Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Вежливые слова»
Автор: Мягкова Наталья Викторовна, учитель начальных классов.
Цель: развивать умения употреблять в речи вежливые слова; учить пользоваться толковым словарём; воспитывать вежливое отношение друг к другу.
Оборудование: учебник русского языка В.П.Канакиной, приложение на электронном носителе, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группах, сигнальные карточки для самоанализа.
I. Организационный момент.
В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушать внимательно, учиться старательно.
II. Чистописание. Самоопределение к деятельности.
Сс Сс Сс
— Дайте характеристику букве как звуку.
— Запишите слоги слияния буквы «эс» с гласными буквами так, чтобы она обозначала мягкий звук [с]. (ся се сё сю си)
— В каком нам известном словарном слове есть буквы «эс»? (русский)
— Составьте предложение с этим словом.
Запишем под диктовку:
Русский язык – мой родной язык.
— Оцените насколько красиво и каллиграфически правильно вы написали в тетради.
III. На доске запись: сиспабо.
— Прочитайте.
— Запись является словом? Почему?
— Что такое слово?
— Попробуйте поменять порядок букв (слогов) так, чтобы получилось слово.
— Какое слово получилось? Запишем: спасибо.
— Что обозначает это слово?
— Когда мы так говорим?
— Как называют такие слова?
— Какие ещё вежливые слова вы знаете?
— Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (О каких словах мы сегодня будем говорить?)
IV. Просмотр объяснения на обучающем диске.
— Какие группы вежливых слов выделяют?
— Назовите слова-приветствия.
— Слова-прощания.
— Какой совет вы услышали с экрана?
V. Работа по учебнику.
С. 25. упр. 13.
— Прочитайте.
— Найдите вежливые слова. Назовите их.
— Когда мы говорим эти слова? Как их можно назвать?
— Какие слова приветствия вы ещё знаете?
Сообщение ребёнка о происхождении слова «здравствуйте».
— Что же вместе с приветствием мы желаем, произнося слово «здравствуйте»?
— Запишите: здравствуйте.
— Какие говорят слова, когда прощаются?
— Как называются такие слова?
Упр. 14.
— Прочитайте вежливые слова.
— Как вы думаете, почему они разделены на группы?
— Когда употребляют эти слова?
— Объясните значение слова «благодарю».
Сообщение ребёнка о происхождении слова «благодарю».
— Запишите: благодарю.
Работа в парах.
— Разыграйте сценку с использованием слов из упр. 14.
Прослушать несколько диалогов.
— Как называют человека, который в своей речи употребляет вежливые слова? (Воспитанный).
— Оцените свою работу на данном этапе урока.
Физ. минутка.
Выполняем только те команды, когда слышим вежливое слово «пожалуйста».
VI. Работа над осмыслением слов «невежа», «невежда».
На доске слова: невежа, невежда.
— Прочитайте.
— Вы слышали эти слова?
— Можете объяснить, что они обозначают?
Узнать значение слов нам помогает толковый словарь. (Показать толковый словарь В.И.Даля). В нашем учебнике на с. 138-140 помещён небольшой толковый словарь тех слов, которые требуют разъяснения и пригодятся нам в 1 классе. Найдите и зачитайте значения слов.
— Что означает слово «невежа»?
— Что означает слово «невежда»?
Сценка (автор, учитель, Витя).
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю
Витя просит:
Извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положив на стол журнал,
Следом Витя:
-Извините,
Я немного опоздал.
— Тихомиров!
Покажите
Нам на карте город Псков.
— Извините,-
Шепчет Витя,-
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя
Или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ!
— А как вы думаете, ребята, вежлив ли Витя?
— Каким из слов «невежа» или «невежда» можно назвать этого мальчика? Объясните свой выбор.
VII. Закрепление.
Работа в группах. Составьте предложение из данных слов: слова, нашу, вежливые, доброжелательной, делают, речь.
Проверим.
Вежливые слова делают нашу речь доброжелательной.
— Сколько слов в предложении?
— Какое слово вызывает трудность?
— Прочитаем предложение хором по слогам.
Запишите предложение в тетрадь.
Кто выполнит задание, встанет, глазками прочитает по учебнику «Обрати внимание».
— На что нас просят обратить внимание авторы учебника?
Взаимопроверка.
— Оцените свою работу в тетрадях.
Физ. минутка.
Работа на карточках.
Прочитайте стихотворение Л. Яхнина.
На земле лежала тень,
Я сказал ей: «Добрый день!»
Солнце к лесу опустилось,
Тень немного удлинилась.
Я сказал ей: «Добрый вечер!»
Тень растаяла и скрылась.
«Доброй ночи, тень! До встречи!
Подчеркните вежливые слова.
— Проверьте в парах правильность выполнения задания. Встаньте те, кто задание в парах выполнил.
— Назовите слова, которые автор сказал при расставании?
— Какое слово прощание вы ещё знаете?
— Назовите слова, которые имеют тоже значение, что и слово «здравствуйте».
— Оцените свою работу по карточкам.
VIII. Рефлексия.
На доске записаны слова: спасибо, доброе утро, завтра, спокойной ночи, пожалуйста.
— Найдите лишнее слово. (Завтра).
— Как называются все остальные слова?
— Для чего в речи нужно употреблять вежливые слова?
— Как называют человека, который употребляет в своей речи такие слова?
— Как называют грубого невоспитанного человека?
— Кто такой невежда?
— Какой словарь вам помогал на уроке?
— Кто из ребят заслужил на уроке похвалу?
— Оцените свою работу на уроке.