Пояснительная записка

Автор (ФИО, должность)

Вологжина Алевтина Михайловна – учитель начальных классов

Название ресурса

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение имён существительных»

Вид ресурса

Технологическая карта урока

Предмет, УМК

Русский язык, Л.Я. Желтовская, УМК «Планета знаний»

Цель и задачи ресурса

Обобщить и закрепить знания о склонении имён существительных.

Совершенствование умения определять падеж существительного, развитие орфографической зоркости, создание условий для воспитания трудолюбия, усидчивости обобщать материал таблицы.

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

4 класс

Программа, в которой создан ресурс

Word

Методические рекомендации по использованию ресурса

Ресурс предназначен для проведения обобщающего урока по теме Склонение имён существительных единственного числа.

Источники информации (обязательно!)

  1. Учебник «Русский язык. 4 класс» Л.Я. Желтовская, УМК «Планета знаний»

  2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 4 класс» Л.Я. Желтовская, УМК «Планета знаний»

  3. Толковый словарь В.Даль

  4. Словарь иностранных слов.

Предмет: русский язык

Класс: 4 «В» класс

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

УМК: «Планета знаний»

Учитель: Вологжина А.М.

Технологическая карта

Тема

Склонение имён существительных. Урок-тренинг.

Цель

Обобщить и закрепить знания о склонении имён существительных.

Задачи

Совершенствование умения определять падеж существительного, развитие орфографической зоркости, создание условий для воспитания трудолюбия, усидчивости обобщать материал таблицы.

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Склонение, падеж, род

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Л.Я. Желтовская. Русский язык. 4 класс

Мультимедиапроектор, экран, индивидуальные карточки, карточки для парной работы

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя. Объясняют смысл пословицы.

Слайд 2.

«Если хочешь, то сможешь!»

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.

— Объясните, как понимаете эту пословицу?

Внутренняя позиция школьника.

Немало встречается злого в любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово и легче на сердце тебе.

Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук ваших товарищей, поделитесь теплом и добром вашего сердца.

Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь, подарите им свои улыбки.

Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

Садитесь.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для работы на уроке.

Минутка чистописания

Организует повторение изученного.

Повторяют изученный ранее материал. Работая в группах, сильные ученики составляют кластер, а средние и слабые отвечают на вопросы в ТК.

Работа индивидуальная и групповая(отвечают на вопросы)

Дети читают слово в транскрипции, рассказывают об этом слове, всё, что могут(сцщ-ое, ед.ч, м.р., 4 слога, 10 букв, 9 зв., ср-во передвижения и т.д.)

Ищут два человека значение слова, зачитывают. Узнают, что это иностранное слово.

Записывают слово автомобиль в ТК.

На доске.

Слайд 3. Загадка:

Знают школьники отныне

Есть одно такое имя –

Назовёт любой предмет

И на всё нам даст ответ.

Это главная часть речи,

Рады с нею все мы встрече!

— Что это за часть речи?

— Что знаете об имени существительном?

Работа в технологических картах Задание №1.

Составьте кластер. (Приложение 1) Ответить на вопросы в ТК

(Работа в группах )

Слайд 4. (Проверка)

По вопросам (ОЦЕНИВАЮТ!)

Слайд 5. На экране слово в транскрипции [афтамаб’ил’]

Прочитайте слово

— Что вы можете о нём сказать?

В каком словаре мы можем узнать точное значение этого слова?

Запишите слово автомобиль в ТК.

Знать признаки имени существительного как части речи.

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Поиск информации, межпредметная связь.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Организует работу учащихся для записи словарных слов.

Задаёт вопросы детям.

Организует работу со словами учащихся.

В форме подводящего диалога организует работу в технологических картах.

Помогает определить тему урока.

Дети записывают словарные слова в ТК.

Отвечают на вопрос учителя.

Делят слова на группы по родам. Анализируют таблицу учителя.

Формулируют тему урока.

В технологических картах.

Продолжаем работу со словарными словами, запишите их в ТК.

