ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №402
111538, г. Москва, ул. Косинская, дом 10А, тел.375-71-31, тел/факс 375-59-11
E-mail:[email protected] http:www.s402.edusite.ru
Урок русского языка в 4 классе. Определяем падежи у имени существительного и находим главные члены предложения.
подготовила
учитель начальных классов
Васильева Наталья Геннадиевна
г. Москва
2012
Урок русского языка в 4 классе. Программа «Планета Знаний». Определяем падежи у имени существительного и находим главные члены предложения.
Цели: обобщить знания о главных членах предложения; формировать умение находить и выделять главные члены в предложениях, умение определять части речи, которыми они выражены, формировать умение изменять слова по падежам. Развивать речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать своё мнение. Воспитывать аккуратность в работе, культуру умственного труда, любовь к русскому языку.
Оборудование: репродукции художников по теме «Осень», фрагменты из музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года», ствол дерева, нарисованный на доске, таблицы со схемами и словами.
-
Настрой на урок.
Ответить хочешь — не шуми,
А только руку подними.
Учитель спросит – надо встать.
Попросит сесть – ты тихо сядь.
-
Повторение изученного материала.
— Отгадайте загадку.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я — ……(осень).
— Сколько слогов в слове «осень»? (2)
— На какой слог падает ударение? (На первый).
— Сколько букв в этом слове? (5).
— Сколько звуков в слове? Почему? (Мягкий знак не даёт звука.)
— Назовите первый звук слова «осень».
— Дайте ему характеристику.
— Назовите последний звук в слове.
— Дайте ему характеристику ([н’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий).
— Какими буквами на письме обозначаются эти звуки? (о,н)
— Осень в гости к нам пришла, много листьев принесла (на доске открывается рисунок ствола дерева, вывешиваются «листья»). А листочки непростые, в них задание для вас. Сколько заданий сделаем, столько листочков прикрепим к стволу. Посмотрим, какое дерево будет у нас в конце урока.
— Первый листочек: задание для минуты чистописания.
1.
-
Минута чистописания.
— Сегодня мы с вами повторИм, как правильно пишутся эти буквы. А писать мы их будем под музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который написал цикл музыкальных произведений, посвященных каждому времени года, каждому месяцу.
— Кто знает, как называется этот музыкальный цикл? («Времена года»).
В декабре 1875 года петербургский издатель Бернар обратился к П.И. Чайковскому с предложением написать 12 фортепианных пьес для ежемесячного журнала «Нувелист». Пьесы должны быть связаны с месяцами года. Петру Ильичу эта затея пришлась по душе, и альбом «Времена года» был написан.
— Звучит пьеса «Сентябрь».
О//О Н//Н
осень осенний Осенины осенняя
— Почему одно слово написали с большой буквы?
— Какие слова называются однокоренными?
— Назовите здесь однокоренные слова.
— А где формы слова?
— Разберём данные слова по составу.
-
Словарь.
— Сегодня словарь представлен «Волшебным квадратом». Напоминаю условие, читаем только по горизонтали и вертикали, назовите слова.
С Е Н Т Б Е Сентябрь, октябрь, ноябрь, погода, природа, берёза.
П Н О Я Б Р
О Г К Т Р Ё
П О Д А Ь З
Р И Р О Д А
— Запишите слова в тетрадь, подчеркните орфограммы, поставьте ударение.
— Обменяйтесь тетрадями и проверьте, как справился с заданием ваш сосед по парте.
— Составьте устно предложения с данными словами.
-
Работа над новым материалом.
-
Открытие новой темы.
— О каком времени года мы будем говорить?
— А теперь, догадайтесь, о какой части речи сегодня пойдёт разговор на уроке:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
2.
— Речь пойдёт об имени существительном.
— Осень – долгое время. Она обычно начинается как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь, сырость.
Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает что-то своё.
— Закройте, пожалуйста, глаза. Тот, до кого я дотронусь, открывает глаза и называет любое «осеннее» слово – существительное (холод, дождь, ненастье, непогода, изморозь, листья и т.д.).
