

7.Самостоятельная работа.

На листочках вставить орфограммы

Ветры гон..т, стел..тся коврами, лучи ласка..т, бор..тся с пургой, снежинки та..т, дыш..тся легко, наде..мся на чудо, люб..м зиму, стро..м крепость, не слыш..м пения.

8.Творческое задание: придумать предложение со зиме, используя материалы урока.

Подведение итогов.

Что повторили на уроке?

Проверяя спряженьем окончание, –

Не допустишь ошибки случайной.

9. Домашнее задание: упр.461

Резерв: игра «Четвертый лишний»

Пишем, вяжем, стираем, дружим

Строим, клеим, отвечаем, держим

Спросят, посеют, дышат, постелют (буквы пропущены)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here