Билет, шофёр, память, модель, экскурсия, медаль, автобус, колесо, метро, машина, дорога, пап.

Задание №2

-Что вы можете сказать про эти слова?

— Какое задание можно выполнить с данными словами?

— Разделите слова на три группы. По какому признаку разделили? (Путем перетаскивания дети делят слова на три группы)

— Какого рода слова в 1 группе?

— Сравните окончания слов 1 группы.

Аналогично 2 и 3 группы слов.

Слайд 6.

— По какому признаку разделила эти слова я?

— Определите тему урока. (Склонения имен существительных)

(ОЦЕНИВАЮТ!)

Уметь изменять имена существительные по падежам.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний;

подведение под понятие;

постановка и формулирование проблемы.

IV. Применение знаний на практике.

Цель.

Закрепить знания в определении падежа.

Динамическая пауза

Продолжает организацию работы в технологических картах.

Проводит физминутку.

Контролирует выполнение задания, исправляет, дополняет.

Координирует и корректирует работу детей.

Определяют, по каким признакам объедены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения падежа имени существительных.

Выполняют упражнения, предложенные учителем.

Работают группами в ТК. Составляют предложения со словом Автомобиль. (1 предложение на группу)

Отвечают на вопросы учителя, наблюдают за изменением слова по падежам.

Выбирают правильное утверждение.

Работают с таблицей.

Заполняют таблицу у доски по одному от группы.

Работа в тройках.

Что же такое склонение?

Вспомнить алгоритм определения падежа.

— Для чего нужно уметь определять падеж существительных?

«Мы пройдёмся по дорожке»
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая—
Нас от парт не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
другой — вперёд,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за парты.)

Задание №3

Составьте и запишите предложение со словом автомобиль в ТК.

По группам(1 группа – И.п., 2 группа – В.п., 3 группа – Т.п., 4 группа – Р.п.)

Определите грамматическую основу предложения. Назовите их.

Почему в одном предложении слово автомобиль является подлежащим, а в остальных нет?

Почему так происходит? Задание №4

С каким утверждением вы согласитесь?

  • Существительное всегда является подлежащим.

  • В именительном падеже существительное всегда является подлежащим.

Запишите в таблицу слово автомобиль под соответствующим ему падежом.

Дополните таблицу в соответствии с падежными вопросами.

(ОЦЕНИВАЮТ!)

Уметь определять склонение имени существительного.

познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний

Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение и падеж.

подведение под понятие;

-использование общих приемов решения задач ;

использование знаково-символических средств ;

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

V. Самостоятельная работа

Цель.

Проверить умения в определении склонения и падежа имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.

Выполняют задания теста индивидуально.

Задание №5. Слайд 8.

Выполнение тестовой работы в ТК

При правильном ответе на все 4 вопроса теста, вы сможете составить слово.

(ОЦЕНИВАЮТ!)

Уметь выделять грамматические признаки имени существительного склонять их по падежам.

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

использование знаково-символических средств;

рефлексия способов и условий действия

VII. Проверка знаний.

Цель.

Включение
знания в систему изученного материала.

Осуществляет межпредметную связь через диалог.

Проверяют тесты по слайду друг у друга.

Вспоминают создателя первого автомобиля.

29 января – день рождения первого автомобиля.

Взаимопроверка.

Слайд 9.

При правильном ответе на все 4 вопроса теста, вы сможете составить слово. (Приложение 2)

Слайд 10.

БЕНЦ – кто это?

— Что было необычного на уроке?

— А почему мы сегодня говорили только про автомобиль?

построение речевых высказываний;

VIII. Д/з.

Организует выполнение теста по пройденной теме.

Записывают Д/з

Слайд 11.

На карточке по выбору

(Приложение 2)

Уметь применять изученные правила.

IX. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Предлагает ребятам продолжить предложение

Сегодня на уроке мне было….

Продолжают предложение, выговаривая своё мнение об уроке

Итоговая оценка

(ОЦЕНИВАЮТ!)

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here