Урок русского языка в 5 классе.
на тему «Диалог»
Тема: Диалог.
Класс: 5
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Цели:
— воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
— развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;
— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
— применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
— дать понятие диалога;
— сформировать умение правильно оформлять диалог на письме;
— повторить формы речевого этикета;
— выстраивать композицию рассуждения.
Оборудование:
— раздаточный материал.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
| 1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
|
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
| Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |||||||||||||||||||
2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
| 2.Повторение изученного материала. Выполнение задания. — Расставьте недостающие знаки препинания в тексте стихотворения. Объясните расстановку этих знаков препинания, составив схемы предложений. — Прочитайте выразительно текст стихотворения. — Как помогли в этом знаки препинания? — Каково ваше мнение о необходимости знаков препинания? Знаки препинания. У последней Точки На последней Строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал Чудак- Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый Вопросительный знак. Задает он всем вопросы Кто? Кого? Откуда? Как? Явились запятые, Девицы завитые. Живут они в диктовке На каждой остановке Прискакало двоеточие, И прочие, И прочие, И прочие… Заявили запятые Мы особы занятые. Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. Если нет над вами точки, Запятая – знак пустой! Отозвалась с той же строчки Тётя точка с запятой; Двоеточие, мигая, Закричало Нет, постой! Я важней, чем запятая Или точка с запятой: Потому что я в два раза Больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу. За порядком я слежу. Нет… сказало многоточие, Еле глазками ворочая,- Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать, Ставят многоточие… Вопросительный знак Удивился То есть как? Восклицательный знак! Возмутился То есть как! Так сказала точка, Точка-одиночка.- Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас. С.Маршак.
|
Выполняют задания. Работают со стихотворением С.Маршака в парах, расставляют знаки препинания, зачитывают с правильной интонацией (работают на раздаточных листах). | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. | |||||||||||||||||||
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: — воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; — прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); — учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
3.Введение понятия диалога.
1)Наблюдение за диалогической речью в тексте упр. 543
2)Понятие о диалоге, реплике на стр. 192
3)Выразительное чтение текста – диалога в упр. 537.
4)Объяснение постановки знаков препинания при диалоге (упр. 536).
5)Формы речевого этикета при разговоре по телефону (упр. 535)
|
Наблюдают за диалогической речью, делают выводы.
Выразительно читают диалог в парах.
Объясняют постановку знаков препинания при диалоге. Знакомятся с формами речевого этикета при разговоре по телефону. | Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) | |||||||||||||||||||
4.Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Комплекс упражнений для глаз. | Выполняют комплекс упражнений для глаз. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | |||||||||||||||||||
5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.
4.Самостоятельная работа.
— Найдите диалоги в тексте художественного произведения, изучаемого на уроках литературы.
— Выполните упр. 541, 542, 543.
|
Выполняют работу, проверяют, оценивают. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) | |||||||||||||||||||
6.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| — Подведите итоги по теме, используя уже знакомую вам таблицу. Внесите в нее новые сведения о диалоге, полученные на уроке, устно, дома оформите их письменно.
— Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
| Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, заполняют таблицу.
Оценивают друг друга. | Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
| |||||||||||||||||||
7.Домашнее задание. | 4. Домашнее задание: §66, упр. 543, 544. | Записывают домашнее задание. |
|