ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №402

111538, г. Москва, ул. Косинская, дом 10А, тел.375-71-31, тел/факс 375-59-11

E-mail:[email protected] http:www.s402.edusite.ru

Урок русского языка в 4 классе. Определяем падежи у имени существительного и находим главные члены предложения.

подготовила

учитель начальных классов

Васильева Наталья Геннадиевна

г. Москва

2012

Урок русского языка в 4 классе. Программа «Планета Знаний». Определяем падежи у имени существительного и находим главные члены предложения.

Цели: обобщить знания о главных членах предложения; формировать умение находить и выделять главные члены в предложениях, умение определять части речи, которыми они выражены, формировать умение изменять слова по падежам. Развивать речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать своё мнение. Воспитывать аккуратность в работе, культуру умственного труда, любовь к русскому языку.

Оборудование: репродукции художников по теме «Осень», фрагменты из музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года», ствол дерева, нарисованный на доске, таблицы со схемами и словами.

  1. Настрой на урок.

Ответить хочешь — не шуми,

А только руку подними.

Учитель спросит – надо встать.

Попросит сесть – ты тихо сядь.

  1. Повторение изученного материала.

— Отгадайте загадку.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я — ……(осень).

— Сколько слогов в слове «осень»? (2)

— На какой слог падает ударение? (На первый).

— Сколько букв в этом слове? (5).

— Сколько звуков в слове? Почему? (Мягкий знак не даёт звука.)

— Назовите первый звук слова «осень».

— Дайте ему характеристику.

— Назовите последний звук в слове.

— Дайте ему характеристику ([н’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий).

— Какими буквами на письме обозначаются эти звуки? (о,н)

— Осень в гости к нам пришла, много листьев принесла (на доске открывается рисунок ствола дерева, вывешиваются «листья»). А листочки непростые, в них задание для вас. Сколько заданий сделаем, столько листочков прикрепим к стволу. Посмотрим, какое дерево будет у нас в конце урока.

— Первый листочек: задание для минуты чистописания.

1.

  1. Минута чистописания.

— Сегодня мы с вами повторИм, как правильно пишутся эти буквы. А писать мы их будем под музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который написал цикл музыкальных произведений, посвященных каждому времени года, каждому месяцу.

— Кто знает, как называется этот музыкальный цикл? («Времена года»).

В декабре 1875 года петербургский издатель Бернар обратился к П.И. Чайковскому с предложением написать 12 фортепианных пьес для ежемесячного журнала «Нувелист». Пьесы должны быть связаны с месяцами года. Петру Ильичу эта затея пришлась по душе, и альбом «Времена года» был написан.

— Звучит пьеса «Сентябрь».

О//О Н//Н

осень осенний Осенины осенняя

— Почему одно слово написали с большой буквы?

— Какие слова называются однокоренными?

— Назовите здесь однокоренные слова.

— А где формы слова?

— Разберём данные слова по составу.

  1. Словарь.

— Сегодня словарь представлен «Волшебным квадратом». Напоминаю условие, читаем только по горизонтали и вертикали, назовите слова.

С Е Н Т Б Е Сентябрь, октябрь, ноябрь, погода, природа, берёза.

П Н О Я Б Р

О Г К Т Р Ё

П О Д А Ь З

Р И Р О Д А

— Запишите слова в тетрадь, подчеркните орфограммы, поставьте ударение.

— Обменяйтесь тетрадями и проверьте, как справился с заданием ваш сосед по парте.

— Составьте устно предложения с данными словами.

  1. Работа над новым материалом.

  1. Открытие новой темы.

— О каком времени года мы будем говорить?

— А теперь, догадайтесь, о какой части речи сегодня пойдёт разговор на уроке:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

2.

— Речь пойдёт об имени существительном.

— Осень – долгое время. Она обычно начинается как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь, сырость.

Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает что-то своё.

— Закройте, пожалуйста, глаза. Тот, до кого я дотронусь, открывает глаза и называет любое «осеннее» слово – существительное (холод, дождь, ненастье, непогода, изморозь, листья и т.д.).

— Просклоняем слово ХОЛОД.

— Что значит просклонять слово? (Изменить по падежам).

— Какие падежи вы знаете?

— Какая народная небылица помогает запомнить названия падежей? (Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку).

