Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Вежливые слова»

Автор: Мягкова Наталья Викторовна, учитель начальных классов.

Цель: развивать умения употреблять в речи вежливые слова; учить пользоваться толковым словарём; воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Оборудование: учебник русского языка В.П.Канакиной, приложение на электронном носителе, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группах, сигнальные карточки для самоанализа.

I. Организационный момент.

В школу мы пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушать внимательно, учиться старательно.

II. Чистописание. Самоопределение к деятельности.

Сс Сс Сс

— Дайте характеристику букве как звуку.

— Запишите слоги слияния буквы «эс» с гласными буквами так, чтобы она обозначала мягкий звук [с]. (ся се сё сю си)

— В каком нам известном словарном слове есть буквы «эс»? (русский)

— Составьте предложение с этим словом.

Запишем под диктовку:

Русский язык – мой родной язык.

— Оцените насколько красиво и каллиграфически правильно вы написали в тетради.

III. На доске запись: сиспабо.

— Прочитайте.

— Запись является словом? Почему?

— Что такое слово?

— Попробуйте поменять порядок букв (слогов) так, чтобы получилось слово.

— Какое слово получилось? Запишем: спасибо.

— Что обозначает это слово?

— Когда мы так говорим?

— Как называют такие слова?

— Какие ещё вежливые слова вы знаете?

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (О каких словах мы сегодня будем говорить?)

IV. Просмотр объяснения на обучающем диске.

— Какие группы вежливых слов выделяют?

— Назовите слова-приветствия.

— Слова-прощания.

— Какой совет вы услышали с экрана?

V. Работа по учебнику.

С. 25. упр. 13.

— Прочитайте.

— Найдите вежливые слова. Назовите их.

— Когда мы говорим эти слова? Как их можно назвать?

— Какие слова приветствия вы ещё знаете?

Сообщение ребёнка о происхождении слова «здравствуйте».

— Что же вместе с приветствием мы желаем, произнося слово «здравствуйте»?

— Запишите: здравствуйте.

— Какие говорят слова, когда прощаются?

— Как называются такие слова?

Упр. 14.

— Прочитайте вежливые слова.

— Как вы думаете, почему они разделены на группы?

— Когда употребляют эти слова?

— Объясните значение слова «благодарю».

Сообщение ребёнка о происхождении слова «благодарю».

— Запишите: благодарю.

Работа в парах.

— Разыграйте сценку с использованием слов из упр. 14.

Прослушать несколько диалогов.

— Как называют человека, который в своей речи употребляет вежливые слова? (Воспитанный).

— Оцените свою работу на данном этапе урока.

Физ. минутка.

Выполняем только те команды, когда слышим вежливое слово «пожалуйста».

VI. Работа над осмыслением слов «невежа», «невежда».

На доске слова: невежа, невежда.

— Прочитайте.

— Вы слышали эти слова?

— Можете объяснить, что они обозначают?

Узнать значение слов нам помогает толковый словарь. (Показать толковый словарь В.И.Даля). В нашем учебнике на с. 138-140 помещён небольшой толковый словарь тех слов, которые требуют разъяснения и пригодятся нам в 1 классе. Найдите и зачитайте значения слов.

— Что означает слово «невежа»?

— Что означает слово «невежда»?

Сценка (автор, учитель, Витя).

Малыша обидел Витя.

Перед школою в строю

Витя просит:

Извините,

Я ошибку признаю.

На урок пришёл учитель,

Положив на стол журнал,

Следом Витя:

-Извините,

Я немного опоздал.

— Тихомиров!

Покажите

Нам на карте город Псков.

— Извините,-

Шепчет Витя,-

Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя

Или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ!

— А как вы думаете, ребята, вежлив ли Витя?

— Каким из слов «невежа» или «невежда» можно назвать этого мальчика? Объясните свой выбор.

VII. Закрепление.

Работа в группах. Составьте предложение из данных слов: слова, нашу, вежливые, доброжелательной, делают, речь.

Проверим.

Вежливые слова делают нашу речь доброжелательной.

— Сколько слов в предложении?

— Какое слово вызывает трудность?

— Прочитаем предложение хором по слогам.

Запишите предложение в тетрадь.

Кто выполнит задание, встанет, глазками прочитает по учебнику «Обрати внимание».

— На что нас просят обратить внимание авторы учебника?

Взаимопроверка.

— Оцените свою работу в тетрадях.

Физ. минутка.

Работа на карточках.

Прочитайте стихотворение Л. Яхнина.

На земле лежала тень,

Я сказал ей: «Добрый день!»

Солнце к лесу опустилось,

Тень немного удлинилась.

Я сказал ей: «Добрый вечер!»

Тень растаяла и скрылась.

«Доброй ночи, тень! До встречи!

Подчеркните вежливые слова.

— Проверьте в парах правильность выполнения задания. Встаньте те, кто задание в парах выполнил.

— Назовите слова, которые автор сказал при расставании?

— Какое слово прощание вы ещё знаете?

— Назовите слова, которые имеют тоже значение, что и слово «здравствуйте».

— Оцените свою работу по карточкам.

VIII. Рефлексия.

На доске записаны слова: спасибо, доброе утро, завтра, спокойной ночи, пожалуйста.

— Найдите лишнее слово. (Завтра).

— Как называются все остальные слова?

— Для чего в речи нужно употреблять вежливые слова?

— Как называют человека, который употребляет в своей речи такие слова?

— Как называют грубого невоспитанного человека?

— Кто такой невежда?

— Какой словарь вам помогал на уроке?

— Кто из ребят заслужил на уроке похвалу?

— Оцените свою работу на уроке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here