Урок русского языка в 4 классе

подготовила учитель начальных классов

МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик

Саратовского района Саратовской

области» Промкина Любовь Николаевна

Тема: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных

мужского и среднего рода в дательном падеже»

Цель: 1. Научить правильно, писать окончания имён прилагательных

мужского и среднего рода в дательном падеже.

2. Развивать орфографическую зоркость.

3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, бережное отношение к

природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные карточки- веера с названием падежей

Ход урока.

  1. Организационный момент /слайд № 1/

В школьных коридорах прозвенел звонок.
И пора настала начинать урок.
Мы отбросим прочь веселье, примем все серьёзный вид,
И отправимся учиться, это нам не повредит.
Вновь достанем мы тетрадки, лег на край стола дневник,
Наши знанья и уменья всем покажем тот же миг.

2. Чистописание.

ом ому ем ему голубому синему

Какие знакомые фразы увидели в предложенных сочетаниях соединений?

— Подумайте, какой может быть тема сегодняшнего урока?

— Какую задачу можем поставить перед собой на сегодняшний урок?

3.Повторение.

Учитель: На прошлом уроке мы учились определять имена прилагательные

мужского и среднего рода в родительном падеже и их окончания. Давайте

вспомним, на какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные

мужского и среднего рода в родительном падеже.

(ответы детей)

Выполним задание

1 ряд: спишите пословицы, употребив словосочетания в скобках в нужном падеже, докажите окончания.

Маленькое дело лучше (большое безделье). Не жалей сил для (нужное дело). (Новый друг) желай, а (старый друг) не забывай. /задание на доске/

2 ряд: найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спишите, исправив ошибки, доказав правильность суждения

Старая дерево, горячей спор, солнечной день, белой снег, красная пальто, спелае яблоко, холодной дождь, внимательной ученик.

/ слайд № 2/

3 ряд:

Учитель: очень важно правильно определять падеж имени прилагательного. Вспомним, как правильно определить падеж?

(ответы детей)

Послушайте стихотворение «Приключение зелёного листа» и с помощью сигналов – вееров покажите, в каких падежах стоит словосочетание «зелёный лист»

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый (И.п.)

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова у зеленого листа. (Р.п.)

Ветер нес его, u нес,

Бросил лёгонько на мост.

В тот же миг веселый пес

Шмыг — к зеленому листу. (Д.п.)

Лапой — хвать зеленый лист (В.п.),

Дескать, поиграем.

«Не хочу», — парашютист

Головой качает …

Ветер вмиг с листом зеленым (Т.п.)

Над землей взметнулся снова.

Я пишу в саду под клёном

Стих о том листе зеленом (П.п.) /слайд № 3/

Задание: составить предложение со словосочетанием «зелёный лист», поставив его в Р.п.

/проверка выполненного задания учащимися 1,2 ряда, ещё раз обобщаем знания об окончаниях имён прилагательных в Р.п./

ФИЗПАУЗА /упражнение для глаз/

/слайд № 4,5,6/

4. Работа по теме урока

а) Задание: прочитайте пословицу, объясните её лексический смысл, определите падеж прилагательного.

Верному другу цены нет.

— Как определить падеж?

— Как вы проверите окончания прилагательных?

На доске:

Д. п.

какому?

— ому -ему

/слайд № 7/

б) Изучение теоретического материала /рассмотрение материала учебника/

Какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже? (-ому — ему)

в) Закрепление. Ребята выбирают: 1 группа – работают самостоятельно

Задание: упражнение 302 стр.134 учебника.

2 группа – с учителем

Задание: к данным глаголам приписать словосочетания прилагательное + существительное в Д.п.

Причалили к ….., готовились к………, дошли до……., ехали по…….

— С одним из словосочетаний составить предложение

(Проверить 1 группу — выборочно 4-5 словосочетаний)

ФИЗПАУЗА /движение под музыку/

/слайд № 8/

5. Обобщение полученных знаний

Учитель: Отгадайте загадку

/слайд № 9,10/

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог

Вас он летом, в самый зной

Ледяной поит водой.

Кто догадался, о чём идёт речь?

Запишите родственные слова.

род /слайд № 11/

родник

родничок

родня

родной

родить

народ

Учитель: Докажите, что данные слова родственные, выделите корень.

(повторяется определение морфемы)

Учитель: К слову родник подберите и запишите синонимы. /слайд № 12/

Родник – ключисточник — ключевая (вода)

/слова записываются, выделяется корень, доказывается, что слова имеют одинаковое значение/

/слайд № 13/

Стихотворение читает учитель.

Скажи «Родник» —

И вот возник,

Бежит в зелёной чаще

Весёлый ключ журчащий.

Мы и родник зовём ключом.

(Ключ от дверей тут ни при чём)

А. Барто.

Составьте с данными словами 3 предложения.

Родник И.п.

Ключ Р.п.

Источник Д.п. /слайд № 14/

Учитель: Что необходимо сделать для того, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

(ответы детей: определить род, число, падеж)

От чего зависит род, число, падеж имени прилагательного?

(ответы детей: от рода, числа и падежа имени существительного)

Учитель: выполним морфологический разбор прилагательного в словосочетании быстрому роднику

1. быстрому – имя прилагательное (какому?) – обозначает признак предмета

2. н.ф.- быстрый

3. постоянные признаки – ——

4. непостоянные признаки – полное, м.р., Д.п., ед. ч.

5. в предложении является второстепенным членом предложения

Беседа по выставке плакатов /слайд № 15/

«Природа родного края», «Очистка родника»

Богата и разнообразна природа нашего родного края. Было бы просто замечательно, ребята, если бы вы заботились о ней, хотя бы об одном роднике, как это делают учащиеся старших классов нашей школы.

Задание: упражнение в склонении имён существительных с прилагательными.

Просклоняйте словосочетания по вариантам.

1 вариант 2 вариант /слайд № 16/

холодный родник глубокое озеро

6. Рефлексия урока /слайд № 17/

— Мне на уроке было ……

— Я понял (а), …….

— Особенно мне понравилось……

— Мне было трудно (легко)……..

-Теперь я знаю (умею)……

7. Домашнее задание (упражнение № 303)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here