Урок русского языка в 6 классе
«Гласные в приставках пре- и при»
Учителя русского языка и литературы
филиала МОУ Цнинской СОШ №2,
расположенного в посёлке Тригуляй
Тамбовского района Тамбовской области
Цели: 1. Формирование у учащихся знаний и умений по правильному употреблению в словах приставок при- и пре-.
2. Развитие аналитического и аналитико-синтезирующего мышления, развитие познавательных, частично-поисковых умений, развитие уверенности в своих силах.
3. Развитие познавательного интереса у учащихся.
Оборудование: таблица «Правописание приставок при- и пре-», карточки 1, 2, 3.
Ход урока.
Эпиграф
В разнообразии приставок – разнообразие смысла.
( К. Чуковский)
-
Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам.
-
Что такое приставка?
-
Почему приставка значимая часть слова?
-
Согласны ли вы с мнением известного вам писателя К.И. Чуковского, который сказал, что «в разнообразии приставок – разнообразие смысла»?
-
Докажите.
-
Какие орфограммы в приставках мы с вами изучили?
-
Расскажите о правописании неизменяемых на письме приставок.
-
Как мы определяем правописание приставок, оканчивающихся на з и с?
Выборочный диктант.
— Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога
Ей сегодня примечталось,
Чтоб совсем-совсем недолго
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
Взаимопроверка. Поменяйтесь в парах своими тетрадями, проверьте работу друг друга.
-
Изучение нового материала.
-
Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и , надо писать в приставке слова примечталось.
-
Сообщение темы и цели урока.
Предлагаю вашему вниманию лингвистическую сказку про При и Пре.
В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки При- и Пре
Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.
И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра, продолжала: «Почему ты слово «передать» переделала и получилось слово «предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется.
Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени : «прекрасный», «прелестный».
Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше.
-
Понравилась ли вам сказка?
-
Итак, давайте выясним, при каких условиях в данных приставках пишется буква и, а когда буква е.
Самостоятельная работа.
Прочитайте материал параграфа № 26. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно выбрать приставку (при- или пре-). Заполните в справочнике 2 графу таблицы: «Правописание приставок при- и пре-».
-
Приставка
Значение приставки
Примеры
При-
1.
2.
3.
4.
Пре-
1.
2.
Самопроверка. Проверьте правильность заполнения таблицы по таблице на доске. Исправьте, если есть, ошибки.
Таблица на доске
-
Приставка
Значение приставки
Примеры
При-
1. приближение
2. присоединение
3. близость к чему-либо
4. неполное действие
Пре-
1. сходно со значением слова очень
2. сходно со значение приставки пере-
Вывод по теме.
-
Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах?
-
При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?
-
Формирование умений и навыков. (Работа коллективная)
1. Запишите и графически объясните написание приставок в словах: приехать, привязать, прескучный, привокзальная, прискакать, пристанционный, привинтить, приоткрыть, прибыть, прийти, превозносить.
Орфографический разбор слова прийти.
Орфоэпический разбор слова прибыть(прибыл, прибыла).
Лексический разбор слова превозносить.
2. Вспомните и запишите пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках.
-
Час обеда (…),
Топот по двору раздался.
-
Кто-то терем (…)
Да хозяев поджидал.
-
Пирожок лишь разломила
Да кусочек (…).
-
Пушки с (…) палят,
Кораблю (…) велят.
-
Здравствуй, князь ты мой (…)!
Что ж ты тих, как день ненастный?
-
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не (…).
-
(…) к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно , старче?»
Кто автор этих строчек?
-
Закрепление и совершенствование ЗУН.
Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-» примерами.
(Работа по группам. 1 группа — самостоятельно, 2 группа – с учителем)
1 группа. Пр..цепить, пр..интересный, пр..бегать, пр..градить, пр..седать, пр..колоть, пр..дорожный, пр..увеличить, пр..ковылять, пр..гореть, пр..неприятный, пр..рвать.
2 группа. Работа с упр.№ 137 стр. 55.
-
Применение ЗУН.
Работа по разноуровневым карточкам.
Карточка 1. Уровень — запоминания.
Вставь нужную букву в приставку, проговори про себя.
Пре- При-
пр..умножить (очень) пр..клонить (приближ.)
пр..давать (пере-) пр..творить (неполн. действ.)
пр..ступление (пере-) пр..бить (присоед.)
пр..скверный (очень) пр..школьный (близ.)
Карточка 2. Уровень – понимания.
Спиши, встань нужную букву в приставку. Объясни!
К тёплому месту змея пр..живается. Правда, как солнце, её ладонью не пр..кроешь. Пр..шла беда – отворяй ворота. Отрезанный ломоть не пр..ставишь. Глупому сыну и родной отец ума не пр..ьёт.
Карточка 3. Уровень – умений и навыков.
Исправь ошибки.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
Взаимопроверка в парах.
-
Анализ, проверка и оценка результатов обучения.
-
Домашнее задание.
1 группа. Упр. 136
2 группа. Упр. 138 ( по образцу)
-
Подведение итогов урока.