— Просклоняем слово ХОЛОД.
— Что значит просклонять слово? (Изменить по падежам).
— Какие падежи вы знаете?
— Какая народная небылица помогает запомнить названия падежей? (Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку).
— А ещё есть одна история о том, откуда пошли падежи.
-
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ.
-
Родился – стал РОДИТЕЛЬНЫЙ.
-
Пока был малышом, ему всё давали, и он стал — ДАТЕЛЬНЫЙ.
-
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал — ВИНИТЕЛЬНЫЙ.
-
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал – ТВОРИТЕЛЬНЫЙ.
-
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь – ПРЕДЛОЖНЫЙ.
— А знаете ли вы, что в других языках другое количество падежей. В немецком – 4, а у финнов целых – 15.
-
Склонение слова ХОЛОД. (1 человек у доски).
-
Физминутка. Проводит ученик.
На одной ноге постой – ка,
Будто ты листочек стойкий.
Ногу левую к груди!
Да, смотри, не упади!
А теперь постой на левой,
Если ты листочек смелый!
-
— А теперь, попробуем определить падеж в тексте. Подготовленный ученик читает стихотворение Ю. Карасёвой «Приключение зелёного листа».
3.
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс и нёс.
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг – к зелёному листу,
Лапой – хвать зелёный лист
Дескать, поиграем.
«Не хочу» — парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова.
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
— О чём это стихотворение?
— Какое слово повторяется?
— Это однокоренные слова или формы одного слова?
— А что можно сказать о слове листок?
-
Работа с обратной связью (карточки).
Учитель читает стихотворение, учащиеся показывают карточками падеж.
По ходу показа задаются вопросы:
— Почему этот падеж?
— Как определили?
— Что помогло определить падеж?
-
Работа над членами предложения.
— Давайте посмотрим, что Осень предлагает нам на следующем листочке?
— Что это? (Схемы предложений).
1. _______ ________ . 2. ________ _________
— Чем первая схема отличается от второй? (В первой нет второстепенного члена предложения).
— Сегодня на уроке мы работаем над темой «Главные члены предложения».
— Вспомним, что называется подлежащим и сказуемым?
— Составьте предложение по 1-ой схеме. Где здесь подлежащие, сказуемое? Чем выражено?
— Составьте предложения по 2-ой схеме.
4.
-
Работа в учебнике. № 87, на странице 51 и в тетради.
— Устный разбор номера. Составить предложения по схемам из предложенных наборов слов. Ответы на вопросы учебника.
— Физминутка для глаз (следить за листом глазами).
— Работа в тетради. Списать, подчеркнуть главные члены предложения, указать какой частью речи являются, определить падеж существительных в 1-ом предложении. Запись с комментированием.
Рябина не боится морозов.
На фоне зелёных листьев алеют гроздья рябины.
-
Письмо по памяти.
— Да, осень очень разнообразна! Осень красок, осень ветров, осень дождей. Каждая пора прекрасна по-своему. А о какой осени идёт речь в этом стихотворении?
— Читает ученик с листа или наизусть.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
Лес пахнет дубом и сосной, Слова записаны на доске.
За лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой вступает
В пёстрый терем свой. (Иван Бунин)
— Почему осень называется золотой?
— Разбор орфограмм и письмо по памяти двух строк.
— Проверка зелёной ручкой.
— Встать тем ребятам, которые записали без ошибок.
— Найдём главные члены предложения (комментирование) Что интересного заметили? (Две грамматические основы).
— Определим падежи у существительных (комментирование).
-
Физминутка. Проводит ученик.
— Я сейчас проверю, знаете ли вы названия цветов и красок. Если я произношу название краски – хлопните в ладоши, если нет – замрите.
Розовый, красный, оранжевый, синий,
Жёлтый, лимон, абрикосовый, милый.
5.
Чёрный, зелёный, малина.
Осень, как сказка, красива!
-
Запись под диктовку.
Осенний лист.
Я люблю бродить осенью по лесу. В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Мокрые листья не шуршат под ногами. Над высокой елью пискнули синички.
