УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе с казахским языком обучения.
Разработка содержит план-конспект и презентацию урока русского языка в 5 классе на тему » Род имен существительных ». Урок изучения нового материала и первичного закрепления, с элементами исследовательской работы учащихся, содержит также повторение грамматического материала. Первый урок по теме «Род имен существительных». Содержание урока соответствует образовательной программе и используется для обогащения субъективного опыта учащихся. В ходе проведения урока используются разные методы обучения, такие как беседа, проблемно-поисковый, словесный, практический, наглядный. Применяются такие формы обучения, как фронтальная, индивидуальная, групповая.
На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на урок. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания
Ход урока.
1.Организационный момент. Слайд 2
С добрым утром начат день
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вам предстоит узнать тему урока, а для этого нужно быть внимательными и активными.
I. Актуализация знаний
Игра «Да — нет»
-
Имя существительное — это часть речи? (Да!)
-
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Да!)
-
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
-
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
-
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре. (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?)
5. Совместное «открытие» нового знания. Подумай! Слайд 3
На доске написаны имена существительные в три столбика.
Ж.р. | Ср.р. | |
Стол | Родина | Солнце |
Ученик | Мама | Мыло |
Герой | Армия | Звено |
Парника | Земля | Ружье |
1.Учитель. Ребята, внимательно прочитайте слова!
2.Хором читаем имена существительные.
3.Найдите окончания имен существительных.
4.Выделяем имена существительные.
5.Посмотрите внимательно! Как можно определить род имен существительных?Запомни!
Ученик. 1.Слова с нулевым окончанием и основой на твердый согласный, -й- мужского рода.
2.Слова с окончанием –а -(я)- женского рода.
2.Слова с окончанием–о -(е)- среднего рода.
3.Слова на –а(я), обозначающие лиц мужского пола, -мужского рода.
Этих слов немного: Дедушка, парнишка, дядя и все мужские имена: Петя, Ваня, Миша.
6. Физкультминутка. Слайд 4
— Я называю слова, если им. сущ. м. р. , то хлопают в ладоши мальчики, если ж. р. – девочки, а если ср. р. – то поднимаете руки вверх.
Лист, ягода, небо, птица, орех, морковь, свёкла, картофель, лето, урожай, облако, золото, берёза.
7. Первичное закрепление
Мотивация:
Работа с правилом учебника. (Правило читают вслух три человека: первый ученик — имёна существительные, к которым можно поставить слова он, мой — мужского рода, второй ученик — имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя — женского рода, третий — имёна существительные, к которым можно поставить слова оно, моё — среднего рода)
8. Повторение и систематизация изученного материала Слайд 5
1.Выполняем упражнение 220. Задание. Напишите словосочетания из данных имен существительных и прилагательных. Объясните написание ь.
2.Мотивация:
Сейчас попробуем полученные знания применить на практике
Учитель подчеркнул слова. К выделенным словам подбираем зависимые слова.
Ж.р. | Ср.р. | |
Край | Страна | Государство |
Океан | Река | Море |
Труд | Зима | Озеро |
Ручей | Осень | Болото |
Канал | Весна | Лето |
Луг | Звезда | Солнце |
Месяц | Луна | Созвездие |
Гром | Туча | Небо |
Дождь | Молния | Облако |
Снег | Пурга | Растение |
Дуб | Вьюга | Дерево |
Парусник | Тетя | Судно |
Дядя | Маша |
|
Миша |
|
|
Получились словосочетания.
Ж.р. | Ср.р | |
Пушистый снег | Глубокая река | Черное море |
Могучий дуб | Снежная зима | Зимнее солнце |
Вежливый Миша | Полная луна | Южное растение |
9. Работа над текстом. Текст « Не стоит благодарности». Стр. 96
1.Чтение текста учащимися по ролям.
2. Словарно-фразеологическая работа.
3.Ответьте на вопросы по содержанию.
4.Какой рисунок к этому тексту вы бы нарисовали?
5. Выпишите из текста по образцу в три столбика имена существительные мужского, женского и среднего рода.
10. Дифференцированная работа
Несколько учеников — получают индивидуальные задания:
Придумывают по 2-3 слова в каждую колонку на тему: «Полезные продукты питания»
11 Игра «Собери пословицу»
Пословицы напечатаны на разрезных карточках:
Ученье свет,
Мир строит,
а не ученье — тьма.
а война разрушает.
(Ученье свет, а не ученье — тьма. Мир строит, война разрушает)
Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите у них падеж.
11. Подготовка к домашнему заданию. Работа с фотографией.
Задание: Запишите 5-6 существительных, м., ж., и ср. рода, называющие предметы, изображённые на фотографии.. Подведение итогов.
– А теперь давайте подведём итоги.
Это мы должны были сделать.
– А что смогли сделать? (Учащиеся называют, учитель открывает в презентации).
– Продолжите мысль:
-
Род – это…
-
Определить род имени существительного можно…
-
Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?
12. Рефлексия. Слайд 7
– Давайте выразим своё отношение к прошедшему уроку. На полях тетради нарисуйте смайлик:
урок полезный, понравился;
-
урок скучный.
13. Дифференцированное домашнее задание.
Для всех:
– Составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию.
Для желающих на «5» (дополнительно):
– Подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.
14. Оценки за урок.