— А ещё есть одна история о том, откуда пошли падежи.

  • Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ.

  • Родился – стал РОДИТЕЛЬНЫЙ.

  • Пока был малышом, ему всё давали, и он стал — ДАТЕЛЬНЫЙ.

  • Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал — ВИНИТЕЛЬНЫЙ.

  • Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал – ТВОРИТЕЛЬНЫЙ.

  • Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь – ПРЕДЛОЖНЫЙ.

— А знаете ли вы, что в других языках другое количество падежей. В немецком – 4, а у финнов целых – 15.

  1. Склонение слова ХОЛОД. (1 человек у доски).

  1. Физминутка. Проводит ученик.

На одной ноге постой – ка,

Будто ты листочек стойкий.

Ногу левую к груди!

Да, смотри, не упади!

А теперь постой на левой,

Если ты листочек смелый!

  1. — А теперь, попробуем определить падеж в тексте. Подготовленный ученик читает стихотворение Ю. Карасёвой «Приключение зелёного листа».

3.

Как-то раз с большого клёна

Оторвался лист зелёный

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова у зелёного листа.

Ветер нёс и нёс.

Бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс

Шмыг – к зелёному листу,

Лапой – хвать зелёный лист

Дескать, поиграем.

«Не хочу» — парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зелёным

Над землёй взметнулся снова.

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под клёном

Стих о том листе зелёном.

— О чём это стихотворение?

— Какое слово повторяется?

— Это однокоренные слова или формы одного слова?

— А что можно сказать о слове листок?

  1. Работа с обратной связью (карточки).

Учитель читает стихотворение, учащиеся показывают карточками падеж.

По ходу показа задаются вопросы:

— Почему этот падеж?

— Как определили?

— Что помогло определить падеж?

  1. Работа над членами предложения.

— Давайте посмотрим, что Осень предлагает нам на следующем листочке?

— Что это? (Схемы предложений).

1. _______ ________ . 2. ________ _________

— Чем первая схема отличается от второй? (В первой нет второстепенного члена предложения).

— Сегодня на уроке мы работаем над темой «Главные члены предложения».

— Вспомним, что называется подлежащим и сказуемым?

— Составьте предложение по 1-ой схеме. Где здесь подлежащие, сказуемое? Чем выражено?

— Составьте предложения по 2-ой схеме.

4.

  1. Работа в учебнике. № 87, на странице 51 и в тетради.

Устный разбор номера. Составить предложения по схемам из предложенных наборов слов. Ответы на вопросы учебника.

Физминутка для глаз (следить за листом глазами).

Работа в тетради. Списать, подчеркнуть главные члены предложения, указать какой частью речи являются, определить падеж существительных в 1-ом предложении. Запись с комментированием.

Рябина не боится морозов.

На фоне зелёных листьев алеют гроздья рябины.

  1. Письмо по памяти.

— Да, осень очень разнообразна! Осень красок, осень ветров, осень дождей. Каждая пора прекрасна по-своему. А о какой осени идёт речь в этом стихотворении?

Читает ученик с листа или наизусть.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют.

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

Лес пахнет дубом и сосной, Слова записаны на доске.

За лето высох он от солнца.

И осень тихою вдовой вступает

В пёстрый терем свой. (Иван Бунин)

— Почему осень называется золотой?

— Разбор орфограмм и письмо по памяти двух строк.

— Проверка зелёной ручкой.

— Встать тем ребятам, которые записали без ошибок.

— Найдём главные члены предложения (комментирование) Что интересного заметили? (Две грамматические основы).

— Определим падежи у существительных (комментирование).

  1. Физминутка. Проводит ученик.

— Я сейчас проверю, знаете ли вы названия цветов и красок. Если я произношу название краски – хлопните в ладоши, если нет – замрите.

Розовый, красный, оранжевый, синий,

Жёлтый, лимон, абрикосовый, милый.

5.

Чёрный, зелёный, малина.

Осень, как сказка, красива!

  1. Запись под диктовку.

Осенний лист.

Я люблю бродить осенью по лесу. В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Мокрые листья не шуршат под ногами. Над высокой елью пискнули синички.

— Подчеркнуть главные члены предложения, определить падеж у имён существительных.

— 1 вариант – 4 предложение.

— 2 вариант – 5 предложение.

