Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задачи:
Образовательная – закреплять понятие неодушевлённые существительные;
Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
Воспитательная — содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к доске «Smart Board», учебник «Русский язык» Канакиной, Горецкого 3 класс.
Тип урока: повторение пройденного материала.
Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
— логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
— готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно
— взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
предметных результатов:
— первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
-распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;
— находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;
— определять у имени существительного значение.
Деятельность учителя | Действия учащихся | Формирование УУД | |
I. Орг. момент. Сообщение темы и задач урока. | Какую тему мы изучаем в течение нескольких уроков русского языка? Что мы узнали об имени существительном. Расскажите, заполнив листок на вашей парте. Давайте проверим. Оцените себя оценка под номером 1. Поставьте + или — Почему некоторые сущ. отвечают на вопрос кто?, а другие на Что? Так о каких сущ. мы будем сегодня говорить? Запись даты. Проверка осанки. | Мы изучаем имя существительное — как часть речи.
Существительное- часть речи Обозначает предмет Отвечает на вопросы — кто или что? Оценивание. | Познавательные УУД: понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.??? | Минута чистописания – бр, бл,бм, бс. Какие существительные называются одушевлёнными? Неодушевленными? Материал на доске. Работа в парах. ВСЕ ученики на листочках 1 в.- синим карандашом одушевленные сущ., 2 в. — красным неодуш. Оцените свое 2 задание. Запишите в тетрадь в столбик из № 12 по 5 слов к каждой группе. Поставьте ударение. Какие это слова? Подчеркните безударную гласную.
| Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот. неодушевленные все остальные предметы. Проверка на доске. Самопроверка. Выписывание слов из №12, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную.
| — находить имена существительные, отличать от других частей речи; -распознавать одушевленные и неод.существительные ; ПознавательныеУУД информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале |
III. Повторение пройденного материала. | Создание проблемной ситуации. -Прочитайте слова. врач автомобиль дети луна лягушка ветер -Назовите их одним словом. Докажите. На какой вопрос отвечают? Что обозначают? Распределите слова по одуш.-неодуш., запишите в тетрадь.
Дайте определение, какие существительные называются одушевлёнными, какие неодушевлёнными? А теперь откроем учебник на странице 15-19, прочитаем определение, данное в нем. — Ребята! Какие вы молодцы! Вы дали полное определение. | Это имена сущ-е, т.к. эти слова обозначают… и отвечают на вопросы кто? И что? Обсуждение. Это сущ-е., отвечают на вопрос: кто? что?
Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют людей и животных. Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? и не обозначают людей и животных.
| Коммуникативные УУД: -формулировать собственное мнение и позицию; — договариваться приходить к общему решению(во фронтальной деятельности под руководством учителя Личностные УУД: — самоопределение — система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет, самостоятельное определение темы урока. Познавательные УУД (логические): — анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод; знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка. Слова – предметы, одушевленные и неодушевленные существительные. |
IV.Применение нового знания.
Ф/минутка. |
№14. Прочитайте стихотворение. Найдите существительные. Как определить к какой группе относятся эти сущ.? Выпишите слова. Определите к какой группе относятся. Проверьте.
Давайте поиграем в игру «Хлопай, топай» Если сущ-е одушевлённое, то хлопните в ладоши, если неодуш. . то топните. Одежда, лисица, корова, тарелка, малина, осина, яблоня, девочка, город, земляника. Как вы думаете, в какую группу сущ. мы отнесём растения? .
| Рассуждения детей. Поставить слово в начальную форму. Выполняют самостоятельно задание. Самопроверка. Если выписали 6 слов — + под номером 3.
Растения относятся к неодушевлённым сущ-м, т.к. в языке не воспринимаются живыми существами, не способны сами передвигаться | Регулятивные УУД: — принимать и сохранять учебную задачу; — выполнять учебные действия в устной и письменной речи; Коммуникативные УУД: -формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению — формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; |
V. Проверка знаний. Коррекция. | Интерактивная игра «Помоги лосям спуститься на землю»
Работа с однокоренными словами. Запишите в тетрадь существительные: школа, сад, футбол, учение. Подберите и запишите однокоренное слово, чтобы оно было одушевленным. Кто справился сам с этим заданием оценка +. Группировка существительных по признаку одушевлённости. В зоопарке показывали рыжих лисичек. В лесу растет много рыжих лисичек. Какое слово повторяется? Определите и запишите на верху к какой группе сущ. относятся. Оцените работу товарища. Обменяйтесь тетрадями, проверьте. Если нет ошибок, то поставьте под номером 5 себе +. | Фронтальная работа.
Самостоятельная работа.
Списывание, определение одуш.-неодуш..
Взаимопроверка. | Познавательные УУД (логические): — анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод; знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка. Слова – предметы, одушевленные и неодушевленные существительные. Регулятивные УУД: Саморегуляция (взаимоконтроль, самоконтроль) |
Рефлексия | Продолжите предложение. Я узнал …. Я научился… Мне было легко … Я затруднялся….
Поднимите руки те ребята, у которых в оценочной карточке 5 +. | Заканчивают предложения. Оценивают себя. | Рефлексия: Личностные УУД: представление о причинах успеха в учебе; Регулятивные УУД: -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; Коммуникативные УУД: -формулировать собственное мнение и позицию; -строить устные высказывания; |
Домашнее задание. | Упр. №18 с.13 Объяснение задания. | Записывают в дневник, слушают задание. |
|