Урок русского языка.
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Цели:
Предметные: повторить способы обозначения мягких звуков на письме.
Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах.
Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.
Оборудование: учебник русского языка В.П.Канакиной, приложение на электронном носителе, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группах, тетрадь на печатной основе, сигнальные карточки для самоанализа.
Ход урока:
I. Организационный момент. Этический заряд.
— Мы начинаем урок русского языка. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы на уроке.
— Краткий план урока перед вами на листочках для самоанализа. Зачитаем.
— Надеюсь, что все пункты плана будут выполнены, а для этого всем надо быть очень внимательным и работать активно.
II. Чистописание. Письмо по памяти.
— Пишем упражнение с заглавной и строчной буквами «эс».
Сс Сс Сс се со са ус
— Прочитайте предложение про себя, вслух.
У сени и Сани в сетях сом с усами.
— Чем оно интересно? (Это скороговорка).
— Прочитаем скороговорку медленно, ускоряя темп, быстро и правильно по желанию.
— Какие орфограммы встретились в скороговорке? (Имена собственные: Сеня, Саня. Безударные гласные в корне слова: в сетях – сети).
— Прочитайте скороговорку, чётко проговорив записанные буквы.
— Запишите по памяти.
— Сверьте с образцом на доске. Самооценка.
III. Самоопределение к деятельности. Работа в группах.
— Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары, почему?
нос – нёс
мыл – мил
ел – ель
— Определите тему урока.
Вывесить тему урока на доске: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».
— Оцените свою работу в группе на оценочном листе.
IV. Работа по теме урока.
— Какие гласные буквы делают мягкими согласные звуки? (е, ё, ю, я, и)
— Какие гласные буквы указывают на твёрдость согласных звуков? (а, о, у, ы, э)
— Назовите согласные буквы, обозначающие всегда твёрдые согласные звуки. (ж, ц, ш)
— Назовите согласные звуки, обозначающие всегда мягкие согласные звуки (ч, й, щ)
Закрепить показом на экране (обучающий диск).
V. Работа в парах по тетради на печатной основе.
С. 55 упр. 119.
— Запишите буквы, которыми могут быть обозначены:
а) и твёрдый и мягкий согласный звук;
б) только твёрдый согласный звук;
в) только мягкий согласный звук.
— Кто затрудняется, воспользуйтесь учебником на с 120.
— Проверяем фронтально. Самооценка.
VI. Физ. минутка.
Упражнение для глаз.
VII. Работа по учебнику.
С. 122, упр. 197.
Задание прочитать вслух.
— Какие три группы слов по лексическому значению образуют данные слова?
— Работаем по 3 вариантам (рядам).
Проверить фронтально.
— Оцените свою работу на оценочном листе.
Упр 198.
— Прочитайте стихотворение, про себя, вслух
— Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль. (Как много вокруг очень добрых вещей, которые честно нам служат).
— Что значит «добрых вещей»?
— Спишите предложение, подчеркните в словах буквы, которые обозначают непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.
— Проверим. Назовите, слово, букву, которую вы подчеркнули, звук, который она обозначает.
— Оцените свою работу на оценочном листе.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
— Назовите тему нашего урока.
— Что понравилось и особенно запомнилось?
— Пригодятся знания, полученные на уроке, где?
— Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?
— Рассмотрите свои оценочные листы, оцените свою работу на уроке. Покажите при помощи сигнальных карточек.
— Повернитесь друг к другу, поблагодарите за урок.
Литература:
Т.Н.Ситникова и др. «Поурочные разработки по русскому языку», Москва «Вако» 2012