Урок русского языка в 6 классе

«Гласные в приставках пре- и при»

Учителя русского языка и литературы

филиала МОУ Цнинской СОШ №2,

расположенного в посёлке Тригуляй

Тамбовского района Тамбовской области

Цели: 1. Формирование у учащихся знаний и умений по правильному употреблению в словах приставок при- и пре-.

2. Развитие аналитического и аналитико-синтезирующего мышления, развитие познавательных, частично-поисковых умений, развитие уверенности в своих силах.

3. Развитие познавательного интереса у учащихся.

Оборудование: таблица «Правописание приставок при- и пре-», карточки 1, 2, 3.

Ход урока.

Эпиграф

В разнообразии приставок – разнообразие смысла.

( К. Чуковский)

  1. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам.

    • Что такое приставка?

    • Почему приставка значимая часть слова?

    • Согласны ли вы с мнением известного вам писателя К.И. Чуковского, который сказал, что «в разнообразии приставок – разнообразие смысла»?

    • Докажите.

    • Какие орфограммы в приставках мы с вами изучили?

    • Расскажите о правописании неизменяемых на письме приставок.

    • Как мы определяем правописание приставок, оканчивающихся на з и с?

Выборочный диктант.

— Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога

Ей сегодня примечталось,

Чтоб совсем-совсем недолго

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

Взаимопроверка. Поменяйтесь в парах своими тетрадями, проверьте работу друг друга.

  1. Изучение нового материала.

    • Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и , надо писать в приставке слова примечталось.

Сообщение темы и цели урока.

Предлагаю вашему вниманию лингвистическую сказку про При и Пре.

В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки При- и Пре

Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.

И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра, продолжала: «Почему ты слово «передать» переделала и получилось слово «предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется.

Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени : «прекрасный», «прелестный».

Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше.

    • Понравилась ли вам сказка?

    • Итак, давайте выясним, при каких условиях в данных приставках пишется буква и, а когда буква е.

Самостоятельная работа.

Прочитайте материал параграфа № 26. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно выбрать приставку (при- или пре-). Заполните в справочнике 2 графу таблицы: «Правописание приставок при- и пре-».

Приставка

Значение приставки

Примеры

При-

1.

2.

3.

4.

Пре-

1.

2.

Самопроверка. Проверьте правильность заполнения таблицы по таблице на доске. Исправьте, если есть, ошибки.

Таблица на доске

Приставка

Значение приставки

Примеры

При-

1. приближение

2. присоединение

3. близость к чему-либо

4. неполное действие

Пре-

1. сходно со значением слова очень

2. сходно со значение приставки пере-

Вывод по теме.

    • Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах?

    • При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?

  1. Формирование умений и навыков. (Работа коллективная)

1. Запишите и графически объясните написание приставок в словах: приехать, привязать, прескучный, привокзальная, прискакать, пристанционный, привинтить, приоткрыть, прибыть, прийти, превозносить.

Орфографический разбор слова прийти.

Орфоэпический разбор слова прибыть(прибыл, прибыла).

Лексический разбор слова превозносить.

2. Вспомните и запишите пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках.

  1. Час обеда (…),

Топот по двору раздался.

  1. Кто-то терем (…)

Да хозяев поджидал.

  1. Пирожок лишь разломила

Да кусочек (…).

  1. Пушки с (…) палят,

Кораблю (…) велят.

  1. Здравствуй, князь ты мой (…)!

Что ж ты тих, как день ненастный?

  1. Только поп один Балду не любит,

Никогда его не (…).

  1. (…) к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно , старче?»

Кто автор этих строчек?

  1. Закрепление и совершенствование ЗУН.

Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-» примерами.

(Работа по группам. 1 группа — самостоятельно, 2 группа – с учителем)

1 группа. Пр..цепить, пр..интересный, пр..бегать, пр..градить, пр..седать, пр..колоть, пр..дорожный, пр..увеличить, пр..ковылять, пр..гореть, пр..неприятный, пр..рвать.

2 группа. Работа с упр.№ 137 стр. 55.

  1. Применение ЗУН.

Работа по разноуровневым карточкам.

Карточка 1. Уровень — запоминания.

Вставь нужную букву в приставку, проговори про себя.

Пре- При-

пр..умножить (очень) пр..клонить (приближ.)

пр..давать (пере-) пр..творить (неполн. действ.)

пр..ступление (пере-) пр..бить (присоед.)

пр..скверный (очень) пр..школьный (близ.)

Карточка 2. Уровень – понимания.

Спиши, встань нужную букву в приставку. Объясни!

К тёплому месту змея пр..живается. Правда, как солнце, её ладонью не пр..кроешь. Пр..шла беда – отворяй ворота. Отрезанный ломоть не пр..ставишь. Глупому сыну и родной отец ума не пр..ьёт.

Карточка 3. Уровень – умений и навыков.

Исправь ошибки.

Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.

Взаимопроверка в парах.

  1. Анализ, проверка и оценка результатов обучения.

  2. Домашнее задание.

1 группа. Упр. 136

2 группа. Упр. 138 ( по образцу)

  1. Подведение итогов урока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here