АНКЕТА-ЗАЯВКА
Основные сведения об участнике конференции | ||
1 | ФИО |
Мясникова Ирина Александровна
|
2 | Учебное заведение, должность, ученая степень, звание (если есть) |
МБОУ «СОШ №2 c углубленным изучением отдельных предметов» Учитель начальных классов
|
3 | Название секции
| Реализация основных требований и идей ФГОС НОО на уроках русского языка и литературы |
4 | Тема доклада
| Урок русского языка в 3 классе по теме: «Работа Ь после шипящих» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) |
5 | Телефон |
89375723359 |
6 | |
maysso97@mail.ru
|
Пояснительная записка.
Автор: Мясникова Ирина Александровна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №2 c углубленным изучением отдельных предметов»
Учитель начальных классов , г Бавлы
Класс 3,
Программа: развивающее обучение (Система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова)
Название материала: «Работа» Ь после шипящих.
Предназначение: для проведения урока русского языка
Оборудование: — мультимедиапроектор, экран, компьютер, листы А4, фломастеры
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной, индивидуальной, групповой работе с классом
Авторский медиапродукт: презентация.
Урок русского языка по теме: ««Работа» Ь после шипящих»
Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова способствует реализации в ребёнке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращений ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Согласно рабочей программе по русскому языку это первый урок в разделе ««Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?», на изучение которой отводиться 34 часа (5 часов в неделю). Учебник по русскому языку для 3 класса, автор Репкин В. В. Так как это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок – исследования, открытия нового знания. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особенности моего класса. Особое внимание старалась уделять логической связи между этапами урока.
Цели урока:
Образовательная:
обратить внимание на роль Ь знака после шипящих
формировать опыт различения разных частей речи
Развивающая:
способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления (внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы);
Воспитательная: формировать потребности к новым знаниям; воспитывать интерес к изучению русского языка; создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в паре.
Используемые технологии: проблемного обучения; ИКТ.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; диалогический.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах, в парах.
Прогнозируемый результат (формируемые УУД):
-
регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);
-
познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
-
логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство);
-
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).
Ожидаемый результат:
Дети должны к концу урока уметь различать слова и находить орфограмму с написанием слов на изученное правило написание Ь знака после шипящих.
Этапы урока
-
Организационный момент
-
Этап актуализация известного способа действия.
-
Этап выдвижения гипотез.
-
Поиск недостающего способа действий.
-
Контроль и оценка названного способа действий.
-
контроль и оценка овладения открытым способом действий.
-
Определение следующего шага в действии.
Ход урока
Этапы урока | Содержание этапов урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
1 мин. | 1.Организационный момент | Слайд 2 Учите русский годы кряду С душой, с терпением, с умом. Вас ждет великая награда. И та награда в нем самом!
|
|
| |||||
7 мин. | 2. Этап актуализации известного способа действия |
Слайд 3
День, вьюн, коньки, несешь, несеш, деревья.
Слайд 4 Несеш несешь
Выход на тему урока учащимися.
Ь — ?
Слайд 5
ДЕНЬ НЕСЕШЬ? ВЬЮН КОНЬКИ ДЕРЕВЬЯ
Слайд 6
НЕСЕШЬ БЕРЕЧЬ ДЕНЬ МОЛОДЕЖЬ
Слайд 6 ШИП. + Ь ? ШИП. + Ь
| — Мы с вами на уроке русского языка. — Как вы думаете все ли «секреты» русского языка нами открыты? -С какой грамматической единицей мы будем работать на уроке? -Хотите поработать со словом и открыть новые секреты в русском языке? -Тогда запишите следующие слова: (пишут под диктовку, один ученик у доски)
Проверка —Поднимите руку, кто записал все слова без сомнений. -А теперь тот, кто засомневался? В чем и где?
-Ученики 3А класса написали, таким образом, давайте проверим ваши слова записанные в тетрадях и на доске.
-Написание, каких слов вызвало затруднение?
-Как вы думаете, может быть, это слово можно употреблять на письме по-разному?
Проблема -С какой проблемой вы столкнулись?
-Определите тему нашего урока?
— Для чего вам нужно знать эту тему?( цель)
-В этом списке все слова с Ь знаком, почему же ошиблись в слове «несешь»?
-Давайте попробуем разложить слова в 2-а столбика. — Как будем работать?
-Что у вас получилось? -Что же делать с Ь знаком в слове «НЕСЕШЬ»?
-Посмотрите на другую группу слов:
-Что вы можете сказать об этих словах?
Допишем тему нашего урока: «Работа Ь после шипящих» Глядя на список этих слов, какой можно сделать вывод: Если я встретила шипящий звук на конце слов, то нужно писать Ь знак?
— Итак, вопрос в задаче есть? — Что будем делать дальше? — Как? -Я предлагаю вам обсудить эту задачу в группах. — А, что будем в группе обсуждать?
-Чтобы решить поставленную задач, попробуем выдвинуть версии.
|
-Нет не все.
— Со словом.
-Очень хотим.
— Несешь
-Нужно ли писать Ь знак во всех этих словах?
-«Работа» Ь знака
-1 ученик Нам нужно грамотно записывать эти слова -2 ученик Нам нужно знать на конце каких слов после шипящих пишется Ь знак
-В группах, парами
-Он безработный
-В них Ь знак безработный, только в слове ДЕНЬ он меняет произношение слов.
-«Работа Ь после шипящих»
-Наверное, нет.
-Решать задачу?
-Как решить задачу? | |||||
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в деятельность, проверка личностных результатов, способность характеризовать собственные знания, выявление затруднений в деятельности для « открытия нового знания» | |||||||||
3 мин.
| 3. Этап выдвижения гипотез | Слайд 7 ПЛАЩ |
-К нам пришли вот такие слова.