— Взять СРАЗУ по одной тетрадки с каждого ряда, проверить только диктант, за правильную работу прикрепляются листочки на ствол дерева.

  1. Групповая работа.

— Время ограничено музыкой или видеоклипом. Учитель в это время проверяет 3 диктанта. Работу групп проверяют гости. При правильной работе – листок на ствол дерева.

— Учащиеся на группу получают текст, в котором надо исправить ошибки.

Написал вот тут диктант,

Мне он очень нравится.

Здесь ошибок нет совсем!

Что же вам не нравится?

В залатые осение дни гатовилились к отлёту журовли. пакружились ани над рикой, над радным балотом. Вот потинулись птицы вдальние страны.

— Устно должны назвать главные члены предложения.

  1. Выборочное списывание (выполняется от наличия времени).

Списать только тот текст, в котором говорится об осени. Определить падеж. Одновременно 3 ученика (по одному с каждого ряда) делают данное задание на листочке (дать тем детям, которые очень медленно пишут).

— Для класса (на доске или на экране).

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю свою.

6.

Тает снег – и солнце ярко

Блещет в полдень над полями.

Для индивидуальной работы.

  1. Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду.

Бушует талая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

  1. На сосне и на берёзе – бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

Пруд синеет круглой чашкой.

Ивы клонятся к воде.

Жёлтый кружится листок,

Путается в сучьях.

  1. Снег да снег. Всю избу занесло.

Снег белеет кругом по колено.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло.

И, куда ни взглянешь,

Всё кругом светло.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

  1. Подведение итогов.

— О чём мы с вами говорили на уроке?

— Какие члены предложения называют главными?

— Что в предложении показывает подлежащее? Как подчёркивается?

— Что в предложении показывает сказуемое? Как подчёркивается?

— Чем могут быть выражены главные члены предложения?

— Чем ещё мы занимались?

— Сколько в русском языке падежей? Назовите их.

— Как определить падеж?

— Как отличить И.п. от В.п.? А как В.п. от Р.п.?

— Посмотрите на наше дерево. Много на нём листьев? Хорошо ли мы

поработали?

  1. Домашнее задание.

— № 90 стр. 53.

— Составить предложения, подчеркнуть главные члены предложения, определить падежи у существительных.

7.

Слова для учеников.

На одной ноге постой – ка,

Будто ты листочек стойкий.

Ногу левую к груди!

Да, смотри, не упади!

А теперь постой на левой,

Если ты листочек смелый!

Как-то раз с большого клёна

Оторвался лист зелёный

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова у зелёного листа.

Ветер нёс и нёс.

Бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс

Шмыг – к зелёному листу,

Лапой – хвать зелёный лист

Дескать, поиграем.

«Не хочу» — парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зелёным

Над землёй взметнулся снова.

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под клёном

Стих о том листе зелёном.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют.

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И осень тихою вдовой вступает

В пёстрый терем свой. (Иван Бунин)

В залатые осение дни гатовилились к отлёту журовли. пакружились ани над рикой, над радным балотом. Вот потинулись птицы вдальние страны.

В залатые осение дни гатовилились к отлёту журовли. пакружились ани над рикой, над радным балотом. Вот потинулись птицы вдальние страны.

В залатые осение дни гатовилились к отлёту журовли. пакружились ани над рикой, над радным балотом. Вот потинулись птицы вдальние страны.

В залатые осение дни гатовилились к отлёту журовли. пакружились ани над рикой, над радным балотом. Вот потинулись птицы вдальние страны.

  1. Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду.

Бушует талая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

  1. На сосне и на берёзе – бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

Пруд синеет круглой чашкой.

Ивы клонятся к воде.

Жёлтый кружится листок,

Путается в сучьях.

  1. Снег да снег. Всю избу занесло.

Снег белеет кругом по колено.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло.

И, куда ни взглянешь,

Всё кругом светло.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Список литературы.

  1. С. В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Нетрадиционные уроки в начальной школе (часть 2). ТЦ Учитель. Воронеж 2004 год.

  2. Т.В. Титкова, Э.З. Горбачёва, Л.В. Цыганок. Открытые уроки (1- 4 классы). Москва. Вако. 2008 год.

  3. Внеклассное чтение. Времена года. Стрекоза – Пресс. 2007 год.

  4. Свои разработки различных методов и приёмов работ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here