— Подчеркнуть главные члены предложения, определить падеж у имён существительных.
— 1 вариант – 4 предложение.
— 2 вариант – 5 предложение.
— Взять СРАЗУ по одной тетрадки с каждого ряда, проверить только диктант, за правильную работу прикрепляются листочки на ствол дерева.
-
Групповая работа.
— Время ограничено музыкой или видеоклипом. Учитель в это время проверяет 3 диктанта. Работу групп проверяют гости. При правильной работе – листок на ствол дерева.
— Учащиеся на группу получают текст, в котором надо исправить ошибки.
— Написал вот тут диктант,
Мне он очень нравится.
Здесь ошибок нет совсем!
Что же вам не нравится?
В залатые осение дни гатовилились к отлёту журовли. пакружились ани над рикой, над радным балотом. Вот потинулись птицы вдальние страны.
— Устно должны назвать главные члены предложения.
-
Выборочное списывание (выполняется от наличия времени).
— Списать только тот текст, в котором говорится об осени. Определить падеж. Одновременно 3 ученика (по одному с каждого ряда) делают данное задание на листочке (дать тем детям, которые очень медленно пишут).
— Для класса (на доске или на экране).
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю свою.
6.
Тает снег – и солнце ярко
Блещет в полдень над полями.
Для индивидуальной работы.
-
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Бушует талая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
-
На сосне и на берёзе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
Пруд синеет круглой чашкой.
Ивы клонятся к воде.
Жёлтый кружится листок,
Путается в сучьях.
-
Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло.
И, куда ни взглянешь,
Всё кругом светло.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
-
Подведение итогов.
— О чём мы с вами говорили на уроке?
— Какие члены предложения называют главными?
— Что в предложении показывает подлежащее? Как подчёркивается?
— Что в предложении показывает сказуемое? Как подчёркивается?
— Чем могут быть выражены главные члены предложения?
— Чем ещё мы занимались?
— Сколько в русском языке падежей? Назовите их.
— Как определить падеж?
— Как отличить И.п. от В.п.? А как В.п. от Р.п.?
— Посмотрите на наше дерево. Много на нём листьев? Хорошо ли мы
поработали?
-
Домашнее задание.
— № 90 стр. 53.
— Составить предложения, подчеркнуть главные члены предложения, определить падежи у существительных.
7.
Слова для учеников.
На одной ноге постой – ка,
Будто ты листочек стойкий.
Ногу левую к груди!
Да, смотри, не упади!
А теперь постой на левой,
Если ты листочек смелый!
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс и нёс.
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг – к зелёному листу,
Лапой – хвать зелёный лист
Дескать, поиграем.
«Не хочу» — парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова.
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой вступает
В пёстрый терем свой. (Иван Бунин)
В залатые осение дни гатовилились к отлёту журовли. пакружились ани над рикой, над радным балотом. Вот потинулись птицы вдальние страны.
В залатые осение дни гатовилились к отлёту журовли. пакружились ани над рикой, над радным балотом. Вот потинулись птицы вдальние страны.
В залатые осение дни гатовилились к отлёту журовли. пакружились ани над рикой, над радным балотом. Вот потинулись птицы вдальние страны.
В залатые осение дни гатовилились к отлёту журовли. пакружились ани над рикой, над радным балотом. Вот потинулись птицы вдальние страны.
-
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Бушует талая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
-
На сосне и на берёзе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
Пруд синеет круглой чашкой.
Ивы клонятся к воде.
Жёлтый кружится листок,
Путается в сучьях.
-
Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло.
И, куда ни взглянешь,
Всё кругом светло.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Список литературы.
-
С. В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Нетрадиционные уроки в начальной школе (часть 2). ТЦ Учитель. Воронеж 2004 год.
-
Т.В. Титкова, Э.З. Горбачёва, Л.В. Цыганок. Открытые уроки (1- 4 классы). Москва. Вако. 2008 год.
-
Внеклассное чтение. Времена года. Стрекоза – Пресс. 2007 год.
-
Свои разработки различных методов и приёмов работ.