— Посоветуйтесь в группах, что можно с ними делать?
Фиксирую предложенные версии детей: 1.Определить род… 2. Убрать Ь знак… 3. Разбить по склонениям… 4. Разбить по частям речи…. |
1 ученик Определить род… 2 ученик Убрать Ь знак 3 ученик Разбить по склонениям… 4 ученик Разбить по частям речи…. | |||||
На данном этапе побуждающий и проблемный диалог, формулирование проблемы, темы и задач, также вспоминается алгоритм изучения частей речи. ( построение проекта выхода из затруднения) | |||||||||
10 мин | 4. Поиск недостающего способа действия |
Слайд 8 проверка Сущ. Гл. Прил. Плащ идешь хорош Молодежь беречь Задач Сторож Дочь
Слайд 9
ШИП. Сущ. Гл. Прил.Ь? Ь Ь Ь
Слайд 10
М.р Ж.р. ПЛАЩ МОЛОДЕЖЬ СТОРОЖ ЗАДАЧ ДОЧЬ
Слайд 11
1скл. 2скл. 3скл. Задач плащ молодежь сторож дочь
Слайд 12
ШИП.
Сущ. Гл. Прил.?
Ь Ь Ь Ь 3скл 1,2скл. | -Спасибо за версии. — Что будем делать дальше?
Давайте попробуем разбить по частям речи
— Что заметили?
-А в прилагательных? -В существительных?
-Попробуем зафиксировать это в модели.
-Нашли способ проверки?
— Может быть, проверим следующую гипотезу?
-Распределим по родам.
-Подходит ли способ?
-Проверим следующую гипотезу. -Разложите слова по склонениям
Сделайте вывод?
(Раздаю листа А4 и фломастеры) -Сделайте модели на альбомных листах.
|
— Будем эти версии проверять.
(Работа в группах)
-В глаголах пишется Ь знак после шипящих.
-Нет
Нет
В 3 склонении Ь пишется, в остальных словах нет | |||||
Данный этап основной. Дети добывают знания с помощью эксперимента, наблюдения, слушания. Учатся доносить свою позицию до других, учатся принимать другую точку зрения, аргументировать. На данном этапе используют добытую информацию, развиваются мыслительные операции, происходит анализ и синтез, самостоятельно выдвигают гипотезу действия по нему. | |||||||||
4 мин.
| 5. Контроль и оценка найденного способа действия.
|
Слайд 13
БЕРЕЧЬ, ЖЕЧЬ, ОКОЛО ДАЧ, ПОМОЩЬ, АПРЕЛЬ, ВСКАЧЬ. |
-Итак, мы открыли новый способ проверки. -А как нам убедиться в том, что открытым способом проверки можно пользоваться?
-Давайте запишем слова под диктовку и проверим по словарю
-Проверим по модели. -Помогает ли нам модель.
-Можем ли мы считать задачу решенной?
|
(МОЛЧАТ)
Наша модель работает
-Да. Зачеркивайте вопрос. -Нет, мы не умеем проверять у имен прилагательных, наречиях | |||||
Создание ситуации успеха, умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. | |||||||||
15 мин. | 6. Контроль и оценка овладения открытым способом действия
6.1. Домашнее задание |
Слайд 14
СТРИЖ ИГРАЕШЬ ПЛЫВЕШЬ НЕТ ТУЧ С КРЫШ РОЖЬ
Слайд 15 КАЛАЧ С КРЫШ
Мелестная девиж(?), Притясла комейный боромож(?), Лусый морош(?), Увертал чуленую велоч(?), Току борукаеш(?), Стрякаеш(?). | Ребята, а сможете ли вы этой моделью воспользоваться при проверке написания слов с Ь знаком на конце слов после шипящих?
-Тогда, я вам предлагаю поработать с этой группой слов:
-Вам понятно, что нужно сделать? -В случае затруднения советуйтесь друг с другом (работа в парах) (Дети работают, я прохожу по классу и наблюдаю за появляющимися в тетрадях записями) -Ну, как ребята, я думаю, что больше вы не угодите в «ловушку»?
-Я знаю, что вы очень любите иг- рать, поэтом я предлагаю поиграть в хоккей. (Дети поставили согнутые в локтях руки на парты) -Вы должны пропустить через ворота, только слова с Ь знаком. Перед словами без Ь знака нужно слова захлопнуть. -Приготовились. Начали.
-А какая часть речи ПЛАЧ? -Молодцы, не попались в «ловушку».
-Все хорошо разобрались в русских словах, сможете, ли разобраться в сказочных словах?
-Что нужно самое главное знать, чтобы правильно поставить Ь знак, даже в сказочных словах?
-Дома придумать 7-ь существительных, 7-ь глаголов, на изученную орфограмму (написание Ь знака после шипящих)
Или придумать словосочетания со сказочными словами на тоже правило
| -Да
-Да, -Списат, вставляя Ь знак.
Постараемся.
1 ученик Определить род… 2 ученик Убрать Ь знак 3 ученик Разбить по склонениям… 4 ученик Разбить по частям речи….
| |||||
5 мин. | 7. Определение следующего шага в движении.
|
| — А сейчас, я попрошу вас оценить на шкале степень овладения открытым способом. (вывешивается шкала, для каждой группы, оценивание учащихся)
— А, кто из вас сможет рассказать об открытом секрете родителям? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке русского языка завтра?
-Спасибо, за урок!
| Будем проверять орфограмму Ь знак после шипящих в именах прилагательных, наречиях. -Напишем проверочную работу -Будем открывать новые секреты.
|